Перейти к материалам
истории

Караваджо убивает человека, Веласкес становится рыцарем, Хогарт дарит художникам авторское право Фрагмент книги «Ключевые моменты в искусстве»

Источник: Meduza

В августе в издательстве AdMarginem выходит книга «Ключевые моменты в искусстве». Ее автор Ли Чешир — старший редактор издательского отдела лондонской галереи Тейт. В каждой главе он коротко рассказывает о каком-либо поворотном моменте в истории искусства — от Позднего средневековья до наших дней. Это и истории из частной жизни художников, повлиявшие на их дальнейшее творчество, и общественно-политические события, изменившие подход к искусству и способ его восприятия. С разрешения издательства «Медуза» публикует несколько глав из книги.

Караваджо убивает человека

28 мая 1606. Рим

Художник: Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), Италия

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Давид с головой Голиафа». Около 1610

В начале 1600-х годов Караваджо, едва достигший тридцати лет, был самым знаменитым живописцем Рима, создавшим поразительно реалистические и драматичные полотна по заказу самых могущественных и влиятельных клиентов. Он довел до совершенства технику кьяроскуро — использование выразительных контрастов света и тени: фигуры на его картинах выхватываются из темного фона яркими вспышками света.

Личность Караваджо не менее темна и драматична, чем его искусство. Один из современников писал: «Поработав две недели, затем он месяц-другой расхаживал по городу с самодовольным видом в сопровождении слуги и при оружии; так он ходил от одной компании, играющей в мяч, к другой, всегда готовый вступить в ссору или потасовку, и поладить с ним было нелегко».

Караваджо регулярно попадал в неприятности, будучи застигнут в уличной драке или с оружием, которое носил, не имея на то позволения. Узнав, что его домохозяйка подала на него в суд за то, что он проделал дыру в потолке своей комнаты, он вместе с друзьями пришел к ее окнам и начал швырять в них камни. Некоторые утверждали, что его вспыльчивость вызвана отравлением парами красок, которыми он писал. До поры до времени Караваджо удавалось выпутываться из любых историй, пользуясь поддержкой знатных покровителей, пока 28 мая 1606 года, ввязавшись в драку на ножах, он не убил молодого человека по имени Рануччо Томассони. Детали этой истории неизвестны; по предположению историка искусства Эндрю Грэма-Диксона, Томассони вызвал Караваджо на дуэль в ответ на оскорбление. Художник нанес своему противнику смертельную рану и под угрозой смертной казни бежал из Рима.

Однако нелегальное положение не остановило его карьеру. Сначала он отправился в Неаполь, где создал несколько крупных произведений, а затем уплыл на Мальту. Военно-религиозный орден мальтийских рыцарей принял его с почетом, но после очередной драки ему вновь пришлось задуматься о побеге.

В 1610 году, после неудачного покушения на самого Караваджо, его покровители начали вести с папой Павлом V переговоры о помиловании, и он уже готовился к возвращению в Рим. Этому плану помешала внезапная смерть художника при неясных обстоятельствах в возрасте тридцати восьми лет.

Несмотря на огромную славу, которую Караваджо снискал при жизни, его скандальная репутация привела к тому, что Аннибале Карраччи, его соперник на живописном поприще, оказал гораздо большее влияние на следующее поколение художников. Если Караваджо был скрытным и нелюдимым, то Карраччи имел множество учеников. Впрочем, по мере того как вести о достижениях мастера кьяроскуро распространились по Европе, его авторитет возрос, и во многих странах возникли школы караваджистов. По словам историка искусства Бернарда Беренсона, «ни один итальянский художник, за исключением Микеланджело, не оказал такого воздействия на последующую живопись, как Караваджо»

Веласкес получает рыцарский титул

27 ноября 1659. Мадрид

Художник: Диего Веласкес (1599–1660), Испания

Диего Веласкес. «Менины». 1656

В «Менинах», своем шедевре, Диего Веласкес изобразил себя стоящим за большим холстом со знаменитой длинной кистью в руке. Немало копий сломано вокруг разгадки этого сложного произведения, на заднем плане которого в зеркале отражаются фигуры покровителя живописца — испанского короля Филиппа IV — и его супруги. Многие считают, что Веласкес представил себя за работой над портретом августейшей четы, которая находилась примерно на таком же расстоянии от него, какое отделяет картину от современного зрителя. Однако фактическим центром композиции является юная принцесса — инфанта Маргарита.

Кое-что проясняют некоторые детали полотна. На поясе у Веласкеса — ключи от дверей дворцовых залов. Будучи фаворитом и даже доверенным лицом короля, художник удостоился высокого ранга aposentador mayor — управителя покоев, или администратора королевского двора.

Еще одна говорящая деталь была добавлена к работе уже после ее завершения. На груди у Веласкеса изображен красный крест рыцарского ордена Сант-Яго — Святого Иакова. Честь посвящения в рыцари, оказанная ему королем, требовала одобрения капитулом ордена, которому было трудно смириться с нею, поскольку оказались нарушены сразу два условия: в орден не допускались ремесленники, в том числе живописцы, а также те, чей род не имел благородного звания в нескольких поколениях (один из дедов Веласкеса был торговцем). Получив прошение художника, капитул опросил 148 свидетелей, потратив на это восемь месяцев, и ответил отказом. Тогда Филипп IV обратился к папе римскому за специальным разрешением, которое было получено 27 ноября 1659 года. Легенда гласит, что король лично вмешался в композицию «Менин», начертав крест на груди Веласкеса после смерти художника в 1660 году. Впрочем, тот мог сделать это и сам в последний год своей жизни.

