Перейти к материалам
истории

«Дикая жизнь»: актер Пол Дано снял свой первый — очень грустный — фильм о разводе и взрослении

Источник: Meduza
FilmNation Entertainment / Capella Film

18 октября в российский прокат выходит «Дикая жизнь» — режиссерский дебют актера Пола Дано («Нефть», «Война и мир»). Главные роли сыграли Джейк Джилленхол, Кэри Маллиган и 17-летний Эд Оксенбульд. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что у молодого режиссера получилась замечательная грустная драма о том, как подросток и двое взрослых пытаются справиться с распадом собственной семьи и найти свое место в обществе — но ничего из этого у них не получается.

Ничего дикого в этом фильме, разумеется, нет. Провинциальная скука, чинная рутина американской глубинки. «Ну и дикая у вас тут жизнь», — пытается иронизировать Джерри, один из трех героев картины, вернувшись со скудных заработков и обнаружив, что обстоятельства в его семье изменились. Несколько недель он в компании других мужчин-волонтеров боролся с лесными пожарами в непролазных лесах Монтаны, пока его жена Жанетт пыталась закрутить роман с местной важной шишкой — вдовцом и владельцем автосалона. А их сын, молчаливый старшеклассник Джо, за этим наблюдал, чувствуя свое бессилие; ни ему, ни кому другому не удалось бы склеить распадающийся брак родителей. На дворе стоял 1960 год. 

«Дикая жизнь» — экранизация одноименного романа Ричарда Форда, респектабельного американского прозаика, лауреата Пулитцеровской премии. И, что важнее, это режиссерский дебют 34-летнего (на момент премьеры ему было еще 33) актера Пола Дано, сценарий к которому он написал совместно со своей девушкой Зои Казан. Дано — один из самых талантливых и амбициозных американских артистов; это несложно заключить из его фильмографии. Он не только играл новейшее воплощение Пьера Безухова в недавней телевизионной «Войне и мире», но снимался у ведущих режиссеров мира — Ричарда Линклейтера и Пола Томаса Андерсона, Энга Ли и Спайка Джонза, Стива Маккуина и Дени Вильнева, Паоло Соррентино и Пон Джун-хо. После такой карьеры в режиссуру — самый прямой путь. 

«Дикая жизнь». Трейлер
Capella Film

Возложенные на него ожидания Дано выполнил: «Дикая жизнь», при всей кажущейся скромности и камерности, вызвала восторги критиков и публики, была показана на «Сандэнсе» и в Каннах. Впрочем, и скромность здесь концептуальная. Маленькая история одной семьи к финалу вырастает в глобальную метафору — о том, как свобода приводит к бесприютности, как независимость разрушает семью. Решения этого уравнения не существует в природе. Даже тогда, в сравнительно патриархальном 1960 году, поиск решения был лишь прикрытием, маскировкой пустот, которые рвали на куски души самым прилежным обывателям. 

Джерри (одна из лучших ролей Джейка Джилленхола) — тихий улыбчивый человек, прячущий под осторожным поведением растущее отчаяние. Его только что уволили из гольф-клуба, где он начищал ботинки богатым клиентам и силился забыть о том, как в былые времена сам мечтал о спортивной карьере. Жанетт (замечательная Кэри Маллиган, преступно недооцененная кинематографом) задыхается в обществе мужа-интроверта и хочет добиться хоть какой-то самостоятельности; но и ей удается найти лишь работу тренером по плаванию в местном бассейне. Городок в Монтане, куда они уехали в надежде на лучшую жизнь, — настоящая дыра, мирное захолустье, гробовая крышка для любых надежд.

А что Джо (талантливый 17-летний австралиец Эд Оксенбульд, известный по роли в «Визите» М. Найт Шьямалана)? Он совсем не Холден Колфилд, его и девочки пока не особо интересуют. Джо просто наблюдает. И на работу в местное фотоателье устраивается не ради независимости от предков, а чтобы хотя бы там лелеять мечту о цельности и красоте выдуманной семейной идиллии — такой, какой не бывает в реальности и какая часто встречается на парадных фотокарточках. 

FilmNation Entertainment / Capella Film

Интересная деталь фильма Дано: он делает попытку уйти от проработанных паттернов «романа воспитания» и уравнять в правах трех главных героев. Взрослые так же беспомощны и уязвимы перед устройством социума и течением времени, как подросток. Когда Джо совершает это открытие, оно отменяет не то что необходимость, но саму возможность, казалось, обязательного тинейджерского бунта. Как Джерри не в состоянии погасить лесной пожар — с этим под силу справиться только выпавшему к ноябрю снегу, — так он не может и поджечь дом удачливого соперника. Сама возможность поступка — иллюзия. 

Что остается? «Дикая жизнь» неожиданным образом лишена чувства безнадежности и тупика, хотя сюжет, вроде бы, ведет к этому. Да и не из одного сюжета она складывается: есть холодные цвета меланхоличного пейзажа, пойманного в объектив оператором Диего Гарсиа («Кладбище блеска»), есть пронзительная, но не сентиментальная музыка Дэвида Лэнга («Молодость»). Светлый элегический настрой фильма не предлагает никакой морали, но и не обесценивает тщетные (будем честны) попытки людей перехитрить собственную судьбу. Жанетт специально вывозит Джо из города, в зону лесного пожара, чтобы показать ему стену огня и хаоса — человеку с таким не справиться. У подростка это зрелище не вызывает ужаса; он примиряется с ним, как с неизбежностью взросления, разлуки, смерти. И как будто понимает, что лес будет гореть ежегодно, по календарю. Но это не повод отказываться от тушения пожара.   

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Антон Долин

Реклама