истории

В Белоруссии арестованы журналисты крупнейших независимых изданий. Их обвиняют в том, что они воровали новости у государства

Meduza
15:30, 7 августа 2018

Обыски в минском офисе TUT.BY, 7 августа 2018 года

Ольга Шукайло / TUT.BY

Утром 7 августа в офисах трех независимых белорусских СМИ начались обыски

Основатель TUT.BY — крупнейшего информационного интернет-издания в Белоруссии — Юрий Зиссер рассказал «Медузе», что около восьми утра ему позвонила сотрудница бухгалтерии и пожаловалась, что не может попасть в офис редакции, расположенный в одном из бизнес-центров Минска. «Бухгалтер сказала, что там идет обыск, смотрят документы, и доступ на этаж сотрудникам закрыт». В помещение следователи допустили только генерального директора компании «Тут Бай Медиа» Людмилу Чекину — за ней, по словам Зиссера, около шести утра специально заехали «правоохранители», чтобы провести обыск в ее присутствии. Сотрудники сайта с утра 7 августа работали из дома.

Сам Зиссер смог попасть в редакцию только около десяти утра и всего на несколько минут. По его словам, там он увидел несколько сотрудников управления по борьбе с компьютерной преступностью ГУВД Минского горисполкома, которые вынимали из компьютеров жесткие диски. Все они были в штатском и вели себя вежливо.

Юрий Зиссер прокомментировал обыск в нашем офисе

Основатель нашего портала Юрий Зиссер прокомментировал обыск в нашем офисе.

Опубликовано Белорусский портал TUT.BY Вторник, 7 августа 2018 г.

По словам заместителя главного редактора TUT.BY Ольги Лойко, тем же утром дома как минимум у пяти сотрудников издания тоже появились следователи. Среди этих журналистов — главный редактор Марина Золотова, выпускающие редакторы Анна Калтыгина и Анна Ермаченок, редакторы раздела «Общество» Ульяна Бобоед и раздела новостей Галина Уласик, корреспондент Дмитрий Бобрик. По словам Лойко, у них дома «все перевернули» и действовали довольно «брутально»: вырвали провода, разбросали все вещи.

После обыска журналистов отвезли на допрос в центральное управление Следственного комитета, где Уласик, Калтыгина, Золотова и Бобоед были арестованы на трое суток. Официально белорусский Следственный комитет не подтверждает эту информацию; связаться с самими журналистками «Медузе» не удалось: их телефоны выключены.

Главный редактор информагентства «БелаПАН» Ирина Левшина также узнала об обысках в ее редакции утром 7 августа — ей об этом сообщила уборщица, которую не пустили в помещение. По ее словам, по состоянию на час дня жалюзи в редакции были «плотно закрыты», а с находившимися там сотрудниками не было контакта. Вход в помещение охраняли сотрудники ОМОНа, которые «не отвечали ни на какие вопросы».

Обыски прошли и в Гродненской области — в доме у журналистки, международного обозревателя «БелаПАН» Татьяны Коровенковой. «Она была в отпуске в деревне с мамой. Сейчас их везут в Минск, чтобы провести обыск еще и в квартире, а потом отвезти на допрос в следственный комитет», — рассказала Левшина.

По информации руководителя Белорусской ассоциации журналистов Андрея Бастунца, Коровенкову тоже задержали на 72 часа, но официального подтверждения этому пока также не последовало.

После обыска в редакции «БелаПАН», в ходе которого были конфискованы шесть жестких дисков, выпускающего редактора агентства Андрея Середу увезли на допрос в следственный комитет.

В третьем белорусском СМИ — редакции книжных изданий и журналов академии наук «Белорусская наука» — сообщили, что следователи пришли с обыском в газету «Навука», а остальные издания работают в штатном режиме. Главный редактор «Белорусской науки» Сергей Дубовик сказал, что он «живой, на свободе».

Вечером 7 августа Ольга Лойко сообщила, что к задержанным сотрудникам TUT.BY не пускают адвокатов, навязывая им государственных защитников.

Журналистов обвиняют в несанкционированном доступе к сайту белорусского государственного информагентства БелТА

Утром 7 августа, когда обыски еще продолжались, Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела «о несанкционированном доступе к компьютерной информации» по обращению государственного информационного агентства БелТА. Его представители заявили «о сбоях при осуществлении доступов к платной подписке услуг». По информации СК, на протяжении 2017 и 2018 годов было совершено 15 тысяч «несанкционированных подключений к информации, хранящейся в компьютерной системе БелТА», что нанесло агентству «существенный вред» и «подорвало его репутацию».

По словам Юрия Зиссера, в несанкционированном доступе к компьютерной информации обвинили не TUT.BY и «БелаПАН», а конкретных сотрудников СМИ: Марину Золотову, Анну Калтыгину и Татьяну Коровенкову. Именно их имена упоминаются в сообщении СК.

