Как художники зарабатывают на коммерческих проектах? Рассказывают участники выставки «Доступ»
Художники все чаще объединяются с корпорациями и создают совместные проекты. Марина Абрамович проектирует спа-салон для отеля, Яёи Кусама выпускает коллаборацию с известным домом моды, а Дэмиен Херст придумывает дизайн часов к юбилею Микки-Мауса. Российские художники и дизайнеры тоже работают с брендами: как именно — разбираемся на примере выставки цифрового искусства «Доступ», которую 22 декабря организовала компания МТС.
Кураторы «Доступа» исследовали цифровую реальность и предпочтения пользователей. По мнению организаторов, люди настолько устали от бесконечных потоков онлайн-контента, что начали ценить то, доступ к чему ограничен: будь то исчезающие сторис или штучные работы художников. Эта идея была подчеркнута технологически. Невооруженным взглядом можно было увидеть только часть произведения: чтобы увидеть еще одно измерение — дополненную реальность, — нужно было установить на телефон приложение «Доступ». При наведении телефона на работы художников было видно, как изображения преображаются и оживают.
Мы расспросили участников выставки, зачем художникам работать с брендами и как не потерять себя в коммерческих проектах.
«Коллаборация должна быть основана на взаимоуважении»
Зорик Истомин, диджитал-художник
Я не считаю нужным проводить грань между творчеством и коммерцией и разделять эти процессы. В современном мире большим амбициям и идеям нужна поддержка, а брендам — культурная составляющая. В этой дружбе брендов и искусства я вижу только преимущества. Но тут все зависит от художника. Кто-то обслуживает бренды, чтобы заработать денег. Приходится делать не то, что хочется, а то, что ему говорят. Но это не про нашу студию THĒ. 80% наших проектов не связаны с брендами. Мы работаем только с компаниями, чьи стиль и идеи сочетаются с нашим видением.
Мне нравится, как с брендами работает американский художник и дизайнер Kaws. Его коллаборации не выглядят навязчиво, в них чувствуется достоинство художника и уважительное отношение к нему бренда. Я ценю это и стремлюсь к такому в своей работе. Хорошо, когда бренд осознанно сотрудничает с творческой командой: слушает и задает правильные вопросы в рабочем процессе — так можно хорошо друг друга прокачать. Конечно, приходится учитывать гайдлайны и пожелания заказчика. Но это не проблема. Главное — найти решение проблемы с помощью дизайна.
С МТС у нас сложился гармоничный коннект. Эта компания занимается телекоммуникациями, а нас как цифровых художников многое в этой сфере вдохновляет. Идея выставки «Доступ» в том, чтобы передать чувство скоротечности нашей культуры. Выставка была открыта всего 10 часов, и это вполне соответствует духу времени: идеи и события сегодня стремительно появляются и так же быстро исчезают.
Представленные на «Доступе» работы мы делали вместе с ребятами из МТС. Я придумывал и визуализировал выставку, а потом мы собирались на брейнштормы и обсуждали, что получилось, а что стоит доработать. В этом отличие коллаборации от заказухи. Коллаборация — это совместная работа нескольких групп, основанная на взаимоуважении. Ее идея в том, чтобы с помощью проекта в равной степени самореализовались все ее участники.
«Коммерческие проекты даже более выгодны художнику, чем бренду»
Максим Шкрет, диджитал-художник
Я сотрудничаю с брендами, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Я не продаю картины, не выставляюсь ни на каких стоках, поэтому весь мой заработок — это коммерческие проекты. Немного обидно, что нельзя обеспечивать себя творчеством. Конечно, хочется, чтобы нарисовал и за это получил конфетку. Но пока это не так.
С другой стороны, коммерческие проекты — это тоже творчество. Мне нравится, что я могу заниматься любимым делом и получать за это деньги. Тем более что часто это больше напоминает не работу, а развлечение. А еще мне кажется, что иногда коммерческие проекты даже более выгодны художнику, чем бренду. Приятно, что компании поддерживают молодое искусство.
