Перейти к материалам
истории

Сериалы «Гоголь» и «Отличница»: почему это важные эксперименты для российского ТВ?

Источник: Meduza
Фото: ТВ-3

На национальном фестивале кинодебютов «Движение» в Омске сериалы смогли составить конкуренцию фильмам: на церемонии открытия показали «Отличницу» Оксаны Карас, а на закрытии — «Гоголя» с Олегом Меньшиковым и Александром Петровым. «Гоголь» — проект ТВ-3, который будет показан в кинотеатрах в 2017 году и на канале — в 2018-м. «Отличница» — сериал Первого канала; дата премьеры еще не назначена. Кинообозреватель «Медузы» Егор Москвитин посмотрел в Омске оба сериала, побывал в Петербурге на съемочной площадке «Гоголя» и решил, что эти проекты — интересный и важный эксперимент для отечественного ТВ.

Гоголь

ТВ-3; С августа 2017 — в кинотеатрах, в 2018 году — на канале

Создатели «Гоголя» делают на сериал высокие ставки: каждый из четырех эпизодов выйдет по отдельности в кинотеатрах — как полноценный фильм. И только после этого состоится повторный показ на ТВ-3 — в сезоне уже будет восемь серий. Это беспрецедентно — именно так сериалы еще никто не упаковывал.

Да, российские кинокомпании любят сперва выпустить фильм в прокат, а потом перемонтировать его для телевидения — как было с «Дубровским» и, по всей видимости, будет с «Большим» Валерия Тодоровского. Бывает и наоборот: «Анна Каренина» Карена Шахназарова пройдет в кино уже после премьеры на федеральном канале.

Отдельные эпизоды некоторых западных шоу тоже транслировались в кино - например, финал последнего сезона «Шерлока». А в 2015 году в кинотеатрах IMAX были показаны две последние серии четвертого сезона «Игры престолов» — и хотя на тот момент им исполнилось больше года, залы были полны. Этот эксперимент привел к тому, что американская компания Disney (ей принадлежит и канал ABC, и студия Marvel) вместе с канадской корпорацией IMAX осенью выпустят свой новый супергеройский сериал «Нелюди» (Inhumans) сначала в кино — 1 сентября, и только потом на телевидении. Сентябрь — бурное время на ТВ, но обычно довольно тихое в кино, так что стратеги IMAX, возможно, нашли новую золотую жилу.

«Гоголь» же намерен открыться в прокате в августе и показать в кинотеатрах вообще все выпуски с интервалом раз в месяц. Количество экранов при этом должно составить не меньше тысячи по всей стране. Основания верить в успех мероприятия дает не только международный тренд, но и хороший прокат близкого по духу фильма «Вий 3D». По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в конце января 2014 года фильм Олега Степченко установил абсолютный рекорд России и СНГ по сборам за первый уикенд, заработав 605 миллионов рублей. Это больше, чем у «Аватара» (601 миллион), «Сталинграда» (525) , «Экипажа» (501), «Притяжения» (407) и «Викинга» (248).

«Медузе» удалось посмотреть первую серию (то есть половину первой из четырех частей) дважды — в полном кинотеатре в Омске и по телевизору в Петербурге с несколькими журналистами. В обоих форматах сериал чувствует себя уверенно, но вызывает совершенно разные ассоциации. По ящику это скорее русские «Братья Гримм», «Сонная лощина» (ее разудалая телеверсия) чуть-чуть «Страшные сказки» или новая версия «Азазели». На экране кинотеатра абсолютно тот же материал читается как ответ «Багровому пику», «Сонной лощине» (уже оригинальной, от Тима Бертона) и «Братству волка». И, конечно же, «Вию» — тому, который в 3D.

Официальные Трейлеры.RU

В Малороссии, на хуторе близ Диканьки, происходит серия загадочных убийств: кто-то искусно высасывает из девушек всю кровь. Расследовать преступление из столицы выезжает сыщик Гуро (Олег Меньшиков в самых экстравагантных за всю свою карьеру костюмах, в образе то ли Фандорина, то ли Шерлока Холмса) — остроумный, прогрессивный и совершенно нетерпимый к человеческим порокам ревизор. Помощником с ним едет петербургский писарь Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров из «Притяжения», но в парике и с усами), неуверенный в себе юноша, который только что сжег почти весь тираж поэмы «Ганц Кюхельгартен» — и немедленно выпил.

