Перейти к материалам
истории

«Бен-Гур» Тимура Бекмамбетова: провал или нет? Станет ли фильм последним в голливудской карьере режиссера

Источник: Meduza
Фото: Philippe Antonello/Paramount Pictures via AP / Scanpix / LETA

В российский прокат 8 августа вышел «Бен-Гур» — новый голливудский эпос Тимура Бекмамбетова. На Западе картина стала главным летним кинопровалом — ее не приняли ни зрители, ни критики. По просьбе «Медузы» журналист Егор Москвитин разбирался, заслуживает ли этот фильм столь яростной критики и будет ли он последним в голливудской карьере Бекмамбетова.

В год, когда над голливудскими пеплумами (так называются масштабные фильмы на античные сюжеты) вдоволь поиздевались братья Коэны в комедии «Да здравствует Цезарь», всерьез пересказывать сюжет «Бен-Гура» очень сложно. К тому же почти библейскую историю тут преподносят как актуальную политическую документалку про сепаратизм, империализм и так далее — так что авторы напрашиваются на иронию сами.

Итак, в оккупированной римлянами Иудее растет и не знает бед (если не считать той, что российские локализаторы зачем-то назвали его Джудой) аристократ Иуда Бен-Гур. У Бен-Гура есть названый брат Мессала — римский сирота, чей род запятнал себя убийством Цезаря. Чтобы заслужить уважение семьи Иуды, Мессала бежит от нее на войну. Пройдя вместе с римскими легионами полмира (и рассказав зрителю, что все это время он нес «цивилизацию, стабильность и свободу диким народам»), он вернется в Иерусалим — на коне и в свите Понтия Пилата. Примерно в то же время в городе появится плотник с непонятным героям советом любить врагов и прощать ближних. Ну а дальнейший маршрут этой истории знают все: Голгофа, кандалы, Израиль.

Четырехчасовой «Бен-Гур» 1959 года — один из трех фильмов в истории, сумевших завоевать 11 «Оскаров» сразу. Во всем Голливуде по титулованности ему равны лишь «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля». Зрители, не смотревшие фильм, иногда ошибочно принимают его за золотой американский эпос, в котором было больше смысла, чем зрелищ, и больше слов, чем действий. Якобы это что-то вроде «Рождения нации» и «Унесенных ветром», только с распятием Христа; эдакая философская хроника сотворения западного мира. На самом деле «Бен-Гур» был именно что «Титаником» и «Властелином колец» своего времени — дорогущим парком развлечений, гостям которого в паузах между аттракционами дежурно зачитывали историческую справку и христианскую мораль. Даже в слогане фильма не было и намека на глубину: просто «Самое большое представление в вашей жизни». О том, как относились к съемкам актеры, можно судить по уже упомянутой комедии «Да здравствует Цезарь», в которой братья Коэны как раз посмеиваются над сакрализацией «старого Голливуда».

Так что Тимур Бекмамбетов заранее поставил себя в проигрышную позицию: не имея ни особых ресурсов, ни больших звезд, он взялся снимать не просто свой «Титаник», а ремейк чужого «Титаника». Тем более, и напарники ему достались не самые сильные. Продюсеры ленты — супруги Марк Бернет и Рома Дауни, известные по сериалу «Библия» (с Сатаной будто с конкурса двойников Барака Обамы) и фильму «Сын Бога». Один сценарист — автор трагедии «12 лет рабства» Джон Ридли. Другой — документалист Кит Кларк, который, видимо, и спутал вымышленный сюжет библейских времен с современной командировкой на Ближний Восток.

Бен-Гур (2016) Дублированный трейлер | HD
SWOT5

Актеры Джек Хьюстон (Бен-Гур) и Тоби Кеббелл (Мессала) отважно выполняют трюки вместо каскадеров, но их статуса недостаточно, чтобы заработать деньги в прокате. Морган Фриман в роли распорядителя боев на колесницах не может повторить фантастическую работу Оливера Рида в «Гладиаторе». Просто потому, что Рид на съемках отчаянно эпикурействовал и в итоге умер, а Фриман стараниями стилистов носит нелепые дреды, как у Вупи Голдберг. Возможно, в этой модернистской постановке ему бы больше подошла роль Бога. К слову, сына Бога здесь играет Родриго Санторо — самый слащавый Иисус в истории кино. К тому же, десять лет назад этот актер изображал пирсингованного полубога Ксеркса в другом пеплуме «300 спартанцев», и некоторых зрителей это окончательно настроит на веселый лад.