Обычно работа с брендами выглядит так: заказчики присылают бриф, а дальше ты предлагаешь свои идеи. На каждом проекте хочется пробовать новое и понемногу менять свой стиль. Бывают сложности: как правило, клиенты боятся экспериментировать и хотят получить то, что уже видели.
Иногда бренды просто выкупают права на изображения, которые им нравятся, — тогда вообще ничего не нужно делать. А иногда пытаются давить и править нюансы, в которых даже не разбираются. Я иду на уступки, если клиент критикует конструктивно. Если я чувствую, что можно улучшить работу, то это сделаю. Главное, чтобы замечания совпадали с моими эстетическими представлениями и стилем. Но так бывает не всегда. Например, однажды одна деловая американская газета попросила меня нарисовать медведя и быка — символы Уолл-стрит. А после того, как я прислал им готовый вариант, стали настаивать, чтобы я изменил выражение лица и перерисовал глаза. Не люблю, когда такое происходит.
На выставке МТС в одном месте собралось много талантливых людей. Это интересный опыт: ты не просто сидишь за компьютером и рисуешь, а знакомишься с другими людьми, общаешься, развиваешься вместе с ними. Это помогает не замыкаться на собственных проектах и расширять собственное видение. К тому же здесь мне сразу сказали: «Рисуй то, что считаешь нужным». Я такого не ожидал. В итоге я предложил готовые работы, которые никто не видел. Они были сделаны для продвижения моего краудфандингового проекта — я хочу перейти из цифры в физические скульптуры и создаю платформу, чтобы собирать на это деньги. МТС купила у меня права на работы, а гонорар я как раз потратил на разработку платформы.
«Работа с заказчиками дисциплинирует»
Алекс Фрукта, художник, моушен-дизайнер, арт-директор
Я работаю с брендами уже пять лет, и мне всегда интересно. У больших компаний, как правило, есть свой брендбук, в котором описана концепция бренда, его атрибуты и фирменный стиль. На первый взгляд кажется, что дизайнера это должно ограничивать. Но по факту это структура, внутри которой можно много чего придумать. К тому же работа с заказчиками дисциплинирует. Например, коммерческие проекты я делаю под псевдонимом Alex Frukta, а еще у меня есть проект Fontfirma — там я занимаюсь типографикой и создаю графический дизайн просто для себя. Иногда процесс проектирования одного шрифта растягивается на месяцы — все потому, что я никому не должен показать его быстрее. А у коммерческих проектов всегда есть четкий дедлайн — это заставляет быть собранным и в конечном итоге больше работать. А чем больше ты работаешь, тем лучше оттачиваешь стиль.
Мой первый коммерческий проект был связан с визуальным стилем целого города. Я сделал презентацию айдентики в анимации и именно тогда понял, каким должен быть хороший дизайн: чистым, понятным, минималистичным и при этом цепляющим.
Мне нравится, когда бренды приходят с запросом на дизайн, сценарий и историю — такие проекты интересны. Но иногда заказчики прибегают в мыле, просят сделать вирусный ролик из футажей и скучного текста, чтобы просто крутить его на ютьюбе, пока оплачена рекламная кампания. Это отстой. Именно тут проходит грань между классным коммерческим проектом и плохой рекламой.
Мне было интересно участвовать в выставке МТС, потому что это история про арт. Ребята пришли ко мне и попросили нарисовать иллюстрацию на тему «Доступ». Я мог делать все что угодно — меня ничто не ограничивало, и это было здорово. В итоге я решил пофантазировать о будущем. Представьте, что в будущем телефон станет объектом, через который люди смогут получать доступ к другим пространствам и измерениям. Именно эту идею я и хотел визуализировать.
Выставка проходила в Москве только один день, и она стала финальной точкой большого проекта МТС. С октября 2018 года все работы с дополненной реальностью, представленные на выставке, были размещены на уличных билбордах в российских городах, а также на баннерах в интернете.