истории

Помните великое выступление двух российских фигуристок на Олимпиаде? Медведева и Загитова снова на льду — и снова соперничают

Meduza
12:13, 12 сентября 2018

Алина Загитова и Евгения Медведева в январе 2018 года

Владимир Песня / Sputnik / Scanpix / LETA

В начале сентября в Москве прошли контрольные прокаты сборной России по фигурному катанию. Это мероприятие, на котором спортсмены показывают программы руководству федерации и специалистам, собирают замечания и рассказывают журналистам, как провели лето. На сей раз прокаты превратились из традиционной рутины в шоу, за которым следили по всему миру. Короткие программы демонстрировали на базе в Новогорске в закрытом для публики и прессы режиме, но записи попали на YouTube — и набрали сотни тысяч просмотров. Произвольные программы исполняли перед публикой, и в московском дворце «Мегаспорт» был аншлаг, хотя билеты стоили до 2000 рублей. Причина проста: противостояние Евгении Медведевой и Алины Загитовой. В которое к тому же может вмешаться третья фигуристка.

Серебряная медалистка Олимпиады Евгения Медведева и золотая медалистка Алина Загитова встретились на льду впервые с февраля — с выступлений в Пхенчхане, которые стали одним из символов Игр-2018. И впервые с тех пор, как Медведева ушла из группы Этери Тутберидзе, которая продолжает тренировать Загитову, и выбрала в качестве нового тренера канадца Брайана Орсера.

Соперничество на Олимпиаде сделало Медведеву и Загитову, а также их тренера Этери Тутберидзе звездами первой величины. Завершение этой олимпийской истории с уходом любимой ученицы от многолетней наставницы только увеличило интерес к их противостоянию. Несмотря на все усилия со стороны Медведевой, которая во время смены тренеров была очень осторожна в публичных высказываниях, сторонам не удалось расстаться спокойно и красиво. Тутберидзе дала интервью, где, помимо прочего, упомянула, как Евгения после завершения олимпийского турнира якобы предъявила ей претензию по поводу 15-летней Загитовой: почему тренер не придержала ту еще годик в юниорах?

Каковы сейчас отношения в этом трио, точно не знает никто. Евгения Медведева в «Мегаспорте» использовала отдельный выход на лед — не ту калитку, через которую выходили на разминку и прокат все остальные девушки, а другую — на противоположном конце бортика. Заинтересованные зрители тут же сделали вывод: это чтобы не пересекаться с группой Тутберидзе. Сама тренер не осталась смотреть выступление своей бывшей ученицы и удалилась в подтрибунное помещение. Но по интернету разлетелось фото с разминки: при желании можно подумать, что на нем Тутберидзе внимательно смотрит на коньки проезжающей мимо Медведевой.

Этери Тутберидзе смотрит на Евгению Медведеву, 8 сентября 2018 года
Владимир Федоренко / Sputnik / Scanpix / LETA

Сразу после российских прокатов произошло событие на первый взгляд еще более фантастическое. На YouTube-канале The Skating Lesson появился полуторачасовой выпуск шоу This and That с участием заслуженного канадского тренера Дугласа Хау, где, помимо прочего, обсуждали Медведеву, ее новые программы и новую жизнь. Один из ведущих шоу Дейв Лис сообщил, что, по его информации, Тутберидзе после Олимпиады отправила Медведеву «рожать детей», поскольку у нее якобы нет будущего в спорте. Речь, вероятно, шла о разговоре уже после прекращения их сотрудничества. Хау высказался осторожнее, однако, ссылаясь на рассказ Брайана Орсера, подтвердил, что Тутберидзе жестко выразилась по поводу Медведевой. Все три участника дискуссии также сошлись во мнении, что россиянка выглядит более счастливой, словно «выздоравливает после своего пребывания в России». 

The Skating Lesson — типичное небольшое нишевое медиа для очень подкованных в фигурном катании болельщиков. Большую часть полуторачасового выпуска ведущие и гость разбирают нюансы прыжковой техники и обсуждают, например, такие вопросы, как отличие российской школы исполнения лутца от американской. Но пары бойких реплик о Медведевой оказалось достаточно, чтобы скромный специализированный канал и его гость попали в топ «Яндекса». Таков сегодня медийный потенциал Евгении Медведевой. 

А что со спортом-то? Кто лучше?

Действительно, будет грустно, если эта спортивная история по-настоящему эпического масштаба сведется к банальному водевилю о том, кто на кого косо посмотрел и что сказал под горячую руку. Например, совместный проект Медведевой и тренера Брайана Орсера интересен сам по себе, безотносительно ее прошлого. Канадец — выдающийся стратег, который умеет выводить своих учеников на новый уровень. Медведева — одна из немногих по-настоящему крупных международных звезд в современном российском спорте. Учитывая выдающиеся профессиональные качества фигуристки и работоспособность, взять ее к себе был бы готов любой тренер мира. Потому что когда работать с вами хочет Медведева — это ситуация «Если Спилберг позвонит», где Спилберг — это российская фигуристка. Сам Орсер в своих первых интервью после перехода Медведевой не скрывал, что польщен ее решением обратиться именно к нему.

