В российских кинотеатрах выходит «Еретик» — новый хоррор студии А24, снятый сценаристами «Тихого места» Брайаном Вудсом и Скоттом Беком. Фильм рассказывает о двух молодых мормонских миссионерках, которые оказываются в доме педантичного и циничного мужчины, решающего испытать их веру. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что это самая яркая роль Хью Гранта за последние 12 лет, а сама картина хоть и пытается казаться чересчур заумной, вполне может доставить удовольствие не только поклонникам фильмов ужасов.
«С большой силой приходит большая ответственность», — назидательно напоминает мистер Рид, представительный немолодой джентльмен, сестре Барнс и сестре Пакстон — мормонским миссионеркам, заявившимся к нему домой. «Знаю, это из „Человека-паука“!» — оживляется Пакстон, гордая познаниями в чуждой ее верованиям поп-культуре. «Из Вольтера», — снисходительно поправляет ее Рид.
Точно так же относится к зрителю «Еретик» — амбициозный хоррор с претензией на философию, снятый для студии A24 режиссерским дуэтом Брайана Вудса и Скотта Бека (широкой публике они лучше всего известны как сценаристы «Тихого места»). Будто бы авторам этого запутанного фильма заведомо известно больше, чем вам. Но и в случае Вудса с Беком, и в случае эрудированного мистера Рида это лишь искусный блеф.
Что мы писали про «Тихое место» и его сиквелы
- «Тихое место» Джона Красински: семейный фильм с рейтингом 16+ Самый нестандартный хоррор года — почти беззвучная антиутопия о чудовищах с тонким слухом
- «Тихое место — 2» — побег без единого шороха Вторая часть успешного триллера продолжает держать в напряжении. К актерскому составу присоединился Киллиан Мерфи
- «Тихое место: День первый» — приквел фильмов о зубастых чудовищах с тонким слухом С Лупитой Нионго, Джозефом Куинном (это он исполнял «Металлику» в «Очень странных делах») и котом Шницелем
Аудитория хорроров оценивает фильмы по своим критериям качества, но вряд ли даже она назовет «Еретика» безоговорочно хорошей картиной. Слишком многие концы не сходятся, чересчур широк замах и стандартны, если не сказать шаблонны, кульминация с развязкой. Многовато разговоров, маловато экшна. К тому же, как и во многих фильмах ужасов, с какого-то момента здесь полностью перестает работать простая обывательская логика, от чего авторы заведомо отмахиваются ссылкой на парадокс Чжуан-Цзы и бабочки. Ленивый ход уж точно не блещет оригинальностью. Появление бабочек в кадре не делает ход более свежим.
Capital Pictures / Scanpix / LETA
Capital Pictures / Scanpix / LETA
Однако это не мешает «Еретику» быть интересным фильмом — и с точки зрения концепции, и по части формального исполнения, и в самом прямолинейном смысле: даже испытывая раздражение, просмотр не бросишь — хочется узнать, как авторы вывернутся. Тут велика заслуга корейского оператора Чон Чон-Хуна («Олдбой» и ряд других фильмов Пак Чхан-Ука, а также «Оно» и «Вонка»), умеющего снять замкнутое пространство так изобретательно и нестандартно, будто оно бесконечно. В конечном счете «Еретик» гораздо любопытнее, чем простая попытка подарить неожиданное амплуа кумиру англофилов Хью Гранту, которому явно опостылели чопорные и слащавые ромкомы.
Этот аспект тоже не стоит недооценивать. «Еретик» — несомненно лучшая роль Гранта за последнее десятилетие; в последний раз он так отрывался в «Облачном атласе». Его мистер Рид — воплощенная здравость, взвешенность и разумность, которые часто ассоциируются с научным атеизмом. Священные тексты он знает наизусть, как настоящий ученый, хотя религиозные иллюзии и манипуляции презирает. Чтобы совершить убедительный для зрителя переход из британской рациональности в пространство чистого безумия, недостаточно выдающейся актерской техники — необходимо вдохновение. Нет сомнений, сценарий «Еретика» вдохновил и увлек Гранта всерьез.
Почти в той же степени интересны оппонентки его героя. Нервная блондинка Пакстон (актрису Хлою Ист вы могли заметить в спилберговских «Фабельманах») сомневается в себе; молчаливая и спокойная брюнетка Барнс (Софи Тэтчер из «Шершней» и «Бугимена») уже обратила многих, но ее самоуверенность подрывают травмы из далекого прошлого. Обе в высшей степени непохожи на шаблонных религиозных фанатичек: Пакстон посматривает порно, находя в нем доказательство божьего бытия, а Барнс готова посмеяться над главным священным текстом своего движения, «Книгой Мормона».
Визит к мистеру Риду для них — рядовая, но не дежурная миссия, обе всерьез хотели бы убедить его присоединиться к единственной истинной церкви. При этом девушкам хватает здравого рассудка, чтобы не входить сразу в жилище приветливого чужака — протоколы требуют, как минимум, убедиться, что в доме есть женщина. К несчастью сестер, жена Рида уже поставила в духовку черничный пирог, аромат которого будто приглашает зайти. Уже сев за стол, они с ужасом поймут, что запах исходит от ароматической свечи, входная дверь заблокирована хитроумным механизмом, а телефоны не ловят сигнал.
Вот и идеальный тест для подлинности веры, считает мистер Рид. Не прибегая к прямому насилию или запугиванию, он убеждает сестер, что разблокировать дверь не в состоянии даже он сам. А потому им придется искать выход с другой стороны дома и для этого выбрать одну из дверей: на одной написано «Вера», на другой — «Безверие». Начинкой этого страшноватого пирога становится дискуссия об оригинале и копиях (на примерах игры «Монополия» и песни Radiohead «Creep»), о природе чудес и иллюзий — и, наконец, о власти и контроле, из которых любая, без исключений, религиозная практика и состоит. Нюанс в том, что сам Рид — никакой не еретик, а циник и прагматик. Даже фокусы интересуют его исключительно с точки зрения разоблачения, раскрытия трюка.
A24
Перед нами — редкий пример идеологической структуры, в которой симпатии зрителя на стороне верующих, еще и представителей религиозной организации с сомнительной репутацией. Напротив, воинствующий атеист оказывается маньяком с изворотливым и беспощадным умом.
«Еретик» — характерный документ постсекулярной эпохи, доказавшей, что избавление от предрассудков и ритуалов прошлого отнюдь не путь к гуманистическим идеалам, а часто совсем наоборот. На фоне новых войн и конфликтов, нередко с религиозной подоплекой, и прихода к власти в США кумира верующих консерваторов месседж «Еретика» звучит несколько надуманно. С другой стороны, как деревянная модель-головоломка дома, которую мастерит мистер Рид, фильм Бека и Вудса все-таки прежде всего стремится немного занять и развлечь нас — ничего сверх того. Эту работу он выполняет превосходно. А если вдруг сработает как религиозный буклет и заставит на досуге о чем-то задуматься — тем лучше.
Мы запустили «Плот» — телеграм-канал, где говорят о культуре в эпоху плохих новостей. Каждый день редакторы «Медузы» Софья Воробьева и Антон Хитров рассказывают о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. Подписывайтесь: будем вместе спасаться в бурю.
Парадокс Чжуан-Цзы и бабочки
По легенде, китайский философ, один из прародителей даосизма и автор философского трактата «Чжуан-Цзы» увидел во сне себя в теле бабочки. Во сне он наслаждался и не осознавал, что он человек. А когда проснулся, очень удивился и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуан-цзы.