Перейти к материалам
истории

Артдокфест. Завтра море Фильм о том, как исчезает Аральское озеро

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Несколько фильмов из конкурсной программы будут показаны в октябре в Риге в рамках международного кинофестиваля. Дважды в неделю президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале режиссер представляет картину «Завтра море» Катерины Суворовой (Казахстан, 2015).

«Завтра море» — это казахстанская картина, которая произвела очень хорошее впечатление на премьере. Она состоялась на фестивале в Локарно, одном из главных мировых киносмотров. И еще фильм собрал хорошую прессу. Мы рады, что российская премьера картины состоится на «Артдокфесте». Я не знаком с автором фильма, но очень жду, видно, что Суворова — сильный режиссер.

«Завтра море» (трейлер)
artdocfest

Эта картина снята в пространстве Аральского моря — которое и является главным героем фильма. С одной стороны, мы знаем, что Аральское море высохло, с другой стороны, оно существует, оно просто ушло от людей, живших по его берегам. И жизнь этих людей показана здесь художественно очень ярко.

Откровенно сказать, по ходу фильма я попадал в разное сюрреалистическое пространство — там присутствуют совершенно беккетовские сюжеты, причем самодостаточные, подходящие для самостоятельного фильма. Там, например, есть бригада людей, которая разбирает корабли и куда-то их транспортирует, но при этом не к морю, а почему-то из пустыни — в пустыню. Абсолютно Беккет. В пустыне вдруг возникают ворота — но эти люди почему-то их не проезжают, а объехать не могут. Это такой сюр документального факта — потому что это становится неожиданностью и для самих героев: первый раз они просто врезаются в ворота, чуть ли не ломают их. 

В какой-то момент картина от Беккета перетекает к поэтике Айтматова с его «Белым пароходом», а потом — к Антониони с его «Профессией: репортер», потом фильм даже уходит в публицистику, потому что там появляется молодая девушка — молодый ученый, которая берет пробы для лаборатории, чтобы выяснить, уйдет море или вернется. Поэтический кинематограф выводит ее четко формулируемые высказывания, ее исследование за рамки телевизионной публицистики — этот образ существенно больше. 

Мне врезались в память ее слова — она, например, говорит, море перестало быть частью нашей жизни, а мы по-прежнему его ощущаем. Ведь и города были выстроены по определенному архитектурному принципу — они все были развернуты к морю. И вот представляем себе город, развернутый к морю, а моря — нет. Потом еще в картине снята репетиция праздника — Дня моря — в городе, в котором нет моря, и вот люди изображают тканью волны, корабль у них из картона, «матросы» пляшут. Картина, базирующаяся на абсурде, доходит до гротеска. Этот фильм визуально очень богатый и, безусловно, прорывной для казахстанского кинематографа.  

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.