Перейти к материалам
Режиссер Оливье Ассаяс, обладатель награды за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Канны, 21 мая 2016
истории

«История кино состоит из мертвецов» Режиссер Оливье Ассаяс — о «Персональном покупателе» с Кристин Стюарт и призраках

Источник: Meduza
Режиссер Оливье Ассаяс, обладатель награды за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Канны, 21 мая 2016
Режиссер Оливье Ассаяс, обладатель награды за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Канны, 21 мая 2016
Фото: Niviere / Villard / Sipa / Scanpix / LETA

В российский прокат вышла картина Оливье Ассаяса «Персональный покупатель» с Кристин Стюарт. В 2016 году этот фильм принес Ассаясу приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. По сюжету, героиня Стюарт — помощница звезды, которой нужно подбирать гардероб. А еще — она мечтает наладить связь с потусторонним миром и делает это с помощью мобильного телефона. Кинокритик Антон Долин поговорил с Оливье Ассаясом о его новом фильме, существовании призраков и лучшей роли Кристин Стюарт.

— В Каннах ваш «Персональный покупатель» получил приз за режиссуру, но был освистан заметной частью публики. Вас это расстроило?

— Снимаю я для всех, а как они отреагируют, предвидеть все равно не могу. Я пытаюсь изо всех сил сделать лучший фильм и потом могу только развести руками. Так или иначе, когда имеешь дело с невидимым и иррациональным, то ступаешь на хрупкий лед: с этими вопросами у каждого свои интимные отношения. Или публика примет твое высказывание, или отвергнет. 

— Как вы думаете, зрители, привыкшие к вашим работам, узнают вас в «Персональном покупателе»?

— Да, это бесспорно фильм Оливье Ассаяса, ведь это картина о подсознательном. Я часто заигрываю с жанровым кино и практически в каждом фильме пытаюсь исследовать невидимое: «Персональный покупатель» не исключение. Я рискую, пробую — сработает или нет? Шажочек вперед, еще шажок…

Понятно, можно было бы обойтись без экспериментов, снимая каждый раз один и тот же фильм. Но как же это скучно! А мне необходимо, чтобы было интересно. Я смешиваю элементы, как химик, и наблюдаю за получившимся. Иногда выходит, иногда нет. Мне кажется, вообще любой кинематограф так устроен. Это коллаж, взаимодействие разных уровней сюжета и образного ряда.  

Кадр из фильма «Персональный покупатель»
Фото: Carole Bethuel / Capella Film

— С чего начался этот фильм?

— Мне хотелось рассказать историю героини, которая разрывается между своей материалистической, приземленной работой и тягой к абстрактному, идеальному. Столкнуть современный мир, где нет иных ценностей, кроме богатства и благополучия, с вопросами внутренней жизни, стремящейся к невозможному. Это смутный замысел вырос в сюжет о призраке — своеобразном связном героини с миром духовного. 

— Откуда у вас эта любовь к фильмам о призраках?

— Любая жанровая картина на эту тему, плохая или хорошая, имеет дело с чем-то реальным. Ведь у каждого из нас есть внутренняя жизнь и какие-то страхи. Это приходит из подсознания, которое нами управляет, оставаясь для нас таинственной областью. Всю жизнь мы пытаемся разобраться в этом — и редко преуспеваем. Для меня каждый такой фильм совершенно реалистичен, будь это тривиальный b-movie или картина Джона Карпентера. Или даже Дэвида Кроненберга. Фантомы тесно связаны с реальностью, они часть нашей жизни. А границы между фантазией и реальности я не признаю. Мы все живем в вымышленном мире. 

— Вы размышляли над тем, как показать призраков на экране?

— У меня был простой выбор: показывать их или не показывать. Второй вариант, конечно, проще и прагматичней, но мне было важно все-таки как-то увидеть призраков. Они подобны отражениям в зеркале, о которых мы всегда можем спросить: они зловещи или дружелюбны, они могут нам навредить или помочь?

В протестантской Америке существует простая манихейская модель: все, что ты видишь, прекрасно, а скрытое от глаз — плохо. В Европе классическая литература научила нас ждать от Зазеркалья чего угодно — возможно, хорошего. Меня привлекает эта амбивалентность. И мою героиню тоже: она не уверена в том, что именно принесет ей этот контакт с иррациональным. А мне хотелось совместить соблазнительное и пугающее. 

Capella Film

— Что вас вдохновило на эти размышления?

— Спиритизм XIX века — в том числе, описания и даже фотографии в газетах того времени. 

— Почему вы решили взять на центральную роль именно Кристен Стюарт?

