Перейти к материалам
истории

Тамплиеры, Святой Грааль, папа Римский. Чем интересен исторический сериал «Падение ордена» и при чем тут Джереми Реннер?

Источник: Meduza
History Channel

6 декабря на американском History, а 8 декабря на российском ViP Premiere начинается сериал «Падение ордена» — динамичная историческая драма, которая может стать преемником сериала «Викинги» (History). Исполнительным продюсером проекта выступил актер Джереми Реннер. Кинокритик Егор Москвитин посмотрел первые три эпизода многообещающей драмы до премьеры — и остался заинтригован.

1291 год, осада Акры. После десяти минут битвы, снятой с размахом если не «Игры престолов», то уж точно «Викингов», крестоносцы капитулируют, а сундук со знаменитым Святым Граалем, предположительно, идет ко дну. Проходит 15 лет, действие переносится во Францию, где герои вспоминают минувшие дни и битвы. Орден тамплиеров по-прежнему обладает огромными богатствами, но страдает от отсутствия цели: Святая земля потеряна, а новых крестовых походов — о чем герои еще не знают — не будет. Популярный британский историк Дэн Джонс, консультировавший авторов сериала, сравнивает настроение героев с атмосферой «Клана Сопрано»: империю храмовников ждет неминуемый закат, а все великие подвиги остались далеко позади. Впереди — только вражда с французским королем и пресловутая «пятница, 13-е».

Но героям это еще невдомек, а продюсеры планируют минимум пять-шесть сезонов, так что приключения продолжаются — и включают в себя как вполне исторические события, так и авантюру с поисками Святого Грааля, которая могла бы быть приквелом хоть «Кода да Винчи», хоть «Индианы Джонса и последнего крестового похода». Этим «Падение ордена» и подкупает: в отличие от многих куда более строгих сериалов канала History, оно смело сочетает фэнтези и реализм. Драконов не будет (у них контракт с другим каналом), но героев здесь вполне могут звать и Гавейном, и Персивалем — как в легендах о короле Артуре.

Отношения между королем Филиппом IV (Эд Стоппард, сын Тома Стоппарда) и его женой Жанной (Оливия Росс из «Войны и мира») в первой же серии выглядят как средневековый «Карточный домик» — однако королева не прочь переодеться в крестьянку и убежать из дворца. Склонный к плутовству папа римский (Джим Картер, «Аббатство Даунтон») оказывается втянут в историю с поиском артефактов. А королевский советник Гийом де Ногаре (в исполнении Джулиана Овенден, тоже из «Аббатства Даунтон»), как это часто бывает с серыми кардиналами, — явно самый сложный персонаж. В первой серии он пытается истребить всех евреев Парижа, а во второй замышляет убийство понтифика. И впереди — минимум восемь эпизодов.

VIP — КИНО И СЕРИАЛЫ!

Герои-тамплиеры в этой многофигурной композиции чем-то похожи на трех мушкетеров — причем сходство с ними подчеркивается не только в сюжете, но и в хореографии батальных сцен. Костяк ордена — новый магистр сир Лэндри (Том Каллен, тоже «Аббатства Даунтон»), его советник Танкрид (Саймон Меррелс из «Спартака») и хромой рыцарь Гавейн (Патрик Дилэйни из «Тюдоров»). Молодая и дурная кровь ордена — крестьянин Персиваль (Бобби Шофельд).

События в сериале разворачиваются очень быстро, и ради драматизации происходящего авторам приходится немного жертвовать логикой: например, чтобы подтолкнуть Персиваля присоединиться к рыцарям, а Гавейна — напротив, от них отстраниться. Для шоу, собравшего столько красивых актеров, проект мог бы, наверное, быть откровеннее и сластолюбивее — тем более, что кровь в нем проливают в лучших традициях «Игры престолов». А манера характеризации героев может отпугнуть от шоу поклонников традиционных английских исторических драм: рыцари здесь мыслят и говорят, как современные люди.

Других недостатков по прошествии трех эпизодов в «Падении ордена» не найти — зато можно обнаружить захватывающую и раскованную игру с традициями авантюрных романов. Как и в «Айвенго» Вальтера Скотта, здесь намечается романтическая линия между еврейской девушкой и рыцарем-христианином. Как и в «Трех мушкетерах», очень многое зависит от кардинала и миледи. Параллели с легендами о короле Артуре помогают предсказывать повороты сюжета. И даже подбор актеров может сообщить кое-что новое об их героях.

К примеру, ирландец Патрик Дилэйни известен в основном ролью одного из двух братьев-революционеров в драме Кена Лоуча «Ветер, который качает вереск». Фильм гремел на кинофестивалях и обещал молодым актерам большое будущее, но удача улыбнулась лишь Киллиану Мерфи. Поэтому когда в «Падении ордена» герой Дилэйни переживает, что в битве при Акре получил рану, прикрывая товарища, киноманы приходят в восторг. Другие, возможно, надуманные, но приятные аллюзии напомнят и о трогательном мультфильме «Принц Вэлиант», и о «Царстве небесном» Ридли Скотта, и о нелепом, но красивом фэнтези «Время ведьм» с Николасом Кейджем. В первой серии даже есть шутка в духе «Крестного отца»: герой видит апельсин и затем умирает.

Сам Джереми Реннер, вопреки обещаниям английской «Википедии», в первом сезоне сериала так и не сыграет — но беглого взгляда на его фильмографию достаточно, чтобы лучше понять ценности «Падения ордена». Белоснежные плащи с вышитыми крестами делают тамплиеров супергероями своей эпохи и прообразами «Мстителей». А культивируемые ими мужество и верность в этом году уже стали темами фильма «Ветреная река», в котором Реннер сыграл охотника на волков. Рекрутированные из «Марко Поло» и «Чужестранки» режиссеры вместе с солидным бюджетом гарантируют, что «Падение ордена» будет выглядеть достойно — хотя по хронологии событий понятно, что самая главная битва сериала случилась в начале первого эпизода.

History Channel

Кажется, что новое шоу History слишком увлечено интерпретациями массовой культуры, чтобы зритель разглядел в нем компетентную историческую драму. Но пока что динамичность и безбашенность служат «Падению ордена» добрую службу. А сделать ставку на историю и психологизм можно будет и после того, как закончатся «Викинги» с «Игрой престолов».

Кстати об «Игре престолов». Как и флагман HBO, «Падение ордена» очень чутко чувствует время. Кампания по дискредитации тамплиеров здорово напоминает историю с fake news. Флэшбеки с крестовыми походами — о ситуации на Ближнем Востоке. Выселение ста тысяч французских евреев — о кризисе с беженцами. А фанатизм и тамплиеров, и сарацинов — об «Исламском государстве». Если сериал найдет время рассказать еще и про корпоративную структуру ордена тамплиеров, следить за ним станет совсем интересно — но вряд ли это входит в его планы прямо сейчас.

Егор Москвитин