Перейти к материалам
Сирия. Пальмира. 27 марта 2016. Развалины взорванной Триумфальной арки
истории

Что осталось от Пальмиры Как древний город пережил захват «Исламским государством»

Источник: Meduza
Сирия. Пальмира. 27 марта 2016. Развалины взорванной Триумфальной арки
Сирия. Пальмира. 27 марта 2016. Развалины взорванной Триумфальной арки
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Vida Press

27 марта 2016 года сирийская армия при поддержке российской авиации полностью освободила Пальмиру, девять месяцев находившуюся под контролем боевиков «Исламского государства» (организация запрещена в РФ). Многие памятники Пальмиры, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, имеют серьезные повреждения, часть из них осталась нетронутой. По просьбе «Медузы» журналистка Юлия Штутина рассказывает о том, в каком состоянии находятся памятники древнего города.

Древняя Пальмира была «жемчужиной пустыни» в I-III веках нашей эры. После сокрушительного поражения от римлян город-оазис постепенно пришел в упадок; к началу XX века в тени величественных руин располагалась непримечательная деревня. Специалист по римскому Востоку, археолог Уорвик Болл в своей книге о памятниках культуры Сирии (Warwick Ball. Syria: a historical and architectural guide), перефразируя Лоуренса Аравийского, утверждает, что Пальмира — «вероятно, самые замечательные руины на свете». Еще бы: в середине XVIII века благодаря двум английским путешественникам и художникам Вуду и Докинсу, побывавшим в этом городе-призраке и привезшим из него сотни страниц рисунков и чертежей, в Англии в моду вошли «пальмирские» потолки и карнизы, воспроизведенные в десятках, если не сотнях, неоклассицистических зданий. Из Англии увлечение Пальмирой перешло на континент и распространилось повсеместно. Кстати, многим российским школьникам арки Пальмиры на фоне ярко-синего неба запомнились по обложке учебника по истории древнего мира.

Пальмира, декабрь 1938 года
Фото: W. Robert Moore / National Geographic Creative / Corbis / Vida Press

Заброшенный город посреди пустыни оказался символом контакта Востока и Запада, живой архитектурной традиции и исторической памяти. Поэтому когда «Исламское государство», методично разрушившее сотни, если не тысячи памятников культуры в Ираке, наступало на Пальмиру весной 2015 года, перспективы казались самыми мрачными. Когда бойцы ИГ заняли цитадель и музей, публично казнили пожилого хранителя древностей и устроили массовое убийство в римском театре, никаких иллюзий у наблюдателей не осталось. В конце августа 2015 года «Исламское государство» распространило фото и видео подрыва храма Баалшамина, спустя пару дней стало известно, что взорван и другой важный храм — бога Бэла. В сентябре сообщалось, что разрушены уникальные гробницы-башни близ города. Однако вокруг Пальмиры расположены десятки памятников — от скромных палеолитических стоянок до великолепных мамлюкских замков, и об их судьбе ничего не было известно. Собственно, мы и сейчас ничего не знаем о них.

После освобождения Пальмиры в эфир попал ролик, снятый российским беспилотником. В кадре оказались разрушенный храм Бэла и знаменитая триумфальная арка — взорванная. Когда чуть позже появились фотографии с места событий, стало ясно, что уцелело одно из самых восхитительных сооружений города — тетракионион (в англоязычной литературе его чаще называют тетрапилоном): квадратная платформа, по углам которой стоят одинаковые сооружения, состоящие из четырех колонн. Неплохо, кажется, сохранились и колоннады больших улиц, и римский театр. Неудивительно, что Маамун Абдулкарим, директор департамента древностей и музеев Сирии, выступил довольно оптимистично: «Мы ожидали худшего, однако местность, в целом, в хорошем состоянии. Мы могли полностью потерять Пальмиру».

Тетракионион в Пальмире. 27 марта 2016 года
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Vida Press

Зато обращенная к жилым кварталам камера фотографа зафиксировала жуткие картины: разрушенные дома, сгоревшие деревья, груды мусора на улицах. Еще неделю назад бойцы ИГ расстреляли 26 солдат правительственной армии где-то у самой границы города. Словом, современная Пальмира выглядит мертвее Пальмиры древней.

Другие печальные снимки корреспонденты агентств сделали в городском музее: вдребезги разбитые рельефы, опрокинутые статуи, рухнувшие потолки, горы мусора в залах. Сирийские чиновники уверяли, что вывезли большинство артефактов из хранилища накануне штурма Пальмиры «Исламским государством» в мае 2015 года. Но понять, копии ли уничтожены или подлинники, пока невозможно.

Один из залов национального музея Пальмиры, разрушенного и разграбленного «Исламским государством». 27 марта 2016 года
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости / Scanpix

Сирийские чиновники, в том числе Маамун Абдулкарим, с энтузиазмом заявляют, что на восстановление некоторых разрушенных памятников, например, средневековой крепости, у которой пострадали стены и мост, потребуется два года. Сравнительно несложно будет восстановить и триумфальную арку. В то же время эксперт группы ЮНЕСКО по Сирии Анни Сартр-Фариа в интервью агентству France Presse 28 марта отнюдь не разделила оптимизма Маамуна Абдулкарима. Сартр-Фариа полагает, что у измученной войнами и находящейся в глубоком кризисе Сирии есть задачи более приоритетные, чем восстановление памятников истории.

Тем временем британский Институт цифровой археологии уже 19 апреля покажет в Лондоне на Трафальгарской площади шестиметровую копию пальмирской триумфальной арки, высеченной из мрамора роботом (впечатляющий снимок здесь). В будущем арка должна отправиться в Нью-Йорк. Основатель Института цифровой археологии Роджер Мишель считает, что эта акция вселит надежду и покажет миру, что не все потеряно. Правда, надежду институт собирается вселять на Западе, хотя больше всего она нужна на Востоке.

Модель триумфальной арки, которую установят на Трафальгарской площади
Фото: The Institute for Digital Archaeology

Пальмира не всегда выглядела так, как в этой фотогалерее ЮНЕСКО (сделанной до вторжения «Исламского государства»). В конце 1920-х годов правительство подмандатного Франции государства Дамаск, на территории которого находилась Пальмира, начало масштабные работы по расчистке древних памятников. Деревню, построенную между руинами, расселили, чтобы открыть доступ к храму Бэла. Храм, в свою очередь, частично отреставрировали, превратив его во всемирно известную достопримечательность. На этой фотографии хорошо прослеживается динамика: от плотно застроенной деревни к безлюдному археологическому памятнику. В правом нижнем углу виден результат подрыва храма бойцами ИГ в августе 2015 года. Группа ученых из Французского института Ближнего Востока, опубликовавшая этот снимок, констатировала, что культурная политика 1920-х годов с ее приматом древнего над современным, классического над народным, священного над обыденным, разорвала вполне живые связи между сельским населением и окружающим историческим ландшафтом. Может быть, если бы оставался храм Бэла по-прежнему в окружении многолюдной деревни, руководители ИГ не воспринимали его как воплощение враждебного Запада, а видели бы его частью общего культурного наследия региона и пощадили. 

Разумеется, этот гипотетический вопрос не требует ответа: памятник уничтожен, теперь поздно дискутировать о том, что было бы. Но когда и если начнется реставрация гражданского общества в Сирии, то образованию, просвещению, включению древних контекстов в современные нужно будет уделять огромное внимание. Иначе богатые европейцы так и будут печатать 3D-копии древностей на радость самим себе, а всем остальным придется бесконечно повторять за Гоголем: «Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже очень хорошие лошади».

Юлия Штутина