Перейти к материалам
истории

«Это наше орудие против нацистской идеологии» Историк Юрген Царуски — о критическом переиздании автобиографии Гитлера

Источник: Meduza
Фото: Matthias Schrader / AP / Scanpix

В январе 2016-го в Германии начались продажи первого с 1940-х годов переиздания книги Адольфа Гитлера «Mein Kampf» («Моя борьба»; в России признана экстремистской). Новое издание подготовили сотрудники Института современной истории в Мюнхене — они сопроводили текст критическими комментариями, разоблачающими идеи и ложные утверждения автора. Появление книги вызвало дискуссии в Германии и других странах: многие считают, что книгу Гитлера нужно запретить повсеместно, а ее появление в открытой продаже лишь подогреет правые настроения в Европе. По просьбе «Медузы» сотрудник международного «Мемориала» Сергей Бондаренко поговорил с профессором мюнхенского института Юргеном Царуски — о том, зачем нужно научное издание автобиографии Гитлера. 

— Почему запрет на публикацию «Mein Kampf» просто нельзя было продлить?

— Книга Гитлера как таковая никогда не была запрещена. Ее всегда можно было взять в научной библиотеке или купить у букиниста. Однако правительство Баварии, которому после смерти Гитлера принадлежали авторские права на книгу, запретило ее переиздания. По немецким законам это право работает 70 лет, и в 2016-м этот запрет истек. Тем не менее, не все так просто — в июне 2014-го министры юстиции нескольких немецких земель объявили о намерении преследовать по закону любое не научное переиздание «Mein Kampf» за разжигание ненависти и вражды.

— К концу 1945 года в домах у читателей было не менее 12 миллионов экземпляров «Mein Kampf». Какова дальнейшая судьба этих книг?

— Трудно сказать. Миллионы экземпляров были просто уничтожены их владельцами, а те, что остались — немалая часть — сохранились в библиотеках и в домах у людей. Эта книга никогда никуда не исчезала. И поэтому тем более важно ее критическое рассмотрение. 

Известный пример такого рода в Германии — театральные чтения, которые устраивал знаменитый австрийский актер Хельмут Квальтингер. Он просто читал со сцены куски из «Mein Kampf», разоблачая одной своей интонацией всю ее лживость, агрессию и бесчеловечность. Это было в конце 1970-х — начале 1980-х.

— Как давно ваш институт взялся за переиздание?

— Это часть нашей работы — готовить научные издания источников по истории XX века. Издание «Mein Kampf» мы планировали уже несколько лет. Сама работа началась в 2013 году. До этого ИСИ подготовил много других изданий об истории нацистской эпохи. Например, собрание документов о сопротивлении нацистскому режиму, дневники Геббельса — с ними нам помогал Росархив. Мы уже издали подборку речей Гитлера с 1925-го по 1933-й, и сейчас работаем над многотомным изданием документов о Холокосте. Вторая книга тома, который посвящен уничтожению евреев на территории СССР, только что вышла.

Презентация книги «Mein Kampf. –A critical edition» в Институте современной истории в Мюнхене, 8 января 2016 года
Фото: Matthias Schrader / AP / Scanpix

— В связи с переизданием «Mein Kampf» вновь заговорили о том, что процесс «нормализации» фигуры Гитлера неизбежен. Что он превращается просто в «еще одного тирана» из далекого прошлого. Согласны ли вы с этим?

— Нет, я не согласен и убежден в том, что большинство людей, поддержавших это переиздание, в этом со мной солидарны. Как минимум, я могу говорить за своих коллег по институту. Как можно «нормализовать» личность, совершившую такие преступления против человечности? Тем более, в книге, которую выпустил самый крупный научный центр по изучению нацистского прошлого. Когда институт только создавался, в 1949-м, его основной задачей как раз и провозглашалась «историко-политическая переориентация немцев путем трезвого анализа преступного нацистского режима».

