Как выбрать хороший подкаст?
Что еще за подкасты?
Подкастинг — это распространение аудио через интернет. Слово появилось в 2004 году, благодаря скрещиванию недавно появившегося iPod и broadcast («трансляция»). При помощи этой технологии люди стали создавать своеобразные каналы, в которых с разной степенью регулярности выкладывают аудио-программы. Иногда это похоже на обычное разговорное радио, а иногда — на настоящую документалистику. В некоторых странах подкасты — это огромный мир. И хотя телевидение вроде бы давно одержало победу над радио, в последние несколько лет именно благодаря подкастам аудио переживает новый расцвет.
И что, интересно?
Очень. Самое интересное — это «нарративные» подкасты, в которых журналисты рассказывают истории. Конечно, такие или похожие истории можно прочитать и в традиционных СМИ, но аудио позволяет проникнуть в историю на совершенно другом уровне. Услышать героя — это совсем не то же самое, что прочитать его слова на бумаге. К тому же слушать подкасты очень удобно — например, по пути на работу, в метро или в машине.
Можно пример?
Главный подкастовый хит последних двух лет называется Serial. Как и любой сериал, он делится на сезоны, и каждый посвящен одному сюжету. В первый год это было дело об убийстве старшеклассницы Хэ Мин Ли в Балтиморе в конце 1990-х, за которое уже больше 15 лет сидит в тюрьме ученик той же школы Аднан Сайед. Во второй год — дело американского солдата Бо Бергдала, который пять лет провел в плену у талибов, а теперь ожидает суда по обвинению в дезертирстве. В основу сезона, посвященного Бергдалу, легло 25-часовое интервью с главным героем. Кроме этого, редакция связалась с огромным количеством американских солдат и с боевиками «Талибана» в Афганистане. В результате Serial не только получил множество профессиональных премий, но и стал подкастом, который быстрее всех прочих набрал аудиторию в пять миллионов человек. А краткие пересказы каждого выпуска выходят в Guardian и Wired.
Вы еще говорили, что бывают разговорные подкасты.
Да, жанров очень много. Если вам больше интересны сложно устроенные программы, имеет смысл изучить подкасты студии Gimlet или объединения Radiotopia. Но бывает, что один или несколько человек раз в неделю собираются у микрофона и обсуждают культуру, текущие события или историю — и это тоже очень интересно. А бывает, что один ведущий регулярно берет интервью и делает подкасты из них. Вообще, в англоязычных странах подкасты есть у большинства уважающих себя СМИ: их ведут, например, главный редактор The New Yorker Дэвид Ремник и главный редактор Vox Эзра Кляйн. Самый большой производитель таких подкастов — компания Panoply, подразделение медиа-холдинга Slate.
Погодите, там все по-английски?
Да. Русскоязычных подкастов довольно мало. Большинство — это программы известных радиостанций вроде «Маяка», «Эха Москвы» и «Коммерсантъ-FM». Есть и сделанные специально для интернета: например, лекции об истории культуры Arzamas, детский подкаст про науку «Карманный ученый», разговорный подкаст про современную культуру Blitz and Chips. Но лучше все-таки попробовать англоязычные.
Обновление. В 2017 году «Медуза» тоже начала делать подкасты, и запустила целую платформу, чтобы слушать их было удобно.
Я плохо знаю английский. Что делать?
Ничего страшного. Подкасты — это, помимо прочего, очень приятный способ подтянуть знание языка. Есть даже специальные обучающие подкасты для изучения английского (и не только английского). И еще есть приложение «Суфлер»: в нем многие популярные подкасты снабжаются расшифровками, в которых можно посмотреть перевод незнакомых слов на русский. Правда, за безлимитный перевод придется заплатить.
А сами подкасты платные?
Нет, бесплатные. На iTunes — самой популярной платформе, которая агрегирует подкасты, — попросту не бывает подкастов за деньги. Некоторые авторы за подписку предлагают дополнительные выпуски, а также доступ к самым разным сопроводительным материалам, к тому же существуют специальные платформы с платной подпиской, где подкасты можно слушать без рекламы — например, Audible, библиотека аудио-контента Amazon, или шведский стартап Acast.
Хорошо. И как их слушать?
Подкасты можно слушать на компьютере, но куда удобнее делать это в телефоне. Если у вас iPhone, то в нем есть штатное приложение Podcasts, специальный раздел iTunes (да нет же, точно есть — такое сиреневое, с вышкой и радиоволнами на логотипе). Если у вас Android, штатных приложений в нем нет (через Google Music их пока можно слушать только в нескольких странах). Впрочем, существует масса плееров, которые гораздо удобнее — например, Overcast, Pocket Casts и Stitcher.
Как искать хорошие подкасты?
Способов множество. Большинство плееров для подкастов чем-то похожи на YouTube: там тоже есть рейтинги и рекомендации, а главное — простой поиск по ключевым словам. Если вы интересуетесь наукой, просто вбейте в поиск «science», и дальше изучайте описания и отзывы слушателей. Если вам больше по душе американские выборы, попробуйте поискать на «politics» или «debates», а если птицы — «birds» и «birdwatching». Кроме того, существует целый жанр обзорных подкастов, ведущие которых не только делают выжимки популярных программ, но и откапывают не очень известные. По-русски, например, есть «Подкаст о подкастах», а по-английски — Sampler, который недавно запустила студия Gimlet, и Resound, который уже много лет делают организаторы одного из главных американских радио-фестивалей Third Coast.
Ясно. Посоветуете что-то для начала?
