истории

«Горит сарай — гори и хата», «Позорище», «Жизнь — худший драматург» Похоже на комментарии к новостям «Медузы», но нет — это самые смешные стендап-шоу 2024 года. Мы выбрали 11 лучших

Источник: Meduza

В мрачные времена комедия становится особенно важным жанром. Даже не потому, что шутки помогают отвлечься от новостей — это часто совершенно не так. Просто это один из лучших (и не мучительных) способов увидеть противоречия в окружающей действительности и в самих себе. А когда смотреть стендап, если не в зимние праздники? Критик «Медузы» Антон Хитров выбрал 11 самых смешных, на его взгляд, русскоязычных концертов, вышедших в 2024 году.

Костя Пушкин, «Это все шутки»

Место съемок: Москва

Смотреть в «VK Видео»

Stand-Up Club #1

В конце нулевых Костя Пушкин был звездой ТНТ, участвовал в комедийных шоу «Смех без правил» и «Убойная лига», но в 2013-м ушел в независимый юмор, присоединившись к московскому проекту Stand Up Club #1.

Это редкий комик, который ставит не столько на остроумные наблюдения, сколько на подачу. У Пушкина особая манера сценической речи: пока другие стендаперы стараются вести себя естественно, он разговаривает как характерный персонаж советского кино — отчего любая шутка получает особую краску. Эта манера особенно уместна, когда артист начинает пародировать так называемый эзопов язык. Публика в эту минуту смутно догадывается, что речь о чем-то «опасном», но о чем именно — понять невозможно. Так и задумано: абсурдный и на первый взгляд бессмысленный монолог — изящное высказывание о цензуре, которое просто обязано сохраниться как документ эпохи.

В России фактически заблокирован ютьюб — к декабрю трафик упал на 20% от уровня на момент начала «замедления» сервиса. Чтобы продолжать пользоваться сервисом, прочитайте инструкцию «Медузы».

Кирилл Селегей, «АААААА 2/2»

Место съемок: Алматы

Кирилл Селегей

В декабре 2022-го Кирилл Селегей выпустил 16-минутный монолог «АААААА ½». В феврале 2024-го вышло его «полнометражное» продолжение, и это самый политизированный концерт в нашей подборке.

В новом шоу комик рассуждает о мобилизации и советском наследии, смеется над российской оппозицией в изгнании и разбирает интервью Оскара Кучеры Юрию Дудю. «АААААА 2/2» — прежде всего шоу о традиционной маскулинности, причем довольно критичное. Селегей пытается понять, что прячется за клише «настоящий мужчина» и насколько глубоко в нашу повседневную жизнь проникли тюремные нормы.

Андрей Айрапетов, «Позорище»

Место съемок: Алматы

Андрей Айрапетов

Наиболее цельный, интеллектуальный и нестандартный комедийный концерт года. Не в последнюю очередь — из-за режиссуры, которая в стендапе обычно отсутствует: художница и документалистка Лиза Попова уже сотрудничала с Андреем Айрапетовым, но раньше отвечала только за видеоверсии шоу, а теперь значится в титрах как режиссер.

В «Позорище» комику аккомпанирует квартет, декорация не просто служит фоном, а работает на замысел, но главное — все до единой шутки связаны сквозными мотивами. Это концерт о семье, родной стране и попытках сепарироваться от них обеих. Айрапетов, который сделал себе имя в комедии, рассказывая о детстве в маленьком городе, уверяет, что «Позорище» — промежуточный итог его карьеры и что дальше он намерен шутить о чем-то другом. Что ж, лучшее прощание со старой темой трудно представить.

Кристина Биткулова, «Какая разница»

Место съемок: Алматы

Кристина Биткулова

Слегка меланхоличное и полное доброй самоиронии шоу от исключительно обаятельной артистки. Название программное: «Хотя какая разница уже» — в последние годы лучший финал практически для любой шутки (и Биткулова несколько раз им удачно пользуется).

Комикесса рассказывает, как дважды стала жертвой мошенников, выясняет отношения с безучастным отцом, вспоминает первые дни в эмиграции и в деталях восстанавливает вечер 24 февраля 2022 года — в общем, делится тяжелыми переживаниями, но умудряется подать их так, что на душе почему-то становится легче. Должно быть, она просто из тех артистов, с которыми зритель невольно себя ассоциирует — особенно если это россиянин около 30-ти.

Виктор Копаница, «Как живой»

Место съемок: Алматы

Виктор Копаница

Шоу в относительно редком формате — стендап-концерт со сквозным сюжетом. Тема, впрочем, довольно традиционная для русскоязычной комедии — отношения с родителями. Но Виктор Копаница находит к ней особенный подход.

«Как живой» — история о похоронах отца, с которым комик так и не сумел найти общий язык. Шоу очень экспрессивное, полное неожиданных поворотов и, несмотря на тему, отчаянно смешное. Отдельный аттракцион — наглядная презентация «Как вынести гроб из хрущевки» (с использованием картонного макета маленькой квартиры). А самое ценное — выводы, к которым приходит артист: совсем не такие комфортные, как может предположить зритель, привыкший к жизнеутверждающей комедии.

