«Девушка, которая застряла в паутине»: Лисбет Саландер возвращается на экран — но как-то неубедительно
В российский прокат выходит фильм Феде Альвареса «Девушка, которая застряла в паутине». Он рассказывает о новых приключениях Лисбет Саландер, героини детективного цикла Стига Ларссона, который он не успел закончить при жизни. Последний роман выпустил уже другой писатель, по этой книге и сняли картину. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что на основе уникальной вселенной Ларссона сделали хоть и выразительный, но предсказуемый и неправдоподобный триллер — и виноваты в этом и режиссер, и автор романа.
Бисексуалка, хакерша, спортсменка, отличница! Идеальный человек XXI века, Лисбет Саландер. Ее придумал шведский журналист и детективщик Стиг Ларссон, который, к сожалению, не дожил до всемирного успеха своей трилогии из цикла «Миллениум». Главными героями были Саландер и репортер Микаэль Блюмквист, вдохновленные персонажами любимой детской писательницы всех шведов Астрид Линдгрен: девушка наследовала хулиганке и выдумщице Пеппи Длинныйчулок, ее партнер — самодеятельному сыщику Калле Блюмквисту.
Четвертая книга осталась в черновиках, недописанной. Ее завершил — точнее, целиком написал заново — Давид Лагеркранц, также журналист и создатель биографического бестселлера «Я — Златан» про футболиста Златана Ибрагимовича. Новый том получил название «Девушка, которая застряла в паутине» и, невзирая на смешанные реакции критиков, имел огромный коммерческий успех. Именно его экранизация теперь выходит на экраны.
Другими словами, перед нами сугубо коммерческий проект, в котором не осталось места для вдохновения и любых экспериментов. Неслучайно и неудивительно, что Голливуд, со скрипом давший зеленый свет Дэвиду Финчеру с его экранизацией «Девушки с татуировкой дракона», не захотел снова рисковать. В той картине была на редкость депрессивная атмосфера, много насилия и эротики; и сборы были отнюдь не рекордными. Поэтому вторую и третью части трилогии — «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» — Финчер так и не перенес на экран.
Новая картина — совсем другое дело. Тут и автор жив-здоров, и режиссера взяли более сговорчивого. Уругваец Феде Альварес, создатель неожиданного хита «Не дыши», умеет управляться с саспенсом и атмосферой, великолепно ставит экшн и отвечает за выразительность персонажей. А главное — способен смириться с завиральностью интриги и пустить зрителям пыль в глаза. Постоянно попадая вместе с героиней из огня да в полымя, они буквально не успевают задуматься над неправдоподобием происходящего.
В начале фильма Лисбет Саландер, как Робин Гуд нового времени, озабочена исключительно наказанием мужчин за их преступления. Она ловит благополучных насильников и поборников бесконтрольного харассмента, грабит их и пытает, успевая скрыться до появления полиции. От этого монотонного занятия ее отвлекает дело более масштабное. Сбежавший из Штатов ученый просит ее украсть программу, которую он сам же и разработал для американских спецслужб, а потом раскаялся — ведь с ее помощью можно захватить контроль над атомным оружием по всему миру. Разумеется, Лисбет как опытный хакер моментально выполняет заказ. Естественно, это оказывается подставой и страшный чемоданчик попадает в руки преступников — и не каких-то рядовых, а страшнейших (например, своим врагам они отрезают носы!), зовущих себя «пауками». Когда Лисбет пытается восстановить статус-кво и защитить хакерскую честь, выясняется неизбежное: во главе «пауков» стоит ее единокровная родственница.
Кому-то, возможно, все вышеизложенное покажется недопустимыми спойлерами, но, к несчастью, почти каждый сюжетный поворот в фильме угадывается заранее. Причем обусловлен он не логикой характеров, а исключительно жанровыми клише. Но абсолютная предсказуемость «Девушки, которая застряла в паутине» — еще не самый большой ее недостаток. Авторы фильма — нарочно или нет — поступательно избавляются от всех уникальных особенностей вселенной Ларссона, на глазах превращая историю Лисбет Саландер в шаблонный триллер.
Героиня, невзирая на вечно напряженное выражение лица (справедливости ради, Клер Фой на роль подошла идеально), превратилась в подобие даже не Шерлока Холмса, а Джеймса Бонда — только действующего не во благо бывшей империи, а во имя идей равенства, толерантности и либерализма. Она здесь не живой человек, раздираемый на куски комплексами и страдающий от одиночества, а бессмертный киборг. Еще худшая трансформация случилась с Блюмквистом. Его роль в интриге стала сугубо служебной, а модельная внешность Сверрира Гуднасона низвела важнейшего персонажа «Миллениума» до статуса эдакой «девушки Бонда» (только без секса).
Стоило убить живой и, кстати, небезупречный организм книг Ларссона, создав на его основе схему, как вылезли наружу все противоречия. Все-таки «Девушка, попавшая в паутину» написана и снята мужчинами, и при всей декларируемой прогрессивности, комичным образом сваливается в патриархальные штампы. Главная предательница здесь — женщина, как и руководительница преступного синдиката. Причем преступница-«паучиха» неизменно ходит в обтягивающем красном костюме — очевидно, чтобы поярче выделяться на блеклом фоне своих подчиненных. Самыми же мудрыми и проницательными сделаны, конечно, мужчины — гениальный ученый и его гениальный сын.
Следует уточнить: ничего криминального в этом всем, конечно, нет. Фильмов и книг, устроенных именно так, бесконечное количество; так сделано любое типовое бульварное чтиво. Но все-таки обидно наблюдать, как самый сенсационный детективный проект XXI века превращается в стандартную развлекательную продукцию.