Родина, скорый Москва — Россия, русский характер Патриотическое кино: современные герои
«Медуза» заканчивает серию материалов о русском патриотическом кино обзором фильмов, посвященных современных героям и актуальным событиям. Кинокритик Сергей Синяков, посмотревший более двух десятков картин о «русском человеке», рассказывает о трех — сериале «Родина» Павла Лунгина, картине «Скорый Москва — Россия» Игоря Волошина и телефильме «Русский характер» Александра Якимчука.
Cоздание патриотического кино на современном материале требует от авторов не только различных талантов, но в первую очередь гибкости и обостренного чувства конъюнктуры. Поскольку политическая повестка меняется очень быстро, фильм, сделанный сегодня, завтра может быть уже не актуален. Прямолинейная телевизионная продукция пользуется большим спросом.
«Родина», режиссер Павел Лунгин, Россия, 2015, 12+
В ходе операции на Северном Кавказе русские спецназовцы освобождают майора-десантника Александра Брагина; он пробыл в плену шесть лет и дома считался погибшим. Россияне встречают майора как героя. Но не все: аналитик спецслужб Анна Зимина подозревает, что Брагин завербован исламистами и готовит в Москве теракт.
В первом — и лучшем — фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» (1990) патриоты разглядели ориентированный на экспорт пасквиль на Россию (те же претензии будут позже высказаны и к «Свадьбе»). Сегодня Лунгин — едва ли не главный в нашем массовом кино популяризатор православия, а его недавние картины никак нельзя назвать антироссийскими. Впрочем, ура-патриотическими тоже; в вопросах идеологии режиссер демонстрирует впечатляющую гибкость. Гибкости «Родина» требует по максимуму; в титрах значится, что фильм основан на сюжете израильского сериала «Военнопленные», но сравнивают отечественную разработку, конечно, с американским Homeland.
Сериалы похожи (поначалу едва ли не покадрово), но важны различия. В американской «Родине» время действия — здесь и сейчас. События российской версии задвинуты в весну 1999-го — от стабильности подальше. Главная героиня не страдает биполярным расстройством, а просто нервная. Служит не в ФСБ (возглавляемой тогда Путиным), а в загадочном антитеррористическом центре под управлением, скорее, дураков, чем провокаторов. Террористы — не чеченские боевики (актуальные на тот момент), а, по ряду признаков, уроженцы ОАЭ. В связях с моджахедами замешан председатель Совбеза Басов — изрядный негодяй с президентскими амбициями; правда, поэтические изыски своего спичрайтера не одобряет: «Ельцинская демократия губами и зубами Гайдара выгрызла народные сбережения. Как вам?» — «Плохо. Не о том».
Если сержант Броуди в Homeland — все-таки предатель, пусть и вставший на путь исправления, то у Брагина (Владимир Машков) случай более запутанный. В голове у героя постоянно происходит Куликовская битва. С одной стороны, он молится Аллаху. С другой — воображает себя новым монахом-воином Пересветом и учит своих детей, что к врагу надо подбираться как можно ближе. Борется не с властью, а с окопавшимися в высоких кабинетах «убийцами и лжецами»: «Мои сегодняшние действия направлены во благо России, во имя ее очищения». Развязка происходит в Мавзолее. Продолжения русская «Родина», несмотря на обилие исторической фактуры, кажется, не подразумевает. Впереди по хронологии — теракты в Москве, Волгодонске и Буйнакске, но, чтобы их вплести в сюжет, никакой режиссерской гибкости не хватит.
Православие**
Самодержавие***
Народность****
«Скорый Москва — Россия», режиссер Игорь Волошин, Россия, 2014, 12+
Звезда рутьюба Манагер Серега с похмелья в поезде «Москва-Владивосток» падает с верхней полки на соседку — блондинку Милу, американскую актрису русского происхождения. Голливудская звезда в плацкартном аду поезда дальнего следования оказывается неслучайно — едет играть летчицу в американском фильме про Вторую мировую. С Серегой сложнее: накануне герой подмахнул контракт, по условиям которого он должен прокатиться поездом во Владивосток, переспать с проводницей и сняться на фоне звездопада с амурским тигром. В случае проигрыша обеспеченный Серега лишится квартиры, дачи и машины.
