«Вонка» — Тимоти Шаламе в мюзикле о шоколаде, дарующем счастье Фильм для тех, кто очень любит сладкое (остальным станет плохо)
В мировой прокат выходит «Вонка» — фильм Пола Кинга о Вилли Вонке, создателе знаменитой шоколадной фабрики, описанной в сказках Роальда Даля. Главную роль в картине сыграл Тимоти Шаламе — звезда «Дюны» и «Зови меня своим именем». Кинокритик Антон Долин рассказывает, чем «Вонка» напоминает «Приключения Паддингтона», снятые Кингом, и почему эта незатейливая картина едва ли понравится тем, кто не любит шоколад.
Рождественский сезон настал — и зритель рефлекторно ищет в киноафише что-нибудь праздничное. «Вонка» идеально отвечает запросу. Этот цветастый, музыкальный, приторный, эксцентричный до абсурда и, таким образом, чрезвычайно британский фильм был бы идеальным «Голубым огоньком», если бы в этом жанре выступали кинематографисты с мировым именем и солидным голливудским бюджетом.
Именно такой статус у Пола Кинга — создателя двух частей «Приключений Паддингтона». Экранизировав любимую всем миром английскую сказку о медведе, он решился дополнить и чуть ли не улучшить фантазию еще более легендарную — «Чарли и шоколадную фабрику» Роальда Даля. «Вонка» — ее приквел, оригинальная, не основанная ни на одном литературном первоисточнике предыстория шоколадного гения Вилли Вонки.
Вероятно, каждое поколение обречено на своего Вонку. Для читателей оригинальной повести Даля, вышедшей в 1964-м, это был тщательно загримированный Джин Уайлдер из фильма 1971 года. Для детей XXI века —Джонни Депп из экранизации Тима Бертона, похожий на эволюционировавшего Эдварда Руки-Ножницы. Вонку для нынешних зрителей — молодого, наивного и прекраснодушного — сыграл Тимоти Шаламе.
Мэтр современной киносказки Кинг вместе с Шаламе, который в своем обаянии может потягаться с самим медвежонком Паддингтоном, — настолько идеальное сочетание, что кажется чрезмерно очевидным. Плюс на плюс дает сладость в квадрате, не каждый организм такое выдержит. Кому-то десерт Кинга, Шаламе и Вонки добавит легкости в мыслях, но других это зрелище без труда доведет до диабетической комы. Употребляйте умеренно и с осторожностью.
В безымянном городе, куда в первых кадрах прибывает на корабле юный идеалист Вонка — герой не успел сойти с палубы, еще длятся начальные титры, а он уже выводит рулады под закадровый оркестр, — жизнь тяжела. Все втридорога, люди на улице просят милостыню, полиция штрафует горожан за чрезмерную задумчивость. Хозяйка первой же дешевой ночлежки, в которой не сразу узнается лауреатка «Оскара» Оливия Колман, пользуется безграмотностью чужестранца (буквально — Вонка не умеет читать) и подсовывает ему фальшивый контракт. Уже утром герой узнает, что обречен выплачивать гигантский долг. Бежать ему и пятерке таких же неудачников, будто сошедших со страниц Диккенса, некуда, кроме как в свои мечты.
На счастье, Вонка не только верит в иллюзии — он и сам иллюзионист, извлекающий из цилиндра одно диво за другим. Главный его фокус — самый вкусный в мире шоколад. Он настолько хорош, что пугает своей «странностью» трех алчных и злобных шоколатье: каждый из них — живое воплощение недобросовестной конкуренции. Как мы выясняем впоследствии, они составляют преступный синдикат, подкупивший шоколадом местную власть — шефа полиции (соавтор Джордана Пила, комик Киган-Майкл Ки) и священника («мистер Бин», Роуэн Аткинсон). Теперь негодяям надо как-то устранить бессребренника Вонку, готового продавать шоколад по грошовой цене и мечтающего лишь о том, чтобы осчастливливать людей.
Наверное, вы догадались, что будет дальше. Шоколад Вонки очарует всех, включая некоторых нехороших людей, его бизнес неминуемо расцветет (как мы заранее знаем, в финале герой откроет шоколадную фабрику). Порок будет наказан, а добродетель вознаграждена. Таков непреложный закон сказки, выходящей под Новый год.
Проблемы у фильма — с сюжетным механизмом, который работает на единственном топливе, шоколаде. Трудности персонажей кажутся непреодолимыми, но сладости помогают забыть обо всем, переступить через ненастье и несчастья, победить саму смерть. Впрочем, от надуманности и искусственности интриги благополучно отвлекают внимание сногсшибательные декорации (кажется, весь фильм снимался в павильонах, но каких!), эффектные костюмы и музыкально-танцевальные номера, поставленные богато и изобретательно.
Не стоит недооценивать и еще двух важных участников парада-алле. Во-первых, в «Вонке» есть неожиданный Хью Грант в роли вредного, но магически одаренного оранжево-зеленого гнома Умпа-Лумпы — кастинг настолько странный, что это восхищает. Во-вторых, песни для мюзикла писал ирландец Нил Хэннон, лидер незаурядной группы The Divine Comedy. По правде говоря, его номера для фильма, еще и в умеренно-выразительном исполнении Шаламе, не принадлежат к вершинам поп-музыки, но характерный иронично-благостный стиль узнается безошибочно. Как минимум песня «A World of Your Own», недаром повторенная в титрах, накрепко застревает в голове, да и от идиотских куплетов Умпа-Лумпы отвязаться почти невозможно.
Стилистически «Вонка» следует традиции британской сказки, и не только Далю, но также «Алисе в стране чудес» и «Мэри Поппинс». Сюжетно заимствует важный ход из «Андрея Рублева» Тарковского: мама (актриса-талисман Кинга — прекрасная Салли Хокинс) не оставила Вонке секрета своего уникально вкусного шоколада, и в своих интуитивных поисках он приходит к собственной формуле.
Вспоминается параллель и с более новым фильмом, другой фантасмагорией из жизни выдуманной Великобритании — «Бедными-несчастными» Йоргоса Лантимоса, фантазийный мир которых также воспроизводили в павильонах. Впрочем, не менее часто за разноцветной бутафорией «Вонки» чудится призрак сочинского дендрария из российского мегахита «Чебурашка», где сюжет также тесно связан с производством и потреблением шоколада.
Что ж, эскапизм такого рода востребован всегда и везде, а конфеты и сказки утешают в трудный час даже испытанных циников. От удовольствия некоторые из них готовы закрыть глаза — в том числе на кинематографические недостатки поверхностного и не слишком оригинального фильма.