Контрольный прокат Евгении Медведевой
Crona346740

Первые впечатления от новой Медведевой у всех сплошь положительные. Хотя фигуристка уехала в Канаду только в разгар лета и два месяца работы — не срок для фигурного катания, специалистам очень нравится ее необычная короткая программа, ее раскрепощенность на льду и прогресс, который наметился с акселем и лутцем — в прошлом самыми проблемными для двукратной чемпионки мира прыжками. Рядовой зритель, вероятно, не заметит разницы между ее старым лутцем и новым, но если план по доработке прыжковой техники удастся, Медведева будет исполнять прыжки увереннее и, как следствие, получать больше баллов. 

Но работа, которую задумали Медведева и Орсер, не делается даже за один сезон — это игра вдолгую, и на пути могут возникнуть самые неожиданные препятствия. В том числе финансовые: жизнь в Канаде стоит дорого, и в последние годы российские фигуристы несколько раз уезжали за океан, но довольно быстро возвращались.

Вторая опасность — это конкуренция в российской команде и необходимость каждый сезон проходить жесткий отбор. Для этого Медведевой надо летать через океан, а это — акклиматизация, необходимость состыковывать графики, невозможность работать только на перспективу и опять же деньги. Например, в календаре чемпионаты Японии и России по фигурному катанию обычно совпадают. А значит, в каких-то случаях Медведевой придется выходить на национальный отбор без Орсера рядом. Уже известно, что в этом году тренер поедет в Японию с другим своим звездным учеником — двукратным олимпийским чемпионом Юдзуру Ханю. А с Медведевой, если она поедет в Саранск, будет правая рука Орсера Дэвид Уилсон.

Контрольный прокат Алины Загитовой
TOP NEWS: Новости шоу-бизнеса

У Загитовой — свои спортивные задачи и свои трудности. Алина проходит через то же, что и все очень молодые чемпионки. За лето она сильно выросла и очень изменилась. Очаровательного прыгучего ребенка, от которого на льду шла волна неуемной энергии, больше нет. Есть молодая девушка, которая иначе выглядит и иначе двигается. Ее короткая программа «Призрак оперы», радикально не похожая на «Дон Кихота» и «Лебединое озеро», — как раз такая попытка понять, какой может быть новая Загитова. На то, чтобы к этому привыкнуть, тоже нужно много времени.

И Загитова, и Медведева на контрольных прокатах падали и ошибались. Это еще ни о чем не говорит: в сентябре спортсмены обычно еще не очень хорошо готовы физически. Тем более пока рано говорить, кто из них лучше и будет фаворитом сезона.

Загитова? Медведева? Трусова!

14-летняя Александра Трусова — очередной вундеркинд из группы Тутберидзе, та самая девочка, которая прыгает мужские четверные прыжки. Она — не первая, кто на них замахнулся. Первая зарегистрированная попытка исполнить четверной прыжок на соревнованиях датируется еще 1989 годом, ее предприняла темнокожая француженка Сурия Бонали. В 2002 году японка Мики Андо стала первой девушкой, кто сумел докрутить четверной и благополучно его «приземлить» без падения. Дело было в финале юниорского Гран-при, но во взрослой карьере Андо таких попыток не делала, и о женских четверных забыли на долгие 15 лет. 

Свой первый удачный четверной прыжок на соревнованиях Трусова исполнила еще в прошлом году. В этом Александра стала первой в истории девушкой, исполнившей каскад с четверным прыжком и первой в истории, кто на соревнованиях попыталась исполнить четверной лутц. Пока не получилось: прыжок засчитали как недокрученный. Но можно не сомневаться, что фигуристка будет пытаться снова, а четверной лутц — это один из самых дорогих прыжков, которые сегодня исполняются в фигурном катании. Потенциально в ее произвольной программе может быть три четверных — на такое еще не замахивался никто из девушек. 

Выступление Александры Трусовой
ISU Junior Grand Prix

Александра собирается выйти с таким арсеналом на взрослый уровень. Если ей это удастся и четверные будут получаться более-менее стабильно — по сравнению с остальными одиночницами с точки зрения технической оценки это будет танк против сабель. Даже с поправкой на новые правила.

Сейчас Трусовой 14 лет, и по правилам еще год она официально юниорка. Но уже в следующем сезоне Александра сможет соревноваться со взрослыми на международной арене. И уже сейчас она может выступать во взрослом чемпионате России.

Но не все так просто. Во-первых, у Трусовой пока фигура ребенка, и сохранить ее до следующей Олимпиады нереально. Достаточно посмотреть, как сильно изменилась между своим дебютом на взрослом льду и Пхенчханом та же Медведева. А насколько сложным будет процесс взросления, неизвестно. Во-вторых, четверные прыжки — это огромная нагрузка на организм и повышенный риск травм, особенно в период роста. Никто из девушек пока не имеет опыт исполнения большого количества четверных несколько сезонов подряд. А значит — никто по большому счету не знает, как на это будет реагировать тело. Опыт той же Медведевой, которой за несколько месяцев до Олимпиады диагностировали стрессовый перелом ноги, показывает, что произойти может все что угодно и в самый неподходящий момент.

В целом четверные прыжки Трусовой только добавляют неопределенности следующим сезонам. А значит — каждое следующее выступление россиянок в фигурном катании будет еще более интересным.

Екатерина Кулиничева