Уже из этой завязки ясно, что «Гоголь» ведет двойную игру. На поверхности — жизнерадостный трэш, загримированный под готический детектив. В первой же серии героям встречаются ведьма, всадник без лица и целая запруда сексуальных утопленниц. Гуро выясняет отношения с местными батюшками и коррупционерами (под предводительством уморительного Евгения Стычкина). Актеры Артем Ткаченко и Таисия Вилкова изображают, кажется, чету вампиров, живущих в фантастическом особняке. А сам Гоголь участвует в лучшей, вероятно, постельной сцене в истории нового российского кино. При этом во все стороны хлещет кровь, цветокоррекция превращает Малороссию в брэмстокеровскую Трансильванию, а экранная Диканька, как и в «Вие», оказывается местом не только колоритным, но и калорийным: каждый раз, когда герои что-то едят, у зрителя течет слюна. Прелесть этой части «Гоголя» еще и в том, что авторы не притворяются, что снимают нового «Дракулу». Здесь все будто бы понарошку: от заголовка «Гоголь: Начало» до рогов на спине у таинственного всадника, которые журналистам удается потрогать на съемочной площадке.

На той же площадке (пока этажом выше актер Меньшиков выводит злодеев на чистую воду, а этажом ниже дублер (или нет) актера Стычкина репетирует дуэль на шпагах) художники показывают журналистам фотографии из следующих серий — и становится ясно, что второе дно «Гоголя» куда интереснее. На фотографиях — несчастный безносый коллежский асессор, зловещая панночка и другие знакомые нам персонажи. А значит, «Гоголь» может быть не только легкомысленным фарсом, но и остроумной филологической игрой по всему творчеству писателя. Если судьба первого сезона проекта сложится хорошо, то он может вырасти в антологию: у Гоголя в Петербурге было немало интересных соседей. Хватит на отечественную «лигу выдающихся джентльменов».

Отличница

Первый канал, дата премьеры не назначена

Амбиция «Отличницы» (с которой «Гоголя» объединяет интереснейшая актриса Таисия Вилкова) заключается в другом. Во-первых, это сериал об СССР, но рассчитанный на молодежную аудиторию. Во-вторых, специально для открытия омского «Движения» восемь серий сократили в двухчасовой фильм — и получилось ровно то, что нужно фестивалю: не слишком последовательно, но очень динамично.

И при этом обезоруживающе наивно: больше всего остросюжетная «Отличница» похожа на рассказы из детской книжной серии «Черный котенок». Режиссер Оксана Карас, победившая с фильмом «Хороший мальчик» на «Кинотавре», уже год назад показала себя знатоком подростковой психологии. Но после «Отличницы» кажется, что снимать трагикомедии о взрослении — это ее предназначение (как, например, у Оксаны Бычковой и Анны Меликян из любого материала получаются истории о любви).

Отличница — прозвище вчерашней студентки-юристки Маши (актриса Яна Гладких), попавшей на работу в настоящий ленинградский угрозыск образца 1958 года. Отдел возглавляет монументальная начальница (фантастическая Юлия Ауг), среди оперативников выделяются герои Никиты Ефремова и Александра Яценко. Все идет к любовному треугольнику, но милиционеров то и дело отвлекают бандиты под руководством зловещего авторитета Буфета. Пока опытные следователи прорабатывают привычные версии, трогательная Маша вместе с веселой подружкой (как раз Таисия Вилкова) не стесняются фантазировать насчет фашистов, масонов и пропавших сокровищ.

Фото: пресс-служба фестиваля «Движение»

«Отличница» — зрелище совершенно летнее и музыкальное: одна из сцен здесь снята так, что вспоминается открывающий номер из «Ла-Ла Ленда». Поскольку сериалов про сыщиков в послевоенные годы на нашем телевидении уже предостаточно (у «Место встречи изменить нельзя» монополия на Москву, у «Ликвидации» — на Одессу, а у «Ленинграда-46» — на северную столицу), то такое необычное позиционирование сериала стопроцентно работает. К тому же, опыт американского «Агента Картер» показывает, что к женщинам в настоящих нуарах еще не готовы не только в нашей стране. А вот более звонкая и игривая версия сериала вроде «Анна-детективъ» — именно то, что может зацепить молодых зрителей и растрогать поколение постарше.

«Отличница» смотрится так же легко, как «Хороший мальчик», а похожа она на странный, но работающий гибрид романтической трагикомедии «Питер-ФМ» и криминальной драмы «Бандитский Петербург». Послевоенный Ленинград здесь превращается в пространство городского фэнтези — и даже молодежного квеста. Такая интерпретация насторожит тех, кому не нравится идеализация советского прошлого, но у «Отличницы» есть очевидный плюс: редко, когда герои исторических сериалов разговаривают на каком-то нормальном человеческом языке. С ключевыми персонажами сериал обходится так же безжалостно, как «Игра престолов», и это заставляет беспокоиться за второй сезон. Даже если он и будет, сложно представить в нем столь же интересную расстановку сил. Впрочем, ничто так не экономит время, как односезонные сериалы. Так что ничего страшного, если свидание с «Отличницей» будет коротким.

Егор Москвитин