Капитализм и несвобода Корпоративные ужасы IT-индустрии в Amazon и Konami
В середине августа в американской прессе появились рассказы о рабочей обстановке в двух крупных IT-компаниях — интернет-магазине Amazon и известной японской игровой студии Konami. Чтобы стать лучшим в Amazon, нужно разносить в пух и прах идеи коллег, придерживаться запредельно высоких стандартов, стучать друг на друга и быть готовым, что тебя никогда не похвалят. Konami же отличается не по-японски строгой слежкой за подчиненными, больше похожей на северокорейские методы.
Amazon: «Каждый, с кем я работал, плакал на работе»
С Amazon ежедневно сталкиваются десятки миллионов людей, это одна из крупнейших интернет-компаний в мире и самый популярный интернет-магазин. О корпоративных нравах в Amazon стало известно из публикации The New York Times, вышедшей 15 августа.
Amazon заставляет даже мелких клерков подписывать длинные соглашения о неразглашении, поэтому об условиях в работе компании до расследования The New York Times известно было немного. Корпоративная культура Amazon — это работа на пределе и иногда за пределами возможностей с целью получить от каждого офисного сотрудника максимум пользы. В компании поощряется максимально жесткая критика идей коллег и доносы вышестоящему начальству с целью повышения эффективности. «Ты можешь работать долго, упорно или быть умным, но в Amazon.com нельзя выбрать только два пункта из трех», — еще в 1997 году писал основатель компании Джефф Безос в письме к акционерам, объясняя этику компании, а позднее обещал, что Amazon умрет, если превратится в «загородный клуб» по примеру Microsoft.
Работа в сиэттлском кампусе Amazon совершенно не похожа на быт сотрудников Google, которые сидят в офисе с хорошим дизайном и обеспечены всем необходимым — от самокатов до бесплатной еды ресторанного уровня. В Amazon не считают, что кормить сотрудников — это забота компании. В офисах Amazon нет закусок, сотрудники зачастую из своего кармана оплачивают расходы в командировках и покрывают счета за мобильные телефоны. Это, впрочем, компенсируется премиями в виде акций Amazon.
Джефф Безос во главу всего ставит эффективность и успешность и ожидает от своих подчиненных точно такого же отношения к работе. «Если ты хороший „амазонец“, ты в конце концов станешь „амаботом“», — говорит один из сотрудников компании. «Амабот» — человек, полностью ставший частью системы Amazon, системы, которая устроена таким образом, чтобы мотивировать людей работать как можно больше и эффективнее.
Эффективность сотрудников оценивается специальной программой, которая связывает успех работы конкретного «амазонца» с результатами проекта, в котором он занят. Это создает чувство персональной ответственности за проекты и заставляет работать все время. Компания ежегодно увольняет сотрудников, чьи результаты неудовлетворительны; один бывший руководитель отдела кадров назвал этот подход в беседе с NYT «преднамеренным дарвинизмом».
При этом в компании не принято хвалить работников. Один из сотрудников Amazon рассказывает, как однажды получил повышение — сначала его начальник в течение получаса упоминал каждую проваленную задачу и и каждый навык, которым он не обладал, и отчитывал за недостатки. Когда мужчина уже представлял, что будет говорить жене после увольнения, он услышал: «Поздравляю, ты пойдешь на повышение».
«Ты выходишь из комнаты для совещаний и видишь, как взрослый человек пытается прикрыть лицо. Почти все, с кем я работал, плакали в офисе», — говорит бывший сотрудник Amazon Бо Ольсон. Одним из таких сотрудников был он сам.
Уже после публикации статьи Джефф Безос заявил, что не узнает описанную в материале компанию и просит всех сотрудников, кто сталкивался с описанным в заметке отношением, связаться с ним. «Я полностью уверен, что любой, кто оказался бы в описанной в статье NYT компании, был бы безумцем, если бы не покинул ее. Я знаю, что сам бы уволился из такой компании», — написал Безос в обращении к «амазонцам». При подготовке материала он отказался дать интервью The New York Times.
Konami: Неэффективных разработчиков переводят в охранники
На счету японской игровой компании Konami — десятки невероятно популярных игр для разных консолей, том числе серии Metal Gear, Castlevania, хорроры Silent Hill, классическая аркада Contra и многое другое. Konami начала разрабатывать игры еще в 1970-х, сейчас это один из самых известных издателей и разработчиков в игровой индустрии. Американское издание Kotaku в начале августа опубликовало выдержки из расследования японского журнала Nikkei о корпоративной культуре в Konami — как выяснилось, работать в компании куда тяжелее, чем проходить их игры на самом высоком уровне сложности.
У разработчиков в Konami, работающих над новой частью Metal Gear Solid, нет доступа в интернет на работе — они лишь могут обмениваться сообщениями в корпоративной сети. Пребывание на рабочем месте жестко контролируется, а имена тех, кто слишком долго был на обеде, объявляют по громкой связи.
Не слишком эффективных разработчиков в Konami наказывают переводом на другую работу — например, предлагают стать охранником, уборщиком в фитнес-клубе компании или отправиться на завод игровых автоматов. Такой перевод может грозить не только новобранцам, но и разработчикам, которые были заняты в наиболее важных проектах компании. Однажды, как пишет Kotaku, один сотрудник Konami написал в фейсбуке пост о своем увольнении. Все коллеги, полайкавшие его пост, затем были переведены на другие должности.
В Konami есть свой аналог секретной полиции, сотрудники которой следят за коллегами всеми возможными способами, включая чтение корпоративной переписки и изучение записей с камер наблюдения. Более того, эта «секретная полиция», по неофициальным сведениям, зачастую связывается с новыми работодателями бывших сотрудников Konami и рассказывает о том, как плохо те работали.
Каждый понедельник в Konami проходит совещание руководства компании, которое транслируют на внутреннем сайте. Все сотрудники обязаны смотреть эти совещания, за этим строго следят, а имена нарушителей объявляют по громкой связи.
Kotaku связался с представителями нескольких японских игровых компаний, где изданию подтвердили, что принятые в Konami порядки ненормальны даже для известной строгими корпоративными нормами Японии. Kotaku дважды безуспешно пытался получить у Konami какой-либо комментарий по поводу корпоративной культуры компании.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!