Конечно. Про Serial уже написано выше. А вот еще семь подкастов. Но учтите, что этот список — очень субъективный, а количество подкастов — огромно.
This American Life. Программа самого знаменитого радио-ведущего Америки Айры Гласса на чикагском радио WBEZ — один из самых популярных подкастов в мире (именно они запустили все тот же Serial). Каждый выпуск посвящен одной теме — например, «Анатомия сомнения» или «Поэзия пропаганды», и каждая тема раскрывается через несколько очень частных и зачастую совершенно пронзительных сюжетов.
Пример: последний выпуск TAL называется «На прощание я скажу». Он исследует, как люди прощаются с близкими перед смертью и после нее. Одна из историй — про то, как житель одного из японских городов, который был стерт с лица земли после цунами 2011 года, поставил у себя во дворе телефонную будку. Сначала он стал говорить по этому телефону с близкими сам, а потом будка стала местом паломничества для множества его бывших соседей.
Radiolab. Как следует из названия, этот подкаст, который выходит еще и как передача на нью-йоркском радио WNYC — площадка для потрясающих экспериментов со звуком и музыкой. Какую бы тему ни рассматривали ведущие — будь то роль индейцев в истории американского футбола, кровь в мировой культуре или кубинские неформалы frikis, которые в знак протеста против репрессий заражали себя СПИДом.
Пример: из выпуска под названием «Colors» можно узнать, кто такие тетрахроматы, какого цвета небо, как в языке появляются наименования цветов. Но главное — при помощи Бруклинского филармонического хора ведущие объясняют, как видят цвета разные животные, включая человека.
99% Invisible. Название взято из Бакминстера Фуллера, который говорил: «Девяносто девять процентов сущности человека — невидимы и неосязаемы». Это подкаст о дизайне, который определяет нашу жизнь, хотя чаще всего мы этого не замечаем. Дизайн при этом понимается максимально широко: речь может идти об истории колючей проволоки или туннелях для коров, может — о специальных путеводителях для афроамериканцев, которые выпускали в 1950-е годы.
Пример: выпуск под названием «Конструктивная прочность» — детективная история небоскреба CitiCorp Center, который из-за инженерной ошибки чуть было не рухнул и не похоронил под собой пол-Манхэттена. Ошибка вскрылась случайно, благодаря студентке, которая писала курсовую о небоскребе. Три месяца CitiCorp Center реконструировали тайно, под покровом ночи.
Ted Radio Hour. Дайджест самых интересный лекций с конференции TED, которые сопровождаются интервью с лекторами. Каждый выпуск посвящен какой-то определенной теме — например, «Животные и мы» или «Хакеры» (речь не только про тех, кто взламывает компьютеры, но и о тех, кто, например, взламывает геном).
Пример: выпуск «Учеба без остановки» посвящен целому ряду вопросов, связанных с образованием. Чему дети могут научить себя сами? Оказывается, почти всему. Когда начинается обучение? По сути, в утробе матери. Что у детей на уме? Совсем не то, что у взрослых, они вообще по-другому думают. Могут ли школы существовать в облаке? Не просто могут, но и должны — школьная система вообще чудовищно устарела.
Criminal. Подкаст про преступность и все, что с ней связано. Истории получаются самые разные: и про девушку, которая пекла кексы с гашишем на весь Сан-Франциско в конце 1960-х, и про самый редкий в мире бурбон, и про то, как из-за ошибки в одну цифру на автомобильном номере полицейские чуть не убили человека, а еще про дуб, про сову . Вот последняя история — «Редактор» — про то, как зэк стал фактчекером Merriam Webster.
Пример: когда Робин Вудс сел на 15 лет, он не прочитал ни одной книги. Но в тюрьме втянулся и прочитал несколько сотен книжек, пока не наткнулся на энциклопедический словарь Merriam Webster. Там, в статье про Техас, он нашел ошибку. Вудс написал редактору словаря, у них завязалась оживленная переписка, в ходе которой было обнаружено еще несколько ошибок. А потом Вудса перевели в другую тюрьму и по ходу дела лишили накопленной за 15 лет библиотеки. Он объявил голодовку и, как говорится, «вы никогда не догадаетесь, что случилось дальше».
No Such Thing As A Fish. Разговорный подкаст команды британской комедийной теле-викторины QI (Quite Interesting), которую до недавнего времени вел актер Стивен Фрай. Раз в неделю четверо сотрудников передачи встречаются, рассказывают друг другу по одному замечательному факту, который они узнали за неделю, а потом очень остроумно обсуждают его.
Пример: в последнем выпуске, помимо жутковатых метеорологов и изобретения бумаги, ведущие обсуждают следующий факт: птенцы кукабарры рождаются с небольшим крючком внутри клюва, который помогает им убивать братьев и сестер в борьбе за выживание. В ходе дискуссии выясняется, что кукабарру также называют «ха-ха-голубем».
Radio Diaries. Этот подкаст начался как программа на радио NPR еще в середине 1990-х с очень простой идеи. Четырем подросткам — девушке-бисексуалке, нелегальному мигранту, юноше с синдромом Туретта и будущей матери-одиночке — дали по диктофону и попросили записать свою жизнь: мысли, переживания, окружающую обстановку, интервью с близкими людьми. Из многих часов таких записей получаются потрясающие зарисовки на 15-20 минут. Их уже десятки.
Пример: несколько лет назад Radio Diaries объявили конкурс среди слушателей — искали нового героя. Победила девушка из Саудовской Аравии, которая два года документировала свою жизнь: учеба на биофаке, поиск жениха и вообще роль женщины в консервативном мусульманском обществе.
Автор: Дмитрий Голубовский
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!