Для поп-музыки 2024 год стал переломным: на смену знакомым лицам наконец-то пришли новые, и прежде всего речь о Charli XCX, Сабрине Карпентер и Чаппел Рон (про них мы, конечно, уже подробно рассказывали). Всех этих артисток так или иначе сравнивают с Тейлор Свифт — главной поп-героиней 2023-го, которая и сегодня остается на пике славы. Рассказываем, в чем ее обошли новые звезды.
Казалось бы, говорить о том, что Тейлор Свифт кому-то что-то уступила, по меньшей мере самонадеянно. Поклонники певицы, да и просто меломаны справедливо укажут на то, что в феврале 2024-го Свифт (на тот момент уже человек 2023 года по версии журнала Time) в четвертый раз выиграла «Грэмми» за лучший альбом года: это больше, чем у Фрэнка Синатры, Стиви Уандера и Пола Саймона. Сотни тысяч людей ждут живых выступлений Тейлор по всему миру, а ее концерты (и приток туристов на них) поднимают городские экономики. По оценке Forbes, Eras Tour, начавшийся еще в 2023-м, довел капитал Тейлор Свифт до 1,6 миллиарда долларов и сделал самой богатой певицей в мире (в итоге 149 концертов посетили 10 миллионов зрителей, а общая выручка превысила два миллиарда долларов). На Spotify Свифт второй год подряд стала самой прослушиваемой артисткой.
Поклонники артистки не сомневаются, что она искренна в песнях. Однако на своей последней студийной пластинке «The Tortured Poets Department» («Кафедра замученных поэтов»), вышедшей в апреле 2024-го (уже после получения рекордной четвертой «Грэмми» за альбом года), Тейлор явно злоупотребила с откровениями. Это затянутая, многословная работа, местами и вовсе с самоповторами. Неужели артистке на пике славы, проводящей двухгодичное мировое турне, так важно было выразить накопившиеся чувства, да еще и на 31 треке длиной в 122 минуты? Набрал бы «The Tortured Poets Department» рекордные 300 миллионов прослушиваний за один день на Spotify, если бы его трек-лист вдвое, а то и втрое не превосходил большинство альбомов?
У комиссии «Грэмми», по всей видимости, этих вопросов не возникло — и «The Tortured Poets Department» номинировали на «Альбом года». Среди других номинантов — а это в том числе Бейонсе и Билли Айлиш — есть и те, к кому широкая публика еще не успела привыкнуть. Речь о троице Чаппел Рон, Charli XCX и Сабрина Карпентер, которые в 2024 году отвечали на главные запросы любителей поп-музыки.
Как и Свифт, американская певица Сабрина Карпентер любит пооткровенничать в песнях (например, очевидно указывать на свои отношения с актером Барри Кеоганом). В отличие от Тейлор, делает она это без лишнего драматизма — наоборот, с иронией, порой переходящей в скабрезности. Карпентер может выругаться в песне или показать жест, имитирующий оральный секс, во время выступления. Слушателей привлекает диссонанс между глянцево-кукольной внешностью Карпентер и ее жестами: артистка переживает эмоции, понятные миллионам, да еще и выражает их привычным для миллионов образом.
SabrinaCarpenterVEVO
В отличие от замороченного альбома Тейлор «The Tortured Poets Department» с заявкой чуть ли не на аудиороман, одно название пластинки Карпентер «Short n» Sweet» (игра слов: можно перевести как «Маленькая и сладкая» или как «Коротко и ясно») с намеком на 151-сантиметровый рост Сабрины с ходу сбивает любой пафос. Под спешный гитарный перебор Карпентер поет буквально про бытовуху: выбрала не того партнера — он настолько наглый и тупой, что просто переворачивает экран телефона, когда ему звонит другая.
Себя она идеальной тоже не считает, впрочем, шутливо заявляя, что мысли о ней не дают уснуть, словно кофеин. На первый взгляд простецкая танцевальная композиция «Espresso», адаптация фанка и синти-попа, стала самым популярным треком на Spotify в 2024 году. На момент публикации этого текста у него больше полутора миллиарда прослушиваний — в два раза больше, чем у песни Свифт «Fortnight», самой популярной с альбома «The Tortured Poets Department» («Fortnight» получила рекордные 25 миллионов прослушиваний за первые сутки на том же Spotify).
Все это, конечно, не значит, что автобиографические, эмоционально тяжелые, исповедальные песни никому не нужны. Но эффект от «Espresso», как и от всего нового творчества Сабрины Карпентер, доказывает, что выход за рамки привычных амплуа, лирических и музыкальных — именно то, что привлекает внимание на перенасыщенном рынке поп-музыки.
