«Самый страшный грех на земле — это трусость» Фильм «Процесс» о деле Олега Сенцова откроет фестиваль «Артдокфест»
В Москве, Петербурге и Екатеринбурге 6 декабря начнется фестиваль документального кино «Артдокфест». Еженедельно президент фестиваля Виталий Манский представляет на «Медузе» все фильмы, участвующие в конкурсной программе. В этот раз режиссер рассказывает о картине «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова» Аскольда Курова, которая 6 декабря откроет «Артдокфест». Фильм посвящен делу украинского режиссера, который осужден за подготовку терактов в Крыму.
Виталий Манский
режиссер-документалист
Фильм-открытие — всегда самое концептуальное событие «Артдокфеста», потому что он задает направление движения всему фестивалю. В этом году мы ставим на открытие фильм «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова». Поразительно, что мировая премьера фильма состоялась в феврале 2017 года на крупнейшем мировом фестивале «Берлинале» и стала там одним из ключевых событий, — и с февраля 2017-го до декабря прошло 10 месяцев, но этот фильм, показанный по всему миру, ни разу не был показан в стране, к которой он имеет самое прямое отношение. В стране, где Сенцова объявили преступником, осудили на 20 лет и отправили в тюрьму в Якутии.
Я прекрасно помню, когда был процесс над Сенцовым в Ростове-на-Дону [в 2015 году], именно в этот момент в городе открывался какой-то неведомый мне кинофестиваль. Я видел репортаж с красной ковровой дорожки, которая была заполнена российскими звездами и полузвездами, — и никто из них не рефлексировал на тему того, что рядом идет суд. Ни один фестиваль за 10 месяцев даже не запросил картину на предмет предварительного ознакомления. И против этого знака времени выступает «Артдокфест». Именно поэтому для нас принципиально важно, что мы открываемся картиной «Процесс».
«Процесс» — фильм, сделанный выпускником Школы документального кино Марины Разбежкиной Аскольдом Куровым. Это автор, чьи работы уже неоднократно были на «Артдокфесте», и его «Ленинленд», и «Дети 404», и «25 сентября». Картина продюсировалась Германией, Эстонией и Украиной. В какой-то степени я бы ее охарактеризовал манифестом. То есть она не вполне относится к разряду креативной документалистики, это скорее картина-событие, картина-жест.
Из фильма «Процесс» совершенно очевидно, что Сенцов является символической жертвой, нежели человеком, совершившим реальное преступление. Я, кстати, помню, когда Европейская киноакадемия попросила кинематографистов выступить в поддержку Сенцова, я записал видеообращение, в котором говорилось следующее: на то, что краснодонцы, «Молодая гвардия», считаются в итоге героями, а не преступниками, повлияло дальнейшее развитие истории. Хотя в принципе они занимались бойкотом оккупационной власти. Но когда оккупационные власти потерпели в этой войне поражение, молодогвардейцы стали героями. Сенцов — даже если он совершал те поступки — при определенном ходе истории обречен стать таким же национальным героем.
Тогда мне позвонили организаторы и сказали: ну, из вашего текста можно предположить, что он все-таки это совершал, а мы хотим так выстраивать нашу позицию, что он ничего не совершал. А я все-таки настаиваю на том, что, если даже Сенцов что-то и сделал, он сделал это на родной земле, на территории Крыма, который для него совершенно точно Украина.
«Артдокфест» должен был поставить на открытие картину о нашем коллеге, который осужден на 20 лет — по всем параметрам, как я считаю, совершенно незаконно. Я не говорю о слове «гуманность», я говорю «незаконно». Потому что можно проявлять милосердие, можно не проявлять, а поступать противозаконно нельзя.
P. S. О фильмах конкурсной программы «Артдокфеста — 2017» можно прочитать тут.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!