Директор БелТА Ирина Акулович в интервью независимой белорусской газете «Наша Нива» заявила, что журналисты занимались «грабежом», а именно пользовались платной подпиской агентства, заходя на сайт с чужими аккаунтами и паролями.

По словам Акулович, в БелТА обратились подписчики, которые жаловались на проблемы с авторизацией. После этого было принято решение обратиться в милицию, которая и выявила нарушителей. Глава агентства не уточнила, что это были за подписчики и как их пароли могли оказаться в распоряжении злоумышленников.

На вопросы «Медузы» Акулович не ответила, сославшись на занятость.

Обновление от 23.00 7 августа. На сайте БелТА опубликована запись телефонного разговора, предоставленного агентству Следственным комитетом Белоруссии. Утверждается, что голоса на записи принадлежат Марине Золотовой и Анне Калтыгиной. В частности, один из голосов — он приписывается Калтыгиной — упоминает, что журналисты пользуются подпиской на агентство; в частности, звучит фраза «мы ее тырим», относящаяся, видимо, к этой подписке. Действительно ли голоса принадлежат журналисткам, в каком контексте происходила их беседа и как запись была получена следствием, неизвестно.

Покупать платную подписку на государственное агентство не имеет никакого смысла

Заместитель главного редактора TUT.BY Ольга Лойко рассказала «Медузе», что ни она, ни другие редакторы никогда не пользовались платной подпиской на БелТА, потому что всю необходимую информацию агентство выкладывает в открытый доступ на сайт. «Есть агентства, на которые мы подписаны: это „БелаПАН“, Reuters, мы покупаем их новости», — добавила Лойко. По ее словам, используя материалы БелТА, она и ее коллеги всегда ставили гиперссылку на сайт агентства.

Основатель портала Юрий Зиссер добавляет, что экономить на подписке БелТА не было бы смысла. «Она стоит всего 612 белорусских рублей (около 20 тысяч российских рублей) в месяц [на всю редакцию]. Но вся информация и так открыта, в чем смысл — я не понимаю», — сказал он.

По словам анонимной сотрудницы БелТА, которые приводит «Радио Свобода», отличие платного доступа от бесплатного заключается в том, что в первом случае информация поступает на 15 минут быстрее, там есть более удобный рубрикатор, информация подается «глубже». Также специально для подписчиков составляются анонсы дня и недели, а также тематические календари.

Не было подписки на БелТА и у «БелаПАН». «Если мы размещали информацию БелТА, то делали это с гиперссылкой. Так что обвинять нас в том, что мы пытались какую-то корысть извлечь, смешно», — объяснила Левшина.

По ее словам, СМИ в Белоруссии находятся в неравных условиях: информация, касающаяся работы президента и правительства, есть только у ограниченного набора агентств и изданий, допущенных в президентский или правительственный пул. Лойко из TUT.BY согласна с коллегой — она называет эту ситуацию «монополией на официоз».

По словам журналиста Игоря Ильяша (он работает на польском спутниковом телеканале «Белсат», вещающем на территорию Белоруссии), «подписку на БелТА приобретают только государственные СМИ, потому что они обязаны это делать».

Аресты и обыски связывают с очередной зачисткой информационного поля в Белоруссии

Главный редактор «БелаПАН» Ирина Левшина говорит, что власти используют в своих целях БелТА, «чтобы максимально затруднить работу негосударственных СМИ». «Это просто повод придраться к крупнейшему негосударственному новостному порталу. Не знаю, как сотрудники БелТА будут сейчас смотреть коллегам в глаза, — рассуждает Левшина. — При этом понимаю, что, скорее всего, это исходит не от них — в Беларуси ведь приближаются президентские выборы».

«Такие проявления в стране происходят то более остро, то менее остро, но от них власти не отступали никогда. Этот процесс идет фактически все последние 25 лет. Мы хорошо помним, как прессовали журналистов и в 1990-х, и в начале 2000-х», — говорит руководитель закрытого белорусскими властями правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий.

По словам Ильяша, в серьезность обвинений в адрес журналисток никто не верит — в профессиональной среде происходящее воспринимают как «зачистку информационного пространства, уничтожение последних независимых белорусских СМИ». «Моя гипотеза: делается это с расчетом на досрочные президентские выборы в 2019 году (возможность проведения выборов в следующем году ранее допускал ЦИК, хотя по календарю они должны состояться в 2020-м — прим. „Медузы“)», — предполагает журналист. Он думает, что журналистов отпустят, но уголовное дело в их отношении останется открытым — и таким образом они будут находиться «фактически в качестве заложников, чтобы СМИ правильно себя вели в ходе предвыборной кампании».

В белорусском МИД заявили, что ситуация с обысками и задержаниями журналистов «никоим образом не лежит в политической плоскости».

Саша Сулим