Перейти к материалам
Камера Fujifilm X-E3

Как цвет влияет на наши эмоции и можно ли их передать на фото Объясняем вместе с Fujifilm

Камера Fujifilm X-E3
Камера Fujifilm X-E3
Gathot Subroto / Fujifilm

Кажется очевидным, что в ясные дни мы чаще ощущаем прилив сил, чем когда все вокруг серое. А красная одежда привлекает больше внимания, чем бежевая. Но почему это так устроено? «Медуза» вместе с Fujifilm разбирается, как цвет влияет на наши эмоции, и объясняет, как получить качественную цветопередачу на фото.

Почему разные цвета влияют на нас по-разному

Цветовой спектр — это круг, который принято делить на теплые и холодные оттенки. Салатовый, желтый, оранжевый и красный — относят к теплым, а голубой, синий, фиолетовый, пурпурный — к холодным. При этом некоторые оттенки этих цветов могут быть и теплыми, и холодными. Разделение связано с ассоциациями: одни цвета вызывают у нас ощущения чего-то теплого, летнего — солнца, огня, песка. Другие цвета ассоциируются с чем-то зимним и холодным — небом, водой, льдом. Еще выделяют нейтральные цвета — на цветовом круге они занимают пограничное положение между теплыми и холодными оттенками.

Считается, что цвет окружающих объектов может влиять на настроение и ощущения. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста могут ассоциироваться как с теплотой, уютом и покоем, так и, например, со страхом, агрессией и активностью. Есть исследование, согласно которому люди проявляют лучшую скорость реакции и большую физическую силу, если видят перед собой что-то красное. Другие эксперименты говорят, что желтое уличное освещение может снизить уровень преступности.

Влияние разных цветов на эмоции давно используют художники, манипулируя восприятием зрителя. Взять, к примеру, пейзажи Винсента Ван Гога или цветовые поля Марка Ротко — эти полотна вызывают у зрителей сильные чувства. Важность цветопередачи понимают и фотографы: один и тот же кадр, окрашенный в разные тона, передает совершенно разное настроение. Это учитывают и инженеры, которые работают над фотооборудованием и фотоматериалами, а также разработчики программ и приложений для обработки цифровых фото.

Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами
Wikimedia Commons
Камера Fujifilm X100S
Drew Hopper / Fujifilm
Камера Fujifilm X-Pro2
William Chua / Fujifilm

Как фотографы десятилетиями добивались идеальной цветопередачи

В эпоху пленочной фотографии под разные условия инженеры разрабатывали разные виды пленки, чтобы фотографы могли делать естественные снимки в любых ситуациях и использовать цветопередачу как средство художественного самовыражения. Например, для цветной пленки Fujifilm Velvia характерна более высокая насыщенность цвета, для Astia — более мягкие и приглушенные цвета, а Provia передает цвета, максимально приближенные к натуральным. На качество фотографии влияло множество факторов — от химии для проявки и закрепителя до методов проявки и фотобумаги. Весь процесс печати был настоящим искусством и не допускал ошибок.

Цветопередача пленочных времен до сих пор считается эталонной. Поэтому многие фотохудожники и голливудские режиссеры до сих пор отдают предпочтение именно пленке. С приходом цифровой фотографии мир стал быстрее, да и количество фото в нем резко возросло. Причем первое время профессиональные фотографы противились «бездушности» цифровых снимков и не верили в их будущее. А первые цифровые матрицы существенно уступали пленке в цветопередаче. Тогда фотографы взялись за RAW-файлы — именно их можно считать современным аналогом негативов.

пленка Fuji Velvia
Walt Jabsco / Flickr
пленка Fuji Velvia 100
Eric Sivesind / Flickr

В чем отличие работы с «цифровыми негативами» 

Если при работе с аналоговой фотографией приходилось проявлять пленку, возиться с химией, печатать фотографии в красной комнате, попутно меняя отдельные характеристики снимка, то в цифровую эпоху для цветокоррекции фото стали использовать программы вроде Lightroom. Для этого используются RAW-файлы, где содержатся «сырые» данные с цифровой камеры. Их можно редактировать намного детальнее, чтобы придать художественность и приблизить к тем цветам, которые когда-то были у пленки. В картинке регулируется все: резкость, цвет, яркость, тени, контрастность, баланс белого и даже экспозиция — причем без потери качества. JPEG-файлы (готовый формат из камеры) такой гибкости не дают, поэтому этот формат считается среди профи дилетантским и всерьез не воспринимается.

Хотя у RAW тоже есть свои недостатки. Во-первых, обрабатывать эти файлы сложно и долго, и чтобы делать это качественно, нужно иметь большой опыт и хорошо чувствовать цвет. Во-вторых, эти файлы весят в несколько раз больше и занимают много памяти. В-третьих, фотографии в RAW нельзя просто так напечатать или просто посмотреть: сначала их нужно скопировать на компьютер, сохранить в формате JPEG, TIFF или PDF. 

Зачем все стали накладывать на фото фильтры

По-настоящему обрабатывать цифровые фотографии трудно и долго, а придать снимкам эффектность и насыщенность хотелось просто и быстро. Поэтому в мире распространились цифровые фильтры. В каком-то смысле их предками тоже можно считать фотопленки с разными эффектами. Современные фильтры меняют насыщенность и яркость, могут сделать тон снимка более теплым или холодным. Бум фильтров пришелся на время, когда камеры смартфонов снимали совсем плохо. Готовые шаблоны в приложениях могли сделать картинку ярче и замылить цифровые шумы. Во многом благодаря им стал популярен инстаграм.