— Она так реальна, ее физическое присутствие так ощутимо… У нее крепкая почва под ногами. И именно поэтому она помогает уверовать в невозможное. Пережитые и переданные ей эмоции правдивы, в ее вере в невероятное не усомнишься. Это позволяет поверить и зрителю. Я понял это, когда она играла у меня в «Зильс-Марии». Тогда я решил специально для нее написать сценарий «Персонального покупателя». Это действительно рискованный проект, и ты должен стопроцентно верить в способность артиста воплотить твой замысел на экране. 

— А как вы вообще поняли, что она — потрясающая актриса? Мне кажется, на этапе «Сумерек» это было очевидно не всем.

— Я видел «Сумерки», пару серий. Однако потрясла она меня в фильме Шона Пенна «В диких условиях»: у нее было всего несколько сцен, но каких! Кто эта девушка, ничего себе — такая естественная, такая выразительная? Потом она снялась в картине Уолтера Саллеша «В дороге», а ее продюсер — мой близкий товарищ, и они подружились. Он мне все уши о ней прожужжал, потом познакомил нас. Я, в общем, реагировал вяло — на тот момент Кристен уже была звездой, и мне не казалось, что мой фильм ее заинтересует. Но она оказалась потрясающим человеком и моментально согласилась на мое предложение.

Кристен многое дает фильму, в котором снимается, и многое от него способна взять. Она глубже, чем многие думают, это я понял сразу. А еще почувствовал, что никогда в жизни она не играла в кино героиню, похожую на нее саму. Так я решил подарить ей такую роль в «Зильс-Марии». Похоже, это сработало. 

Фото: Carole Bethuel / Capella Film

— Когда вы осознали, что смартфон может быть дверью в подсознание и в потусторонний мир?

— Это не идея. Это факт. Смартфон — важное измерение нашей повседневной жизни. Я безразличен к смартфонам и смскам как таковым, но мне интересно, как они трансформировали наше восприятие вселенной, как буквально изменили человечество. Через телефон мы связаны с интернетом — то есть, по сути, со всеми знаниями, накопленными цивилизацией, подлинными и выдуманными. Наша связь с социальной сетью становится специфическим расширением мозга. 

— Ваша героиня не расстается с мобильным — и в то же время одинока. По-вашему, гаджеты и социальные сети имеют обратный эффект, изолируя человека от общества?

— Да и нет. Одиночество — тема, которая меня тоже очень интересует. Моя героиня живет в чужом городе, ее бойфренд вдали, планы туманны, будущее неясно. У нее есть работа, она постоянно встречается с людьми — но она одна. Современное одиночество именно таково: оно не мешает человеку все время быть окруженным людьми и включенным в различные формы коммуникации. Если бы действие разворачивалось в эпоху до интернета, то героиня погрузилась бы в книги или живопись, а сегодня ее компаньон — экран смартфона.

Кстати, мне кажется, что я ни разу не делал настолько «одинокого» фильма. Все мои предыдущие картины были о взаимоотношениях персонажей друг с другом. А здесь о взаимоотношениях с телефоном, которые тоже могут создавать уникальное напряжение.  

— А почему у нее такая необычная работа?

— Меня привлекла идея исследования «пролетариата фэшн-индустрии». Эти люди имеют дело с самым поверхностным, что существует в мире. Тем не менее, и в этой вселенной есть свои таланты и художники — при всей ее материалистической приземленности. И красота, и сексуальность там тоже есть. Моя героиня ненавидит свою работу, считая ее скучной и бессмысленной, но, будто против своей воли, чувствует ее привлекательность и не может сопротивляться этому притяжению. 

Режиссер Оливье Ассаяс
Фото: Carole Bethuel / Capella Film

— Было бы глупым не спросить — вы сами верите в призраков?

— Ну конечно! Я живу с призраками, не расстаюсь с ними. Все зависит от того, как вы трактуете слово «призрак». Допустим, вы ночью в пустом доме где-то в глуши, и тут вылетают пробки, наступает тьма. В темноте в эту секунду каждый верит в призраков. Нечто невозможное могло случиться в этот момент, мы все это знаем. Это знание — часть нашего ДНК.

Разумеется, то, чего мы боимся, не снаружи, а внутри нас, а то, что мы называем призраками, — проекции. Но не разговариваем ли мы постоянно с ними? С друзьями и родственниками, ушедшими из жизни? С вымышленными литературными персонажами? Из этих бесед складывается наша личность. Этих существ физически нет рядом с ними, но мы с ними беседуем. Что это, как не общение с призраками?

— Но ведь и кино наполнено призраками. 

— Фильмы из призраков и состоят, из чего же еще. Творчество, создание чего-то нового — процесс изначально призрачный; вы никогда не можете сказать, что полностью его контролируете. История кино состоит из мертвецов. То есть, призраков. Немой кинематограф — чем не чистилище? 

Антон Долин