Опоили дурачка с коварной целью лишить его имущества, разумеется, иностранцы — случайные немцы-собутыльники, по историческому обыкновению уверенные в легкой победе над внешне беззащитным и дезорганизованным противником. Они же не знают, что в иррациональном угаре массового русского раздолбайства — русская сила, в битве с ней у здравого смысла и логики шансов нет. Серега скользит по жизни с расслабленной уверенностью серфера — особо трепыхаться не следует, стезя сама выведет куда надо. Милу первое время законно ужасает окружающая действительность, но она быстро обучается у спутника искусству жить — и пробуждается русская душа, дремавшая в холеном голливудском теле, чтобы рано или поздно сдетонировать. Если вначале героиня торчит на наркотиках и знает (по ее словам) всего одну песню — американский гимн, то затем она переходит на паленую водку и культурно прирастает хитами «Любэ». Историческая родина не раз пытается артистку натурально убить, но в итоге делает только сильнее. Финишируют персонажи, что характерно, в США: Мила при «Оскаре», муж из России при смокинге — вроде бы снятый совсем недавно фильм сегодня выглядит идеологически устаревшим.
Несколькими годами ранее режиссер Игорь Волошин уже высказался по патриотической теме, сняв пропагандистский боевик «Олимпиус Инферно» (про приключения американца на войне в Южной Осетии). Новый фильм, богатый шутками (не слишком смешными), задуман как манифест патриотизма с человеческим лицом — чрезвычайно, надо сказать неприятным. Русский внешне сонлив и туп, но в мыслях коварен (у Сереги на доверившуюся ему американку есть вполне меркантильные планы; эпизодическая торговка семечками с легкостью грабит проезжих). Как будто беззащитен, но и жесток (бабулька-божий одуванчик толкает под видом водки ядовитый стеклоочиститель). Дружелюбен, но в любой момент готов убить ближнего (улыбчивая проводница выбрасывает из тамбура пассажиров). «Скорый Москва — Россия», проект диковинный и дикий, способен пробудить русофоба в русофиле — и наоборот.
Православие*
Самодержавие**
Народность ****
«Русский характер», режиссер Александр Якимчук, Россия, 2014, 16+
Офицер российского ВМФ Максим Фадеев приезжает погостить под Севастополь, где провел детство, по скорбному поводу: умер дед (трехминутное камео Сергея Никоненко). На месте выясняется, что деда, скорее всего, убили бандиты. Фадеев проводит экспресс-расследование. Курортная побывка выливается в русский бунт со стрельбой и баррикадами из автомобильных покрышек.
«В Крым? А чего тебя на Украину потянуло? Своих морей мало?» — интересуется у Фадеева начальство. «Я решила, что лучше сын поедет отдыхать в Турцию, а не в этот твой… Крым», — вторит патриотически-темная (и, само собой, бывшая, при таких-то взглядах) жена. «Для кого Крым украинский, а для кого — российский», — отвечает Фадеев, предвосхищая политическую повестку дня; дело происходит летом 2013-го. «Русский характер» сделан недорого и прямолинейно (силами НТВ), зато по образцовому вестерн-канону. Герой-одиночка возвращается в поруганный милый край. Плохие парни-бандеровцы что хотят, то и творят: хлещут горилку, приятельствуют с коррумпированным шерифом, средь бела дня вламываются в офис мэра и затягивают ему лассо на шее. Их покровители: похожий на Яценюка столичный чиновник в модной кофте и агент ЦРУ, который прямо, хотя и с иностранным акцентом, заявляет: «Мне нужна эта земля» (прочих негодяев легко опознать по мове; нормальные люди говорят по-русски). Есть в фильме и гордая красотка, и кроткий священник, и запуганные аборигены, ждущие своего героя.
И вот является он, органично сыгранный сериальным артистом Александром Фисенко патентованный русский воин-патриот. Кадровый военный в боевом отпуске. Вежливый человек (прежде чем взяться за оружие, Фадеев честно обходит все административные инстанции, снося унижения, но не побои). Потенциальный герой многосерийной франшизы, которому всегда найдется кого спасать в разных точках света — хоть в Турции (непонятно, кстати, как там сложился отдых сына; вот и тема для сиквела). Далее — везде, ибо враждебный мир велик.
Православие***
Самодержавие***
Народность*****
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!