истории

Надувная балерина Джеффа Кунса в Нью-Йорке оказалась копией советской фарфоровой статуэтки. Художника уже не раз обвиняли в плагиате

Meduza
10:01, 24 мая 2017

Фото: Justin Lane / EPA / Scanpix / LETA

12 мая в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке установили надувную скульптуру американского художника Джеффа Кунса «Сидящая балерина». С помощью инсталляции Кунс хочет привлечь внимание к Международному центру по проблемам пропавших и эксплуатируемых детей. 13-метровая балерина будет стоять в Рокфеллеровском центре до 2 июня.

23 мая грузинский художник Ладо Почхуа обвинил Кунса в плагиате. По мнению Почхуа, Кунс скопировал работу советской художницы Оксаны Жникруп «Балерина Леночка». Жникруп изготовила фигурку на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, который закрылся в 2006 году. Художница работала на нем с 1955 года по 1987 год. Жникруп умерла в 1993 году.

Перед открытием «Сидящей балерины» Кунс рассказал, что вдохновлялся старой фарфоровой фигуркой, которую нашел на «российском заводе». Скульптор считает, что балерина похожа на Венеру. «На самом деле это все о красоте и легкости», — заявил Кунс.

С 2010 по 2015 год Кунс сделал несколько версий балерины: деревянную 45-сантиметровую фигурку, расписанную вручную, и двухметровую из нержавеющей стали. При этом все балерины Кунса, в том числе надувная, полностью повторяют фигурку Жникруп, вплоть до малейших деталей.

Это не первое обвинение Кунса в плагиате. В марте 2017 года французский суд обязал художника выплатить 46 тысяч евро вдове фотографа Жана-Франсуа Боре, у которого Кунс украл идею для своей скульптуры «Обнаженные». Фигура Кунса с обнаженными детьми была создана в 1988 году, аналогичная фотография Боре — в 1970 году.

В 1992 году Кунса обвинили в копировании фотографии Арта Роджерса. Кунс использовал снимок для создания произведения «Набор щенков». Роджерс выиграл дело и даже стал владельцем одной из четырех скульптур.

A post shared by Vé🎈 (@ve318) on

Работы Кунса — одни из самых дорогих в мире. Его инсталляция «Висящее сердце (пурпурное)» была продана за 23 миллиона долларов, а «Висящее сердце (фиолетовое)» — за 11 миллионов долларов.

«Я следую за своими интересами. И это приводит меня в метафизическое место, где образ, которым я увлечен, становится значительным, чтобы его создать», — описывал Кунс процесс работы над своими скульптурами. Все идеи Кунса воплощают сотрудники его студии Jeff Koons LLC. По словам художника, сам он преимущественно «работает на компьютере».

Аня Шпильковская