истории

Терпение, молитва и труд Цитаты из школьного учебника по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»

Meduza
07:40, 12 декабря 2016

Родители учеников московской школы № 2065 подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» детям, которое, по их мнению, санкционировал департамент образования столицы. Недовольство родителей вызвал учебник «Истоки», по которому в пятом классе преподается предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Родители жалуются, что во время курса «постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей»; посещение уроков при этом обязательно для всех учеников. В департаменте образования отвечают, что учебник был выбран «коллективом педагогов по итогам заседаний педагогических советов и изучения мнения родителей». «Медуза» приводит несколько цитат из книги.

Что это за учебник

Учебник «Истоки. Память и мудрость отечества» для пятых классов входит в линейку пособий программы «Социокультурные истоки». Ее с начала 2000-х создавали член-корреспонденты Российской академии естественных наук Игорь Кузьмин и Александр Камкин (по данным «Новой газеты», РАЕН ранее никакого отношения к разработке учебников не имела). Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, школьников и студентов колледжей.

Фото: Инна Герасимова

Изучение ОДНКНР в объеме одного часа в неделю было запущено департаментом образования Москвы в качестве эксперимента с 1 сентября 2016 года в 40 школах. Предполагалось, что родители и ученики в рамках ОДНКНР смогут выбирать между пособием «Православная культура» и курсом «Истоки». Сейчас, по данным «Коммерсанта», «Истоки» преподают в образовательных учреждениях 62 регионов страны.

Книга, из которой «Медуза» выбрала цитаты, — второе, исправленное издание учебника; его автор — Александр Камкин, заведующий кафедрой истории культуры Вологодского педагогического университета, один из основателей РАЕН. В аннотации говорится, что пособие «знакомит с самыми яркими и самобытными памятниками отечественной материальной и духовной жизни». Так, книга подробно рассказывает о применении сохи (приводится даже схема строения сохи); о методиках строительства деревянных домов на Руси; о смыслах, заложенных иконописцами в своих работах. Часто автор не ссылается на источники представленных сведений, а время действия событий описывает фразами «в незапамятные времена» или «много веков назад». Кроме того, в учебнике немало пунктуационных ошибок.

О чем можно узнать из учебника. Цитаты

«Лес и пашни окружали наших предков. Чтобы жить среди них нужны были особые орудия труда. Они должны и человека кормить, и с природой дружить. Такими орудиями на века стали топор и соха. С ними наши предки освоили безбрежные просторы Отечества, обустроили великую державу. Орудия эти просты, но в них заключена народная трудовая мудрость» (жирный шрифт и курсив тут и далее принадлежат автору учебного пособия — прим. «Медузы»).

Стр. 18, параграф «Чему соха и топор людей учили», глава «Соха и топор»

* * *

«[Типовой крестьянский] дом имел как бы три вертикальных яруса, некоторым образом напоминавших о трех мирах. Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. <…> Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном (вспомни об иконах). <…> А потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному (вспомни, что дом венчался изображением птицы — знаком Святого Духа).»

Стр. 36-37, параграф «Обыденное и сокровенное», глава «Крестьянские хоромы»

* * *

«Терпение, молитва и труд — все перемогут, все перетрут».

Стр. 43, титульный лист к главе «Соловки»

* * *

«Главный храм Соловков называется Преображенским. Преображение — это великое чудо описанное в Евангелиях. <…> Русские люди были как бы в пути по своей земле. В течение веков приходилось осваивать дикие земли. <…> Чтобы эти неведомые земли окончательно стали своими, землепроходцы возводили храмы. Видимые издалека, они освящали все вокруг. <…> Соловки, возведенные в диком и суровом краю, как раз и напоминали о таком преображении освоенного мира. Нет, не случайно в имени Соловецкого монастыря есть такое дивное слово — ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Стр. 54-56, параграф «Град святой на острове, на краю земли, посреди воды…», глава «Соловки»

* * *

«Почему исчезли чудотворные иконы и старинные книги? Кто все это сделал? Беда пришла в 1920 году. Новая власть посчитала, что Вера и Церковь больше не нужны людям, и монастырь был закрыт. <…> Так на святом для России месте возник Соловецкий лагерь особого назначения. Людей изнуряли здесь непосильным трудом и издевательствами, расстреливали. Монастырские святыни были осквернены, разворованы и уничтожены. Храмы поруганы. <…> В 1992 году его [храм] посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он привез бесценный дар — мощи святых Савватия, Зосимы и Германа, долгие десятилетия томившиеся вдали от Соловков. <…> Будучи на окраине русского пространства, православный монастырь стал общерусским очагом духовной жизни. Поруганный и униженный темными силами, он вновь возрождается. Вновь возвращает надежду на преображение…

[Домашнее задание] Как Соловки учили преображать мир? Чему учит прошлое и настоящее Соловецкого монастыря?

[Выучить слова] Монастырь, скит, братия, паломники, умирение, преображение».

Стр. 57-58, параграф «О чем горько вспоминать и тяжело говорить», глава «Соловки»

* * *

«В 1164 году князь Андрей Боголюбский собрался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним свой покров. Князь понял, что одержит победу. И когда это случилось, то он задумал построить в память о победе храм».

Стр. 67, параграф «Как Андрей задумал церковь строить», глава «Храм покрова на Нерли»

* * *

«Белая березка. Сколько песен о ней спето, сколько стихов сложено. Любят ее за чистый белый ствол, за нежный и немного грустный силуэт. За первые весенние листочки и нарядные сережки. Но березка не только красива. Она веками служит человеку. Ее древесина прочна. Дрова из нее самые жаркие, а сок целителен».

Стр. 72, параграф «Шемогодская береста», глава «Храм покрова на Нерли»

* * *

«Начнем постепенно и внимательно рассматривать икону. <…> Когда мы смотрим на „Живоначальную Троицу“, нас не покидает ощущение, что икона как бы заполнена золотистым цветом, а от нее самой исходит ласкающий теплый свет».

Стр. 77-78, параграф «Что изображено на иконе», глава «Икона „Троица“»

Фото: Инна Герасимова

* * *

«Старинный документ рассказал удивительную историю. В древнем русском городе Вологде в 1654 году вспыхнула страшная эпидемия. „Действия болезни были внезапны и быстры, помирали в домах, помирали на улицах <…>“, — рассказывает о тех днях старая книга».

«Горожане стали думать, что болезнь послана Господом за их грехи. И тогда они решили дать обет, то есть обязательство перед Богом: в один день воздвигнуть храм Богу Спасителю, вечно его содержать в благолепии. <…> Они верили, что обет умилостивит Господа. <…> В ночь на 18 октября приступили к делу. <…> Утром работа была завершена. <…> Летописец писал: „И с этого дня мор на Вологде перестал быть“».

Стр. 89, параграф «Обет», глава «Икона Троица»

Евгений Берг

Москва