Перейти к материалам
истории

Поп-опера. Церковь и чиновники против режиссера Кратчайший пересказ «дела Тангейзера»

Meduza
Фото: Григорий Котельников / Коммерсантъ

Опера Вагнера «Тангейзер» была поставлена режиссером Тимофеем Кулябиным в Новосибирском театре оперы и балета в декабре 2014 года. Спектакль пережил жалобы со стороны РПЦ и судебные иски, но сейчас его будущее неясно — 29 марта из театра уволили директора Бориса Мездрича; не исключено, что оперу снимут из репертуара. «Медуза» коротко рассказывает все самое главное, что нужно знать об истории «Тангейзера».

В прокуратуру пожаловался митрополит, не видевший постановку. В январе 2015 года на спектакль пожаловался митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, который при этом постановку не видел. Представление о спектакле он составил с чужих слов и решил, что она оскорбляет чувства верующих, поскольку в «Тангейзере» «оскверняется» образ Иисуса Христа. Митрополит Тихон все эти месяцы планомерно критиковал спектакль и призывал верующих выходить на митинги, в частности, на «молитвенное стояние» 29 марта. Иерарх предупредил, что все, кто не придут туда, присоединятся к «хулителям и христопродавцам». Сам он на протестной акции в Новосибирске не появился.

Кулябина и Мездрича поддержали российские режиссеры, актеры и критики. В феврале прокуратура Новосибирской области возбудила административные дела в отношении Тимофея Кулябина и Бориса Мездрича. Российская театральная общественность проявила в этом случае редкое единогласие, выступив против судебного преследования создателей спектакля и цензуры. О своем отношении заявили Олег Табаков, Марк Захаров, Валерий Фокин, Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Дмитрий Черняков, Сергей Женовач, Ирина Прохорова, Галина Волчек и многие другие. Одновременно высказались и ведущие театральные критики страны, отметив художественные достоинства «умного и глубокого» спектакля, в том числе главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова.

Главным борцом со спектаклем стал Минкульт. Суд в Новосибирске закрыл дела в отношении Кулябина и Мездрича. Представители РПЦ начали жаловаться в ФСБ, СК и Генпрокуратуру; они говорили, что дойдут до Кремля. Теперь главные угрозы в адрес спектакля поступают со стороны Министерства культуры РФ. 29 марта Владимир Мединский уволил Бориса Мездрича, защищавшего спектакль и театр. Его отставке предшествовали общественные слушания в Минкульте, где обсуждался «Тангейзер», «расколовший общество» и неуважение его авторов к верующим. 

Формулировка увольнения Мездрича: за «невыполнение указаний учредителя». В Минкульте заявили, что Борис Мездрич отправлен в отставку «за невыполнение указаний учредителя». Точный список указаний обнародован не был, но известно, что ведомство просило внести в постановку некоторые изменения и публично извиниться. Мездрич рассказывал, что ведомство также требовало сокращения финансирования «Тангейзера» — на это он пойти отказался и не стал приносить извинения. «Мои профессиональные правила не позволяют мне „сдавать“ спектакли и извиняться перед людьми, которые не видели оперу», — заявил Мездрич.

Новый директор — Владимир Кехман, или «банановый король». Вместо Бориса Мездрича директором был назначен Владимир Кехман, также возглавляющий Михайловский театр. Кехман руководит петербургским театром с 2007 года. В СМИ чаще всего его именуют «банановым королем» — в 1994 году он основал компанию JFC, занимающуюся импортом фруктов. В 2012-м британский суд признал лично Кехмана банкротом; в марте его особняк в Петербурге был продан за долги. До увольнения Мездрича Владимир Кехман называл «Тангейзера» кощунственным, говорил, что спектакль оскорбляет его как верующего, православного и еврея, что постановку надо убрать из репертуара. Некоторые представители российской культуры полагают, что назначение Кехмана — это, прежде всего, отражение реального курса политики Минкульта, и призывают выразить недоверие Владимиру Мединскому. 

P.S. Заместитель главы администрации президента России Магомедсалам Магомедов 30 марта предложил ввести процедуру предварительного просмотра и оценки спектаклей в государственных театрах.