Бекмамбетов, кажется, и сам понимает, что остался без козырей, поэтому в одном из недавних интервью сказал, что продюсерам пришлось долго уговаривать его взяться за фильм. А согласившись, он решил поменять все акценты в «Бен-Гуре» 1959 года — примерно так же, как когда-то переосмыслил «Иронию судьбы».

История о возмездии превратилась в историю о прощении и — спасибо ей огромное — стала вдвое короче. Притча о большой разобщенной семье стала притчей о любви и соперничестве двух братьев. Увы, не так давно на этом поле уже сыграл в фильме «Исход» режиссер Ридли Скотт — так что тактическая схема Бекмамбетова устарела. Зато в «Бен-Гуре» отлично работает идея осовременивания конфликта. Поначалу претензии фильма на политическую актуальность кажутся нелепыми, но затем наступает эффект погружения. Камера трясется, в древнем Иерусалиме происходят теракты, римляне строят полицейское государство по образу и подобию молодежных антиутопий вроде «Голодных игр», и наблюдать этот социальный триллер действительно интересно. Роман 1880 года «Бен-Гур: История Христа» был написан генералом Льюисом Уоллесом, погубившим тысячи жизней в ходе Гражданской войны в США, так что сегодня книгу правомерно сравнивать не только с Библией, но и с «Тихим Доном». Фильм 1959 года этого не замечал, фильм Бекмамбетова — замечает.

Талант режиссера превращать маленькие деньги в большое зрелище со времен рекламы банка «Империал» и двух «Дозоров» никуда не делся. «Бен-Гур» пестрит визионерскими находками даже на финальных титрах. Некоторые из них — например, резкий монтаж — кажутся немного пижонскими. Некоторым — как паре кадров с GoPro, вставленных в сцену гонки на колесницах, — хочется аплодировать. В секундном микроплане драйва больше, чем во всем эпизоде. А битва рабов на галерах и вовсе оказывается морской версией «Безумного Макса» и попросту лучшей баталией на воде за долгие годы. И едва ли выходящий в прокат «Крейсер» с Николасом Кейджем это изменит.

Проблема «Бен-Гура» в том, что красотой и динамикой сейчас уже никого не удивишь. Даже обозреватель лояльного ко всем библейским фильмам издания Christian Science Monitor сокрушается, что «где трехмерная графика — там непременно плоские герои». Драматургии «Бен-Гура» не удается оставаться цельной до конца, а финал с распятием (вряд ли это спойлер) и вовсе ставит режиссера в неловкое положение. Понятно, что каждый большой мастер мечтает установить штатив на Голгофе, но Мартин Скорсезе и Мел Гибсон выдерживали это последнее искушение куда достойней.

Станет ли провальный «Бен-Гур» эпилогом голливудской карьеры Бекмамбетова? На самом деле, риски невелики. Результаты фильма — ошибка продюсеров, выбравших датой американской премьеры худший из всех возможных дней — 19 августа. Летние хиты давно не работают без ансамблей звезд (см. пример «Отряда самоубийц»); завершение Олимпиады в Рио интереснее любого блокбастера; а американские школьники в конце августа вспоминают об учебе и забывают о кинотеатрах. «Бен-Гур» сообщает о режиссере ровно то же, что и его предыдущие боевики — беззвездный «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и «Особо опасен» с Джеймсом Макэвоем и Анджелиной Джоли. В американских фильмах Бекмамбетова не бывает выдающихся актерских работ и пробирающих до мурашек историй, зато им не занимать энергетики и изобретательности формата «голь на выдумку хитра». Когда же Бекмамбетов продюсирует сам, он еще и показывает хорошие финансовые и маркетинговые результаты — вспомним хотя бы ужастик «Убрать из друзей». Так что приключения русских в Америке пока что продолжаются. 

Егор Москвитин