Картонка и две линзы Почему виртуальная реальность даже в самом примитивном исполнении — это очень круто
«Настоящие» очки виртуальной реальности — Oculus Rift и HTC Vive — всего в месяц как в открытой продаже, но уже сейчас ясно, что они (и аналогичные устройства от других производителей) будут главными объектами внимания в ближайшие пару лет. Завоюют ли они массовый рынок, пока непонятно, но разработчики сделают все возможное — от снижения цен до выпуска все более совершенных игр. Журналист «Медузы» Султан Сулейманов опробовал самое примитивное, что есть в мире виртуальной реальности — очки Google Cardboard, а также посмотрел, что предлагают владельцам более продвинутых устройств.
Главная идея платформы Google Cardboard, которая существует уже почти два года, — открытость. «Шлем» виртуальной реальности можно изготовить дома, для этого нужно вырезать из картона по опубликованной в Сети схеме очки и найти где-то пару подходящих линз. За картинку отвечает вставленный в коробку смартфон (можно взять практически любую современную модель): он выводит изображение и звук, а также следит за движением головы, вращая камеру.
Для тех, кто не хочет собирать шлем самостоятельно, Google и ее партнеры выпустили десятки недорогих моделей. Еще дешевых вариантов можно найти на китайских интернет-магазинах. Причем зачастую они сделаны не из ненадежного картона, а отлиты из пластика и удобно сидят на голове. С помощью одного из таких «китайских Cardboard» я и познакомился с современным состоянием примитивной виртуальной реальности.
Первое и самое простое, что доступно владельцу таких очков — просмотр 360-градусных видео «от первого лица». Сами по себе панорамные ролики давно работают в вебе и на смартфонах. «Смотреть по сторонам» в них можно с помощью курсора мыши или движений телефона. В Cardboard камера управляется движениями головы, и это оставляет совершенно иное впечатление.
Взять, к примеру, недавнее видео от SpaceX с посадкой первой ступени ракеты Falcon 9 на плавучую платформу. Если смотреть его в шлеме, то первые 20 секунд нужно сидеть, задрав голову высоко вверх и вглядываясь в светящуюся точку в небе.
Этого ощущения — когда ты вынужден физически задирать голову вверх, а не только крутить ею влево-вправо — в первое время хватает с лихвой, чтобы поражаться возможностям виртуальной реальности. Для тех, кто ракетам предпочитает искусство, есть панорамное видео из Сиднейского оперного театра.
Эффект погружения в пространство на видео может использоваться не только в развлекательных целях. Нонни-де ла Пенья, которую называют одним из ведущих пионеров в области виртуальной реальности, убедительно доказала, что это еще и хороший инструмент для журналистов.
Де ла Пенья с помощью 3D-моделей воссоздала несколько драматичных сцен, происходивших в реальной жизни — например, ракетный удар по сирийскому городу Алеппо. Пользователь, надев очки виртуальной реальности, оказывается на улице города. Через несколько мгновений происходит взрыв, все окутывает дым, на тротуарах лежат тела. Все это время пользователь слышит реальную аудиозапись, сделанную в этом месте в момент ракетного удара.
(У видео ниже есть русские субтитры)
То, что делает Нонни-де ла Пенья, рассчитано на более продвинутые очки виртуальной реальности, следящие за движениями пользователя. Но и для владельцев Cardboard есть примеры журналистских работ.
Свежий и качественный пример — проект 6×9 от The Guardian, помещающий пользователя в одиночную тюремную камеру.
Чтобы полноценно попробовать 6×9, недостаточно просто видеоролика — нужно установить отдельное приложение на смартфон. Подобных приложений для Cardboard на Android немало (правда, далеко не все из них достойны внимания).
Классическая демонстрация возможностей виртуальной реальности — «американские гонки». Я пробовал это приложение, и оно оказалось не таким захватывающим, как казалось: от поездки на виртуальных горках больше тошнит, чем выбрасывается адреналина.
Гораздо более впечатляющим оказался этот симулятор Солнечной системы. Сначала на экране появляется крупная Земля, а за ней — огромное Солнце, которое едва удается увидеть целиком.
С играми под Cardboard сложнее (от них или кружится голова, или управление чересчур неудобно — ведь для прицеливания нужно старательно крутить головой), но есть одна крайне увлекательная: Crossy VR. Это римейк классической игры, в которой нужно перебежать многополосное шоссе — только теперь от первого лица.
Самым поразительным в Cardboard оказались не игры и не журналистские проекты, а некое подобие социальной сети в виртуальной реальности vTime. В приложении сначала нужно создать своего аватара, а затем — общаться с другими пользователями (это могут быть как твои друзья, так и незнакомые люди). Общение происходит с помощью голоса, а чтобы была тема для разговора, аватары могут перемещаться в разные локации (в моем случае это было морское дно).
Вероятно, на словах это звучит недостаточно захватывающе, но на практике возможность обсудить с другими людьми один и тот же виртуальный мир, в котором вы очутились, действительно впечатляет.
Cardboard — самая доступная и самая примитивная реализация виртуальной реальности. Более дорогие и совершенные HTC Vive и Oculus Rift в разы повышают погружение благодаря отслеживанию действий игрока (в частности, контроллеры позволяют «внести» свои руки в виртуальный мир) и качественной картинке. С помощью таких устройств можно стать скалолазом:
Водить гоночный автомобиль, держа в руках контроллер-руль:
Или оказаться в доме с привидениями и кричать от страха, сжимая в дрожащих руках виртуальный фонарик:
Наконец, эффект погружения, который дарят очки виртуальной реальности, можно использовать максимально абсурдно — играя в симулятора работника. На скучной работе.