Слава Комиссаренко, «Горит сарай — гори и хата»

Место съемок: Таллинн

Слава Комиссаренко

В августе белорусские власти начали специальное производство по делу Вячеслава Комиссаренко — стендапера, который критикует режим Лукашенко и совершенно не по-доброму пародирует его самого. Артиста обвиняют в «клевете» на Лукашенко и «разжигании социальной вражды». 30 декабря артиста заочно приговорили к шести годам колонии.

Комиссаренко сделал карьеру в России и до недавнего времени жил в Москве, но три года назад уехал оттуда из опасений, что белорусский КГБ его выкрадет. Само собой, его новый концерт — прежде всего о преследовании и непривычном статусе политэмигранта. А еще о попытках преодолеть языковой барьер и интегрироваться в незнакомое общество. Иными словами, концерт смешной, а ситуация страшная.

Настя Скорик, «Слабая и зависимая»

Место съемок: Алматы

Настя Скорик

Первая получасовая программа комикессы из Феодосии Насти Скорик — бывшей участницы «Открытого микрофона» на ТНТ. Как ясно из названия, это концерт о двойной нагрузке современной молодой женщины, которая вынуждена отвечать и требованиям прогрессивной повестки, и старым, еще вполне функционирующим нормам.

Тема чужих ожиданий возникает с первых же минут, когда артистка начинает рассказывать, каково это — быть дочкой учительницы. Скорик легко говорит о сложном и неприятном (скажем, о харрасменте на работе) и вдумчиво — о повседневных вещах вроде маникюра (которому посвящен самый смешной монолог в ее шоу).

Денис Чужой, «Самооценка»

Место съемок: Белград

Развернуть

У Чужого имидж самого депрессивного русскоязычного комика, но его последний на сегодня спешл — прямо-таки образец терапевтичного стендапа. Дело даже не в неожиданном хэппи-энде, а в правильных вопросах, которые артист задает себе и зрителям.

«Самооценка» — концерт о мучительных поисках одобрения. Комик пытается получить его не только у семьи или публики, но и у западных чиновников, выдающих артистам визы таланта, и, как ни странно, у российской репрессивной системы — ведь чем больше ее волнуют шутки Чужого, тем больше смысла в его работе. Во всяком случае, так ему иногда кажется. К слову, за пределами сцены Чужой вполне доходчиво объясняет, почему не стоит поздравлять «иноагентов» с их дискриминационным статусом и вообще ждать «похвалы» от путинского режима (самого комика объявили «иностранным агентом» в ноябре).

Елизавета Варвара Аранова, «Взлеты и падения»

Место съемок: Москва

Елизавета Варвара Аранова

Первый сольный концерт Елизаветы Варвары Арановой — участницы «Женского стендапа» на ТНТ и ютьюб-шоу «Разгоны». Артистка касается по-настоящему тяжелых вопросов — но говорит о них с позиции человека, который уже сумел на них ответить, по крайней мере, самому себе, поэтому зрители не чувствуют дискомфорта.

Скажем, в спешле Аранова рассказывает, как быть, если у близкого человека деменция, и что, по ее мнению, помогло бы снять общественное табу с обсуждения женской сексуальности. А главная тема концерта — женская безопасность и поддержка тем, кто столкнулся с домогательствами: с этого он начинается и этим же изобретательно заканчивается.

Гарик Оганисян, «Жизнь — худший драматург»

Место съемок: Алматы

Гарик Оганисян

Лучший момент этого шоу — эпичный диалог артиста со зрителем, бывшим скинхедом из Петербурга, бежавшим от мобилизации в Казахстан. Оганисян — армянин, который родился и вырос в России, и ему, кажется, даже не пришлось особенно стараться, чтобы выдавить из этой встречи максимум шуток. Впрочем, концерт и без того хорош.

Чего стоит, например, история о знакомстве с Алиной Кабаевой в коридорах Останкино, когда комик не удержался и выдал худшую остроту из возможных (или лучшую, это уж как посмотреть). Еще из интересного: монологи о политически ответственной комедии — утопии, которую довольно трудно реализовать на практике, — и о собственной сложной идентичности. Оганисян, как и многие другие оппозиционные россияне, переехал в Ереван; нюанс в том, что он сам армянин и для него это репатриация, а не эмиграция.

Мы запустили «Плот» — телеграм-канал, где говорят о культуре в эпоху плохих новостей. Каждый день редакторы «Медузы» Софья Воробьева и Антон Хитров рассказывают о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. Подписывайтесь: будем вместе спасаться в бурю.

Саша Долгополов, «Новый стендап 2024»

Место съемок: Берлин

sasha dolgopolov

В концерте Долгополова есть шутка про рецензию «Медузы» на первый англоязычный спешл артистки — но, честное слово, упоминаем мы его не поэтому. Самое важное в новом шоу даже не наблюдения об эмиграции, независимых русскоязычных медиа и стендапе, хотя они как всегда остроумны и поданы комикессой с фирменным как бы чрезмерным отыгрышем.

Что особенно впечатляет, так это подход Долгополова к самому формату комедийного концерта: в России не так много комиков, которые регулярно ставят под сомнение нормы жанра. В современном искусстве, скажем, это чуть ли не обязательный навык, а в стендапе — скорее факультативный (и оттого особенно эффектный).

Под конец года артистка выпустила, пожалуй, наиболее радикальную свою программу. Достаточно сказать, что вступительное слово перед шоу длится невообразимых 20 минут.

Антон Хитров

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.