«Марс» от Илона Маска и National Geographic Зачем научно-популярные каналы снимают игровые сериалы
В ноябре сразу два научно-популярных канала впервые сняли собственные игровые сериалы. National Geographic вместе с режиссером Роном Ховардом и бизнесменом Илоном Маском представили «Марс», а Discovery Canada показала «Границу» со звездой «Игры престолов». По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин рассказывает, что из этого вышло и почему это интересно.
О чем эти сериалы?
«Граница» (Frontier) — история становления одной из самых старых компаний (и все еще существующей) в истории Америки — Hudsonʼs Bay Сompany. Сегодня штаб-квартира этой организация находится в Торонто, а на ее сайте есть страничка о социальной ответственности, но в 1670 году она создавалась в Лондоне с одной целью — монополизировать рынок торговли пушниной в Северной Америке. Поскольку свой интерес в этом был не только у англичан, но и у французов, индейцев и многих других индивидуальных предпринимателей, методы у компании были кровавыми. Главную роль в сериале играет Джейсон Момоа (Кхал Дрого из «Игры престолов»). Его герой — ирландский бандит, решивший бросить вызов Компании Гудзонова залива. Интрига сериала в том, окажется ли Момоа таким же живучим, как другой охотник за пушниной в исполнении Леонардо ди Каприо год назад («Выживший», 2015).
«Марс» (Mars) рассказывает две истории одновременно — документальную и художественную. Первая посвящена реальной подготовке к полету на Марс, которая ведется прямо сейчас: в кадре то и дело появляются Илон Маск и именитые ученые, взлетают и падают корабли SpaceX. Когда зритель устает от документалистики, действие переносится в 2033 год, где дружный многонациональный экипаж под командованием американца (зато с красивой россиянкой по имени Марта Камень) отправляется на Марс. Что ждет их на четвертой от Солнца планете и пригодятся ли им для выживания советы Мэтта Дэймона из «Марсианина» — главные вопросы сериала.
Что из этого получилось?
«Границе», хоть она и сделана при поддержке Netflix, не хватает масштаба и бюджета «Черных парусов» и прочих сериалов из высшей лиги, реконструирующих целые эпохи. Однако она ничем не уступает какому-нибудь «Агенту» (TurN) канала AMC. Это авантюрный, обаятельный и внимательный к историческим деталям роман. И отправляется он в то время и пространство Северной Америки — XVII-XVIII века, Канада, — которые обычно ускользают от внимания Голливуда. Несмотря на то, что мнения критиков разделились, а из шести эпизодов пока вышли только три, «Граница» уже продлена на второй сезон.
«Марс» сделан с куда большим размахом. Его продюсером выступил мастер блокбастеров Рон Говард («Аполлон 13», «Игры разума», три экранизации Дэна Брауна). И судя по первым двум эпизодам, сериал в отличной форме: шоу выглядит ничуть не хуже, чем «Марсианин» Ридли Скотта, а его героев ждут не менее опасные приключения. Правда, пока непонятно, каких конфликтов внутри команды ждать в следующих выпусках. По всем законам жанра, кто-то из шести астронавтов должен дать слабину, но в политкорректном научно-популярном кино это маловероятно. Зато документальная часть сериала не только отлично справляется со своей просветительской миссией, но и заставляет зрителя помечтать — кажется, в мире, где есть Илон Маск, нет никаких границ.
А что, раньше таких сериалов не было?
Были: научно-популярные каналы в последние годы активно пытаются привнести в свои передачи игровую драматургию. В 2014 году американский Discovery выпустил свой первый художественный минисериал «Клондайк» — и тоже не обошлось без «Игры престолов». Роль отчаянного старателя исполнил Ричард Мэдден («Молодой Волк» Робб Старк), а исполнительным продюсером шоу выступил Ридли Скотт. Получился замечательный вестерн, который одновременно рассказывает подлинную историю Золотой лихорадки, внимательно описывает детали быта Юкона и позволяет зрителям представить, будто они герои Джека Лондона. Молодой писатель в сериале тоже, кстати, появляется.
Канал History показал свой первый игровой сериал «Викинги» в 2013 году — он успешно идет по сей день, строит планы на будущее и стоически переносит критику медиевистов. Сериал произведен в Ирландии и Канаде, большинство актеров в нем почти неизвестны, но как минимум одному удалось прославиться: в 2016 году викинг Трэвис Фиммел сыграл полководца в «Варкрафте».
Кроме исторических сериалов есть еще «докудрамы». В чем разница?
Действительно, и на телевидении, и в кино, и на театральной сцене уже давно развивается жанр докудрамы — художественной инсценировки реальных событий. В таких произведениях актерам очень часто достаются диалоги настоящих людей, и живые истории благодаря драматургическим приемам становятся осмысленнее и эмоциональнее. «Марс» — образцовая докудрама: репортажные съемки и интервью, сделанные в 2016 году, переплетаются с художественным сюжетом про экспедицию 2033 года.
Канал History в 2016 году, например, выпустил сериал-римейк одной из первых и самых скандальных докудрам — «Корней» (Roots, 1977). В ней речь идет о жизни нескольких поколений американских рабов — от того момента, как их отправили из Африки в Америку, до освобождения во время Гражданской войны.
Каналы, которые обычно у нас ассоциируются с художественными сериалами, тоже экспериментируют с докудрамой. На AMC уже два сезона идет проект «Рождение мафии» (The Making of the Mob), в котором актеры молча изображают легендарных американских гангстеров, а великий Рэй Лиотта за кадром пересказывает их биографии. Из-за безмолвия актеров зрелище получается гипнотическое. А в интонациях Лиотты (для которого играть бандитов — и удача, и проклятье со времен «Славных парней» Мартина Скорсезе) есть что-то такое, отчего кажется, что ты смотришь «В мире животных».
Канал FX стилизовал последний сезон «Американской истории ужасов» под докудраму: в нем одни актеры притворяются реальными людьми, столкнувшимися с нечистью, а другие актеры притворяются, что воссоздают эти события в игровом жанре. Но поскольку все эти лица мы видим уже почти шесть лет (сериал практически не меняет актерский состав), получается очень смешно. Ну а сатира — это, как известно, первый шаг к признанию важности явления. Так что у сериальных докудрам самое интересное впереди.
Что дальше?
А дальше — еще больше образовательных и просветительских сериалов, рассказанных на эмоциях. Из ближайших премьер стоит выделить «Падение рыцарей» (Knightfall, телеканал History) — хронику спецоперации французской короны и католической церкви, в результате которой был обезглавлен могущественный Орден тамплиеров. Продюсером и приглашенной звездой сериала выступает Джереми Реннер из «Прибытия». Премьера состоится в конце 2016 — начале 2017 года.
Кстати, тот же телевизионный «Марс» — лишь начало еще более амбициозного образовательного проекта National Geographic. Сериал зазывает зрителей на специальную страницу, где можно скачать интерактивную карту Красной планеты, послушать огромное количество лекций, порулить марсоходом и сыграть в симулятор посадки корабля на поверхность. В рамках образовательного курса (и промокампании шоу, конечно же) канал даже организовал 20-минутный телемост между школьниками в Вашингтоне и астронавтами с МКС. Так что вполне можно говорить о тенденции: пока образование для подростков геймифицируется (становится все более игровым), просвещение для взрослых, видимо, сериализируется.