Чуть-чуть навели лоск Архитекторы раскритиковали ремонт в Новосибирском театре оперы и балета
Новосибирский государственный театр оперы и балета открыл новый сезон 13 ноября балетом «Спартак» в постановке Юрия Григоровича. Открытие сдвинулось почти на два месяца из-за ремонта и реконструкции, которые инициировал новый директор Владимир Кехман. Сразу после назначения он заявил, что в театре нужно навести лоск, однако ремонт в итоге вызвал противоречивые отзывы. «Медуза» посмотрела на несколько фотографий интерьеров обновленного оперного театра.
Владимира Кехмана назначили директором Новосибирского театра оперы и балета в конце марта 2015 года — вместо Бориса Мездрича. Последний был уволен Минкультом, поскольку отказался снимать с репертуара оперу «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина. Кехман получил карт-бланш от ведомства, а заодно и финансирование, после чего приступил к ремонту театра.
На своей первой встрече с труппой Владимир Кехман рассказал о главных задачах на своем посту: «Мой принцип следующий: театр должен блистать. Понимаете, да? Поэтому сейчас главный вопрос — как нам сделать так, чтобы в этом прекрасном здании мы каким-то образом, чуть-чуть, но навели лоск. Вот этим мы займемся. <…> Конечно, то, что я стою и вижу этот ковер, вот… (Слышен смех.) Прибитый гвоздями. Это тяжело — смотреть на это. <…> Отношение у меня к театру следующее: зритель, придя в театр, должен здесь увидеть, услышать и почувствовать то, что он не может почувствовать в своей обыденной жизни».
Фасады Новосибирского театра оперы и балета не ремонтировались более 70 лет, окончательно работы еще не завершены — как снаружи, так и внутри театра. Однако перемены в интерьере разительны: для основного оформления был выбран терракотовый и бордовый цвета, новый буфет сделан полностью в синей гамме. В туалетах увеличили количество кабинок, в фойе поставили скамейки и кофейные столики, в театре появилось больше зеркал и позолоты, как заявили в петербургской компании «РосИнтерьерРеконструкция», — для создания ощущения праздника и торжественности.
Однако преобразования оперы, инициированные Кехманом, оценили не все. Группа заслуженных архитекторов (председатель комиссии по профессиональной этике Новосибирского союза архитекторов Геннадий Гаврилов, член комиссии по профессиональной этике Новосибирского союза архитекторов Владимир Хандожко, доктор архитектуры, профессор Марина Колпакова) написала открытое письмо на имя мэра Новосибирска Анатолия Локтя. В нем говорится, что реконструкция фасадов прошла некачественно («каменная штукатурка фасадов стала разнородной и по цвету, и по фактуре»), а главное, что недопустимым образом проведен ремонт интерьеров — от авторского замысла не осталось и следа. Авторы указывают на то, что оперный театр — единственное здание в Новосибирске, которое является объектом культурного наследия федерального значения, и охранять его нужно соответственно.
С критикой ремонта выступила координатор общественного движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер, заявившая, что театр превратился «в мещанский турецкий отель средней руки». Вместе с группой архитекторов она уверена, что ремонт проходил незаконно, однако в самом театре уверяют, что экспертизу работы проводят аттестованные эксперты министерства культуры — и вообще «о вкусах не спорят». Фасады будут доводить до ума весной, когда потеплеет.
P. S. Новосибирский театр оперы и балета был построен в 1931-1941 годах и является крупнейшим театром страны, имеющим статус культурного наследия РФ. Предыдущая реконструкция театра проходила в 2005 году; после нее он считался одним из самых оснащенных российских театров. Главное украшение здания — купол диаметром 60 метров.