«Акт Хогарта» дает граверам авторское право на их работы

25 июня 1735. Лондон

Художник: Уильям Хогарт (1697–1764), Великобритания

Уильям Хогарт. «Карьера проститутки». Серия гравюр. 1731–1732

В начале 1730-х годов Уильям Хогарт, начавший творческий путь в качестве автора гравюр на сатирические и нравоучительные темы, был одним из самых популярных английских художников. Его растущая слава вышла на новый уровень после выхода в 1732 году серии «Карьера проститутки», которая повторяла в гравюре шесть картин, написанных годом ранее и ныне утраченных. Посвященная нравственному падению сельской девушки, эта серия снискала огромный успех, который Хогарт упрочил в своей следующей работе под названием «Карьера мота».

В отличие от большинства живописцев, которые доверяли тиражирование своих картин на бумаге граверам, Хогарт лично контролировал весь процесс гравирования, печати и продажи листов. Немногие художники до него были настолько вовлечены в дело коммерческого распространения своих произведений. Однако от его контроля ускользал один немаловажный факт: неразборчивые торговцы эстампами в обилии продавали «пиратские» копии его работ, тем самым лишая его львиной доли заслуженных нелегким трудом денег.

В 1710 году британский парламент принял Статут королевы Анны — первый в истории закон о праве на копирование, позволивший авторам следить за тем, как распространяются их произведения. Но этот закон касался только книг, карт и чертежей. Хогарт и солидарные с ним художники добивались его применения к продуктам своего труда, и в 1735 году вышел закон о праве копирования гравюр, известный как «Акт Хогарта». Первый закон об авторском праве на произведения изобразительного искусства, он защищал только создателей гравюр, с которыми лишь позднее были уравнены живописцы, скульпторы и другие творцы.

«Акт Хогарта» возвел принадлежность художнику его творения в ранг юридической нормы. Аналогичные ему правила регулируют публикацию изображений по сей день. Вместе с тем он отразил время, когда визуальные образы окончательно перестали быть привилегией аристократии или церкви и получили широкое хождение в обществе.

Давид получает заказ на портрет Марата

14 июля 1793. Париж

Художник: Жак-Луи Давид (1748–1825), Франция

Жак-Луи Давид. «Смерть Марата». 1793

За день до того, как один из лидеров революционной Франции Жан-Поль Марат был убит у себя в ванной, его посетил друг и сторонник, художник Жак-Луи Давид. Он приобрел известность еще до революции, обозначив картиной «Клятва Горациев» (1784) и другими историческими полотнами поворот от легкомысленного рококо, характерного для XVIII века, к более строгому и серьезному стилю. Поддержав революцию с первых дней, когда была свергнута монархия, Давид вошел в новый правящий орган — Национальный Конвент — и проголосовал за казнь короля. В короткий период Первой республики ему принадлежала практически неограниченная власть над французским искусством, и под его руководством проводились торжественные церемонии, в том числе похороны Марата.

Двенадцатого июля 1793 года художник обнаружил Марата измученным болезнью. Журналист-радикал, писавший под псевдонимом «Друг народа», страдал от порока кожи, с которым справлялся лишь благодаря целебным ваннам. «Его состояние меня потрясло, — вспоминал позднее Давид. На деревянной тумбе рядом с ним стояла чернильница и лежал лист бумаги, на котором он записывал протянутой из ванны рукой свои последние мысли об освобождении народа».

День спустя Марат умер от руки Шарлотты Корде — молодой женщины, заколовшей его прямо в ванне. Корде проникла в дом к революционеру, попросив его о беседе, но в действительности задумала покончить с ним как с инициатором захлестнувшего Францию политического террора. Давид показывает Марата бездыханным в первые мгновения после смерти, с пером в правой — бессильно опущенной — руке и с запиской от Корде в левой. Перед нами мученик, образ которого содействовал росту поддержки революции народом.

Хотя композиция произведения тщательно выстроена, оно было создано очень быстро. На следующий день после убийства Марата другой член Конвента попросил Давида «вернуть нам героя». Художник завершил картину в октябре, и она разошлась в копиях по всей Франции. Представляя свою работу Конвенту, Давид сказал: «Граждане, народ продолжал взывать к своему другу. Я услышал его голос: „Давид, возьми кисть <…> и отомсти за Марата“. <…> Я услышал голос народа и подчинился».

Находясь в гуще политических событий и запечатлевая их едва ли не на ходу, живописец избрал новую — и не столь безопасную для себя — модель поведения. За близость к Максимилиану Робеспьеру ему пришлось заплатить (после падения лидера якобинцев в 1794 году) тюремным заключением. Давид вернул себе славу при Наполеоне, создав несколько эталонных изображений императора, но реставрация Бурбонов в 1815 году вынудила его бежать в Брюссель, где он и провел остаток жизни в изгнании. Картина Смерть Марата тоже на время исчезла, чтобы триумфально вернуться в историю искусства уже в конце XIX века.