Перейти к материалам
истории

Идеология здания и места «Гараж» вселился во «Времена года»: что об этом пишут

Источник: Meduza
Фото: Артем Геодакян / ТАСС / Vida Press

Музей современного искусства «Гараж» 10 июня официально открылся в новом здании в парке Горького — в бывшем советском ресторане «Времена года», реконструированном архитектурном бюро Рема Колхаса OMA. Посетителей музей Даши Жуковой начнет принимать в пятницу, 12 июня. Над зданием Колхас работал несколько лет, и уже сейчас понятно, что открытие музея — главное культурное событие этого лета. «Медуза» отобрала несколько интересных публикаций о «Гараже», рассказывающих, каким образом теперь выглядит музей, как Рем Колхас менял советское пространство и что у него получилось.

Афиша-Город. «Гараж»: главный российский музей, действительно открытие года

Издание подробно рассказывает, как бюро прославленного голландского архитектора Рема Колхаса работало над рестораном «Времена года» площадью более 5 тысяч квадратных метров. Главная задача заключалась в том, чтобы сохранить все исходные формы типового здания 1968 года постройки, укрепить конструкции — и не заниматься реставрацией. Колхас решил не восстанавливать то, что было утрачено за эти годы, а, наоборот, показать историю здания, зафиксировав все «слои» его жизни. 

Внутри здания сохранили разрушенную мозаику, кирпич, глазурованную плитку, которую положили в 80-х, плитку на полу и т. д. При этом стены из кирпича можно закрывать подвесными белыми панелями, на которые вешаются произведения искусства, никаких дополнительных перегородок делать не стали. Главное, что изменилось, — была создана новая оболочка здания, технологичный фасад, собранный из поликарбонатных панелей, пропускающих свет. 

Таким образом, команда Колхаса работала с большим вниманием к зданию, стараясь при этом подчеркнуть легкость и открытость пространства. 

Цитата: Колхаса интересует тема сохранения архитектурного наследия, идея переработки архитектуры, и особенно в этом плане его волнуют постройки шестидесятых. Те ценности, которые воплощала эта архитектура, — социальные вопросы, влияние массовой культуры на общество — больше никому не нужны. Колхас, наоборот, считает, что здания 1960-х имеют некую generosity, щедрость, — это ведь очень открытая архитектура.

<…> в 2010 году исследовательский отдел OMA подготовил выставку «Cronocaos» на Венецианской биеннале, где описывался весь феномен охраны культурных памятников, развившийся в цивилизованном мире сейчас до такой степени, что где-то даже блокирует движение вперед. Порядка 8% территории земли имеет сейчас охранный статус. При этом существует то, что в бюро называют black holes of preservation, и это, в частности, архитектура 1960-х. В этом смысле работа с «Временами года» — яркий пример того, какие сценарии ее нового использования можно предложить.

Фото: Сергей Леонтьев / gorod.afisha.ru

Ведомости. Музей «Гараж» переехал в новое здание

Критик Ольга Кабанова полагает, что Рем Колхас провел уникальную работу по сохранению памяти места и никто больше из архитекторов не умеет так работать с идеологией здания и места («Для Москвы же его философия, утверждение, что 'сохранить элементы повседневной жизни так же важно, как сохранить Кремль', кажутся нонсенсом»). По ее мнению, OMA отлично справилось с внешним видом здания и хорошо приспособило его для жизни музея (атриум для публичных действий и больших произведений, пять небольших выставочных залов, лекторий, детская комната, помещение для демонстрации фильмов, книжный магазин и кафе). Однако критик нашла спорные решения внутри, а именно — сохранение того самого мозаичного панно с утраченными плитками и старой кладки с выщербленным кирпичом. Тем не менее, по мнению автора, эти «потертости» не снижают общий дух бодрости модного музея.

Цитата: То есть обновленное здание не только стало памятником ординарной архитектуры 60-х, но и зафиксировало разрушения 90-х. Как если бы вы дома делали ремонт и оставили пару пятен в память о позапрошлогодней протечке с верхнего этажа.

Коммерсант. «Гараж» открылся пинг-понгом

Арт-критик Валентин Дьяконов полагает, что новое здание «Гаража» как раз плохо адаптировано для музейной работы — и света много, и ощущение тесноты, и много пространства (например, опять стена с сохраненной мозаикой), которое невозможно освоить. По его мнению, новый «Гараж» — в меньшей степени выставочный зал «с гибким характером», а в большей — нечто, напоминающее музей СССР. Само же здание будет диктовать и концепцию развития «Гаража» — здесь органично выглядят выставки, посвященные советскому прошлому. 

Сейчас в «Гараже» можно увидеть панно работы классика соц-арта Эрика Булатова, проекты японской художницы Яей Кусамы «Теория бесконечности» и художника Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?», мультимедийный проект Саши Обуховой «Древо современного русского искусства» и выставку «1960-е: точки касания».

Цитата: Отказавшись делать современную выставочную площадку, удобную для показа искусства разного масштаба и смысла, Колхас собственноручно написал концепцию развития будущего «Гаража»: бывший ресторан, где наши отцы и деды сидели за кружкой пива, в роли музея годится только для полевых исследований социалистического прошлого, а все искусство за пределами этой проблематики будет биться с контекстом до последней капли крови.