Если говорить об обществе в целом, то нельзя отрицать, что стремление к так называемой «нормализации» эпохи нацизма существует. Однако в целом сегодня преобладает просветительское отношение к его истории. Существует большой общественный интерес к судьбам его жертв, о чем в первые три-четыре десятилетия после войны речь практически не шла. А критическое издание вышло, чтобы противодействовать тенденции к «нормализации» фигуры Гитлера. Оно должно с научной точки зрения разобрать ложь и бесчеловечность его идеологии.

— Сталкивались ли вы с публичным протестом каких-либо организаций, не согласных с публикацией?

— Против переиздания высказывались некоторые известные представители еврейских организаций в Германии и за рубежом, но отнюдь не все. Центральный совет евреев Германии высказался за критическое издание. Понятно, что для немецких евреев старшего поколения, переживших Холокост, книга Гитлера имеет характер не исторического источника, а источника смертельной ненависти, последствия которой они испытали на себе и на своих семьях. Здесь решения нет: и то, и другое имеет важное значение. Историки, на мой взгляд, обязаны понимать и учитывать позицию бывших жертв нацизма и то, каким было значение книги Гитлера в их жизни.

— Оказывалось ли на ваш институт политическое давление со стороны властей?

— Политическое давление появилось в конце 2013 года, когда баварское правительство, которое до этого — даже с энтузиазмом — поддерживало научное издание, неожиданно высказалось против него. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер при этом ссылался на свои беседы с людьми, пережившими Холокост, с которыми он встречался в ходе своего визита в Израиль. Но, поскольку баварский парламент ранее единогласно проголосовал за финансовую поддержку проекта, а правительство не имеет право изменять решения парламента, у слов премьер-министра не было никаких практических последствий.

— Не кажется ли вам сложным или не слишком подходящим исторический момент, в который вновь вышла эта книга — новая большая волна миграции в Европу, рост популярности правых партий?

— Исторический момент, без сомнения, сложен, и рост правых тенденций в Германии и Европе — серьезный вызов. Но переиздание к настоящему историческому моменту отношения не имеет. Его главная цель — способствовать критическому чтению книги. Это наше научное орудие против нацистской идеологии и расизма.

Доктор Юрген Царуски, научный сотрудник Института современной истории в Мюнхене, главный редактор журнала «Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte» («Ежеквартальник современной истории»)
Фото из личного архива

— Остались ли в самой книге какие-то трудные, двусмысленные моменты, которые благодаря новому изданию будут прояснены?

— Новые вопросы пока появились у самих историков. Так, например, один из редакторов этого издания опубликовал статью в свежем номере «Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte» («Ежеквартальника современной истории»). Он анализирует мышление Гитлера и показывает, что тот не только поглощал антисемитские и расистские мысли своего времени, но и сам был самостоятельным, радикальным идеологом уже в 1920-е. В этом отношении ни о какой двусмысленности речи идти не может.

— Если мы признаем, что в «Mein Kampf» высказаны все основные принципы национал-социализма, можем ли мы говорить, что читатели этой книги знали, за кого голосовали, когда выбирали Гитлера в 1933-м?

— Об основных принципах нацистской политики можно было прочесть в книге Гитлера, о них сообщала всем желающим нацистская пропаганда. С моей точки зрения, важность этой книги, скорее, заключается в том, что в ней Гитлер лично изложил свои взгляды, и — одновременно — создал в ней лживую картину собственной биографии, соответствовавшей всем тогдашним националистическим клише. Таким образом эта книга была одновременно орудием общей пропаганды и орудием личного культа фюрера.

— Один из комментировавших новое издание историков сказал, что «современные нацисты не найдут в этой книге ответы на свои вопросы». Получается, книга потеряла свое значение в качестве призыва к экстремизму и ненависти? 

— Для актуальной пропаганды правых экстремистов «Mein Kampf» не имеет значения. В качестве орудия пропаганды книга функционировала при особых исторических условиях. Но для убежденных неонацистов она является частью их традиции. Поэтому они публикуют ее на разных сайтах в интернете. И именно поэтому вопрос не в том, доступна ли книга или нет; она все равно доступна. Вопрос в том, существует ли научное издание, которое способствует критическому чтению. Теперь оно существует.

Сергей Бондаренко

Москва