Сегодня фотографии, пропущенные через фильтры с усиленными теплыми оттенками, большей насыщенностью и контрастностью, стали стандартом в соцсетях. Возможно, так случилось из-за того, что яркие теплые цвета вызывают у людей положительные эмоции, или потому, что фильтры помогают сделать скучный снимок более художественным и передать определенное настроение. Например, и фильтры, воспроизводящие эффекты фотопленки или моментальной камеры, и черно-белые фотографии создают ностальгическое ощущение. Но стоит понимать, что применение фильтров в приложении имеет мало общего с настоящей художественной обработкой фото. Шаблонные решения — виньетки, пережженные желтые фильтры, резкие эффекты HDR — не спасут фотографию.

Monochrome Film simulation, камера Fujifilm Х-Pro2
Matt Hart / Fujifilm

Как получить по-настоящему хорошие снимки

С переходом от аналога к цифре произошла эволюция в цветопередаче — появились камеры, которым можно доверить обработку цвета и сосредоточиться только на съемке.

Так, инженеры Fujifilm, которые более 80 лет разрабатывают фотопленку, решили перенести свои наработки в сферу цифровой фотографии. Было много опытов, начиная от особого построения матриц до алгоритмической обработки цвета внутри камеры. В итоге у инженеров получилось сделать камеру Fujifilm серии X, которая выдает готовый JPEG с отличными цветами. С ней в большинстве случаев уже не обязательно разбираться в тонкостях обработки и сидеть по несколько часов за компьютером, чтобы сделать фотографии ярче и привлекательнее. Для редактирования насыщенности, контраста, теней на фото или придания пленочного эффекта можно выбрать режим моделирования пленки в камере. И это не просто цветовые фильтры, доступные в мобильных фоторедакторах. Режимы конвертируют RAW-файлы, детально прорабатывая цвета и обыгрывая тонкие нюансы света и тени.

Что дает режим моделирования пленки

Всего в камерах X-серии сегодня есть 15 режимов, среди которых есть все популярные типы пленки Fujifilm — Velvia, Astia, Acros, а также Classic Chrome — режим, созданный специально для X-серии.

  • Velvia подойдет для съемки пейзажей или зелени в дневное время. Этот тип пленки отличается высокой насыщенностью и яркостью цветов и высоким разрешением. Поэтому Velvia считается излюбленной пленкой среди пейзажных фотографов.
  • Astia пригодится для портретной съемки — это режим с мягкими и приглушенными тонами, натурально передает разные оттенки цвета кожи.
  • Acros — монохромный режим, имитирующий черно-белую пленку с высокой контрастностью, добавляющей снимкам драматичности.
  • Classic Chrome добавляет эффект документальной фотографии за счет тональной глубины. Он создавался с учетом потребностей и пожеланий фотожурналистов. Цвета в Classic Chrome менее насыщены, но полностью сбалансированы.
Provia
 Mark Horner / Fujifilm
Velvia
Mark Horner / Fujifilm
Classic Chrome
Mark Horner / Fujifilm
Monochrome
Mark Horner / Fujifilm

Применив один из режимов, можно не тратить время на обработку фото. На портретах будет передана правильная тональность кожи, а на пейзажах приятная синева неба, плавные переходы цвета, насыщенная зелень. Дополнительно можно использовать режим, который моделирует пленочное зерно, так что картинка еще больше приблизится к аналоговой. А еще удобно, что в беззеркальные камеры встроен вайфай-модуль, так что эти снимки можно отправить друзьям по почте или выложить в социальные сети, минуя компьютер.

Velvia Film simulation, камера Fujifilm Х-Pro2
Fujifilm
Classic Chrome Film Simulation, камера Fujifilm X100T
Nan Xiang / Fujifilm
Astia Film simulation, камера Fujifilm X-T1
Fujifilm
Velvia Film simulation
Ben Benvie / Fujifilm

Чем еще хороши беззеркальные камеры

О преимуществах беззеркальных камер мы делали отдельный материал. Если вкратце, то главная их особенность в том, что они компактные и легкие, потому что у них нет зеркального механизма. А еще картинку, которую вы видите в видоискателе, вы и получаете на выходе. Дополнительные эффекты тоже можно применить сразу. То есть, даже если вы снимаете в черно-белом режиме, на экранчике камеры картинка будет черно-белой.

С такой камерой можно не только делать качественные фото, но и видео, причем применяя те же цветовые режимы. Например, клип группы «Мальбек» был снят на Fujifilm X-T20 — для него режиссер Семен Багиров выбрал эффект пленки Classic Chrome.

А еще камеру можно также использовать как внешнее устройство обработки фото. Недавно Fujifilm выпустила приложение, с которым можно подключить камеру к компьютеру, чтобы «проявлять» RAW-файлы фотоаппаратом, используя его процессор и алгоритмы.

В общем, на первый взгляд эти камеры напоминают пленочные ретрофотоаппараты, но внутри они впечатляют своей технологичностью. И если раньше приходилось выбирать необходимую пленку Fujifilm, потом ее проявлять и печатать, то теперь можно пользоваться одним фотоаппаратом, выбирать все те же пленки прямиком в камере и получать готовый результат быстро и без особых усилий.

Acros Film simulation, камера Fujifilm Х-T2
Bert Stephany / Fujifilm
Velvia Film simulation, камера Fujifilm Х-T2
Wang Ning / Fujifilm
Камера Fujifilm X100F
Ivan Joshua Loh / Fujifilm