Если рассматривать Тейлор Свифт как воплощение мировой поп-музыки последних двух десятилетий (дебютный альбом 16-летней певицы вышел осенью 2006-го), то Сабрина Карпентер — ее переосмысленная версия. Тем более давний соавтор и продюсер Тейлор Джек Антонофф приложил руку к последней пластинке Карпентер. Британская электронщица Charli XCX (Шарлотта Эйтчисон) в таком случае — анти-Тейлор Свифт. На своем альбоме «Brat» она исполняла гипер-поп, который, собственно, потому и «гипер», поскольку гиперболизирует инструменты поп-музыки, тем самым ее деконструируя. Так приятная и привычная слуху поп-композиция в стиле 2000-х может превратиться, например, в техно-боевик.
Более того, на новом альбоме Чарли задевает Свифт, заявляя, что «никогда не смогла бы стать ею» и называя себя противоположностью Тейлор. И хотя имени коллеги в «Sympathy is a knife» она не произносит, Чарли в этом треке прямо говорит, что не хочет видеть «ее» за кулисами на шоу своего парня, барабанщика группы The 1975 Джорджа Дэниела. «Скрестила пальцы за спиной / Надеюсь, они скоро расстанутся», — злорадствовала Чарли.
Charli xcx
Причины такой реакции Чарли можно поискать в прошлом. В 2018-м британская электронщица провела более 50 концертов на разогреве у Тейлор во время ее тура. А через год призналась, что чувствовала себя не в своей тарелке перед юной публикой Свифт, так как привыкла ко взрослой аудитории клубов, в которых обычно выступает («Будто выхожу на сцену и машу пятилетним детям»). Тогда же Чарли зареклась от выступлений на разогреве у кого бы то ни было. Такое заявление фанаты Свифт сочли возмутительным; артистке даже пришлось объясняться, мол, «никакого хейта, только любовь» — просто они с Тейлор и правда разные. Но если «только любовь», откуда взялся трек «Sympathy is a knife»?
Теперь Чарли сама проводит двухгодичный тур по всей планете в поддержку своего альбома «Brat», а мировые звезды — от Джулиана Касабланкаса из The Strokes до Билли Айлиш — записывают ремиксы на ее треки (этих фитов Чарли хватило на еще один альбом). В интернете у артистов есть быстрый и прямой доступ к публике, и некогда нишевые жанры становятся популярны у миллионов слушателей. Превращаться в Тейлор Свифт уже не обязательно. Как показывает история Чарли, быть ее противоположностью куда веселее.
Еще один пример того, что игра по классическим правилам поп-музыки может не принести ровным счетом ничего, кроме негативного опыта, — это карьера Чаппел Рон (она же Кэйли Роуз Амштутц из штата Миссури). Ее дебютный мини-альбом 2017-го, сделанный по тогдашним канонам дарковой меланхоличной поп-музыки, практически по следам Ланы Дель Рей, но с опозданием лет на шесть, успеха не принес. Лишь спустя три года Амштутц приняла избитую истину «быть, а не казаться» как руководство к действию.
Так и появилась известная всему миру Чаппел Рон — вдохновленная образами дрэг-квин открытая лесбиянка, чьи жизнерадостные танцевальные и печальные лиричные треки посвящены простой идее: жить собственную счастливую жизнь без оглядки на консервативную часть общества. Если продолжать сравнения, отсылки к квир-культуре от Тейлор Свифт выглядят на этом фоне скорее заигрываниями с повесткой и лишним поводом для новостей.
ChappellRoanVEVO
Дебютный альбом Чаппел Рон «The Rise and Fall of a Midwest Princess» («Взлет и падение принцессы Среднего Запада») вышел в сентябре 2023-го, но расслышали его только в 2024-м (после переиздания к годовщине релиза работа возглавила мировые чарты). Этот альбом, а также последний бэнгер певицы «Good Luck, Babe!» претендуют на «Грэмми» в тех же номинациях, что и релизы Charli XCX, Сабрины Карпентер и Тейлор Свифт.
И, признаться, не так важно, кому из них комиссия «Грэмми» отдаст больше статуэток. Главное, что 2024-й изменил индустрию: мы убедились, что поп-музыка все еще способна преодолевать жанровые границы, приятно удивлять и даже вселять надежду.
Мы запустили «Плот» — телеграм-канал, где говорят о культуре в эпоху плохих новостей. Каждый день редакторы «Медузы» Софья Воробьева и Антон Хитров рассказывают о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. Подписывайтесь: будем вместе спасаться в бурю.
Почему Чарли ожидала увидеть Тейлор за кулисами на концерте группы The 1975?
Свифт в 2023 году некоторое время встречалась с фронтменом The 1975 Мэтти Хили — этим отношениям она, вероятно, и посвятила альбом «The Tortured Poets Department».