истории

«Красный воробей»: водка, Большой театр и другие штампы о России — в триллере с Дженнифер Лоуренс И еще 5 фильмов про русских шпионов, которые стоит посмотреть вместо него

Meduza
20th Century Fox 

В российский прокат выходит «Красный воробей» — фильм режиссера Френсиса Лоуренса с Дженнифер Лоуренс в главной роли. В картине идет речь о вымышленной современной российской спецслужбе, агенты которой соблазняют и разоблачают западных шпионов. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что фильм полон штампов и стереотипов, и единственное, что остается российскому зрителю, — посмеяться над фантазиями сценаристов. Или пересмотреть один из пяти действительно интересных фильмов о русских шпионах — список в конце текста.

Осторожно, в рецензии есть спойлеры! Если вам это не нравится, лучше посмотрите, как Мак Демарко танцует под Майкла Джексона в костюме индейки.

Возвращение холодной войны — давно не прогноз безответственных футурологов, а наша реальность. Вопрос лишь в том, идет она полным ходом или только набирает обороты. Но одно дело, когда в эти игры увлеченно играют политики, и совсем другое — если в них включается культура. Считанные дни прошли после питчинга в министерстве культуры России, на котором представили проект «Толерантность» — о европейской провинции, гибнущей под гнетом секс-меньшинств и мигрантов. И хотелось бы ответить, что Запад умнее, штамповкой клише не увлекается. Но на экраны выходит «Красный воробей». 

Трудно поверить, что действие этого шпионского триллера происходит в наши дни. Еще труднее — что снят он сегодня, а не 40 лет назад. Но приходится признать, что для многих иностранных продюсеров, режиссеров и сценаристов, а также писателей («Красный воробей» поставлен по роману Джейсона Мэттьюса) нынешняя Россия решительно ничем не отличается от застойного СССР. Главные планы государства по-прежнему — победа над свободным капиталистическим миром, важнейшая интрига — подковерная борьба разведок, любимое развлечение — балет в Большом театре. А еще у нас всегда идет снег и все пьют водку. Даже слово «красный» в названии, прямолинейно обыгранное в цвете одежды героини, до сих пор эквивалентно слову «русский». 

Красавица Доминика (в русском дубляже чуть менее абсурдно, «Вероника») Егорова — ведущая балерина и племянница важного чина из Службы внешней разведки Ивана Егорова, которого, ясное дело, величает дядей Ваней. Интриги в труппе приводят ее к страшной травме, несовместимой с продолжением профессиональной карьеры. Тогда Вероника (Дженнифер Лоуренс), которой надо как-то платить за квартиру и на что-то лечить тяжелобольную мать, записывается по предложению дяди в «воробьи» — спецслужбу, состоящую из высококвалифицированных и безжалостных соблазнительниц. Именно ей предстоит найти в руководстве нашей разведки «крота» и соблазнить его куратора, американского шпиона Нэша (Джоэл Эдгертон). 

«Красный воробей» Официальный трейлер | HD
20th Century Fox Russia

Если бы это было пародийной комедией или хотя бы стилизацией, каковых в последние годы на сходную тему было предостаточно, — «Агенты А.Н.К.Л.», «Взрывная блондинка» и другие, — можно было бы посмеяться всласть. Но режиссер Френсис Лоуренс — автор трех серий «Голодных игр» и важный человек в карьере знаменитой актрисы-однофамилицы — предельно серьезен. Он тщательно играет в неонуар, наслаждается выдуманной (хоть и подснятой в России) экзотикой, искренне чувствует себя автором то ли «Красной жары», то ли «Парка Горького» — забавных и трогательных хитов 1980-х. А уж какого Шуберта с Брукнером дает за кадром прекрасный вообще-то композитор Джеймс Ньютон Ховард! Видно, вспомнил, как писал саундтрек для пропагандистских «Русских» в 1987-м.

Актеры тоже хороши: в особенности Джереми Айронс в щеголеватом советском мундире (генерал Корчной) и Киран Хайндс в элегантном штатском (генерал Захаров). Симпатичного бельгийца Маттиаса Шонартса на роль «дяди Вани» явно взяли лишь потому, что он похож на моложавую версию Путина. Но круче всех здесь Шарлотта Рэмплинг, отчего-то согласившаяся на роль инструкторши «воробьев», — ее зовут кодовым именем «Матрона». 

Кстати, в фильме показана и обратная сторона — в нем действует небольшой отряд агентов ЦРУ. Но по этим сразу видно: люди принципиальные, порядочные, даже порой милосердные. И стоят за идеалы свободы, что готова признать и главная героиня, впрочем (спойлер!), так увлеченная своим противником, что вот-вот перевербуется без уговоров. 

В «Красном воробье» довольно много мордобоя и секса, но куда больше многозначительных молчаливых взглядов, переговоров на шпионском жаргоне и проходок по темным коридорам или улицам. А одновременная предсказуемость и натянутость интриги делают зрелище исключительно унылым.

Вряд ли американское кино получило заказ на разоблачение путинской России и бросилось его выполнять. Речь лишь о непобедимых штампах, которые сегодня вновь кажутся западному зрителю правдоподобными и потому неплохо продаются. Как мы все дошли до таких примитивных схем, остается только гадать. Утешение в этой ситуации только в том, что даже холодная война сегодня — гибридная. Поэтому «Красный воробей» безболезненно выходит в России, и у российских зрителей будет полноценная возможность посмеяться над фантазиями зарубежных сценаристов. 


Пять хороших западных фильмов о русских шпионах

«Из России с любовью», режиссер Теренс Янг, 1963 (Великобритания)

Второй фильм «бондианы», в котором Агент 007 (Шон Коннери) влюбляется в хрупкую и соблазнительную Татьяну Романову. Романтическая сказка о шпионах. 

«Из России с любовью». Трейлер
Movieclips Classic Trailers

«Змей», режиссер Анри Верней, 1973 (Франция)

Триллер французского классика о полковнике КГБ Алексее Власове (Юл Бриннер), который решил стать перебежчиком и передать на Запад важные документы. Фильм основан на реальных событиях.

Кадр из фильма «Змей»
Кадр из фильма «Змей»
Courtesy Everett Collection / Vida Press

«Уикенд Остермана», режиссер Сэм Пекинпа, 1983 (США)

Психологическая драма о двойных агентах по роману Роберта Ладлэма — от великого режиссера и с потрясающим актерским составом: Рутгер Хауэр, Джон Херт, Дэннис Хоппер.

«Уикенд Остермана». Трейлер
CG Entertainment

«Шпион, выйди вон», режиссер Томас Альфредсон, Великобритания (2011)

Сложная эстетская экранизация романа Джона Ле Карре и, возможно, лучшая роль Гари Олдмана. В центре интриги — поиск советского шпиона в английской разведке.

«Шпион, выйди вон». Трейлер
Алексей Сабилло

«Шпионский мост», режиссер Стивен Спилберг, США (2015)

Один из лучших фильмов позднего Спилберга — основанная на реальных событиях история обмена советского шпиона Абеля на американского летчика Пауэрса в Берлине в 1962 году.

«Шпионский мост». Официальный трейлер
20th Century Fox Russia

Антон Долин