В Вене открылась выставка Питера Брейгеля Старшего, впервые показывают сразу 90 его работ. Почему это настоящий музейный блокбастер?
2 октября в Венском музее истории искусств открылась выставка нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Она приурочена к 450-летию со дня его смерти, которое отмечают в следующем году, и продлится до 13 января. «Медуза» рассказывает, почему это самая важная художественная выставка года.
Это первая большая сольная выставка Брейгеля — за все время
Питер Брейгель Старший, или Мужицкий (около 1525 — 1569) — важнейший фламандский художник позднего Возрождения и самый известный из всех Брейгелей. Его сыновья — Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель — тоже были живописцами. Он жил и работал в Антверпене, а затем в Брюсселе, где и был похоронен. Брейгель прославился своими пейзажами и жанровыми картинами со множеством персонажей.
На сегодняшний день известно о 40 живописных работах, 60 рисунках и 70 гравюрах Брейгеля. Большую часть сохранившегося наследия — около 30 живописных произведений и 60 рисунков и гравюр — покажут на выставке в Вене. Такое число работ Брейгеля одновременно в одном месте выставляют впервые.
В Венском музее истории искусств и без того находится крупнейшая живописная коллекция Брейгеля в мире — там хранятся 12 его работ из коллекции австрийских Габсбургов (самую знаменитую работу в собрании венского музея — «Вавилонскую башню» — даже называют аллегорией габсбургской монархии). На втором месте по числу «брейгелей» в коллекции — Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе с шестью картинами художника.
Одни картины до этого сотни лет не покидали свои музеи, другие — никогда не выставлялись вместе
Работы Брейгеля Старшего для выставки собирали по всему миру: и в музеях, и у частных коллекционеров. Картины и гравюры привезут из Берлина, Вены, Мадрида, Антверпена, Рима, Праги, Лондона и Роттердама. Некоторые полотна не выставлялись в других местах десятками, а то и сотнями лет. В том числе, потому, что многие работы Брейгеля выполнены на деревянных досках, которые со временем становятся все более хрупкими — и сотрудники музеев опасаются, что они могут пострадать при транспортировке. Вероятно, поэтому Метрополитен-музей в Нью-Йорке отказался предоставить для венской выставки принадлежащее ему полотно «Жатва» — одно из цикла «Времена года», изначально содержавшего шесть картин. Всего из этой серии сохранилось пять живописных произведений: четыре можно будет впервые увидеть выставленными вместе.
Кроме того, в Венском музее в первый раз одновременно выставят две версии «Вавилонской башни» Брейгеля Старшего. Одну — из Вены, вторую — из музея Бойманса ван Бенингена в Роттердаме. Доподлинно неизвестно, какая из этих картин была написана первой, но полотно из венского собрания называют «Большой Вавилонской башней», а из роттердамского — «Малой». Еще один вариант того же библейского сюжета в исполнении Брейгеля хранится в Дрезденской картинной галерее.
Некоторые работы отреставрировали специально для выставки
Музей истории искусств начал готовиться к выставке еще шесть лет назад — в 2012 году в нем начался исследовательский проект, посвященный творчеству Брейгеля Старшего. Все 12 работ из собрания музея заново исследовали при помощи инфракрасного сканирования и рентгеновских лучей — и открыли некоторые до сих пор неизвестные особенности творческого метода Брейгеля. Например, ученые выяснили, что на эскизах картин художник всегда сразу четко прорисовывал контуры человеческих фигур — а затем уже работал над окружающим их пейзажем, часто импровизируя в процессе. Рассмотреть все исследованные работы в большом увеличении или под рентгеном можно на специальном сайте.
Другие музеи тоже специально готовили свои картины к выставке. Например, мадридский Прадо отреставрировал принадлежащее ему полотно «Триумф смерти», удалив с него многолетний слой желтого лака, которым еще в XX веке картины покрывали для лучшей сохранности. Музей Майер ван ден Берг в Антверпене тоже отреставрировал картину Брейгеля Старшего из своего собрания — «Безумную Грету», изображающую одноименного персонажа фламандского фольклора, вооруженную мечом и сковородой женщину, штурмующую ад.