3 июня в прокат выходит продолжение триллера Джона Красински «Тихое место — 2» — о мире, наполненном чудовищами с тонким слухом. В новой части главные герои, семья Эббот, вынуждены покинуть дом и отправиться в новое убежище. В сиквеле появился новый персонаж, сыгранный Киллианом Мерфи. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как у создателей «Тихого места — 2» получается сохранить саспенс и почему теперь этот фильм будет близок тем, кто всей семьей пережил локдаун.
Улицы маленького американского городка опустели, но не потому, что оставшиеся в живых люди затаились в своих домах и подвалах, укрываясь от атак стремительных и неуязвимых хищников из космоса. Просто на местном стадионе идет бейсбольный матч, подростки играют, родители болеют на трибунах — весь город собрался там. «День первый», — сообщает титр. Вот-вот идиллия кончится, и мы не узнаем, чья команда победила. Огненный шар рухнет на землю с неба, жизнь изменится навсегда.
Начав «Тихое место — 2» с масштабного флешбэка, его автор — режиссер, сценарист и актер Джон Красински — решил сразу несколько задач. Во-первых, пообещал зрителям менее камерное, более эффектное зрелище, чем в первом «Тихом месте» (тем более что внешность монстров больше не секрет для аудитории, так что их можно задействовать на всю катушку). Во-вторых, восстановил порядок событий, в которые публика предыдущего фильма окуналась с первых кадров, еще толком не понимая, что стряслось. В-третьих, прямолинейно провел параллель между трагедией 11 сентября и вымышленными событиями своей франшизы. Наконец, обеспечил яркий эпизод в собственной картине своему персонажу, несмотря на то, что он, мы помним, героически погиб в финале предыдущей части.
Paramount Pictures
Paramount Pictures
«Тихое место» было напряженным фантастическим триллером на грани хоррора об одной семье, выживающей в экстремальных постапокалиптических условиях — и даже находящей способ борьбы с неземными чудовищами, которые пожирают все, что движется и издает звуки. Монстры слепы, но поразительно чутки, молчание — залог выживания. Но в семье Эббот есть глухонемая Риган (слабослышащая Миллисенд Симмондс, прекрасная юная актриса), и все они знают язык жестов. Однако в финале первого фильма у Ли (Красински) и Эвелин (Эмили Блант, жена режиссера и в жизни) рождался новый ребенок, ничего не знавший о правилах поведения в новом, беззвучном и смертельно опасном, мире, — и отец жертвовал собой, чтобы спасти близких.
Принципиальное отличие второй картины от первоисточника — в том, что Эбботам, Эвелин с люлькой и двум ее детям-подросткам, Риган и Маркусу (Ноа Джуп), теперь приходится существовать вне их разрушенного дома. Пока мать мечтает добраться до ближайшего убежища, где можно будет окопаться и обустроиться, Риган планирует пустить в ход свое открытие и вступить с чудовищами в открытое противостояние. К тому же она и Маркус понимают, что от монстров можно попробовать спрятаться на острове: возможно, те не умеют плавать. Таким образом, «Тихое место — 2» не просто триллер, а роуд-муви, герои которого, по всем канонам, преодолевают заодно и некую внутреннюю дистанцию, становясь к финалу чуть-чуть другими людьми.
Еще одно важное отличие — появление нового персонажа, загнанного и запуганного Эммета, который когда-то сидел рядом с героями на том самом злосчастном бейсбольном матче, а сейчас, потеряв жену и детей, охвачен отчаянием и близок к безумию. Роль играет Киллиан Мерфи («Ветер, который качает вереск», «Острые козырьки») — превосходный артист. Он, как и Блант, в лучших традициях хичкоковского кино пускает свой недюжинный талант на поддержание неослабевающего саспенса, невозможного без психологической достоверности.
Paramount Pictures Россия
У второго «Тихого места» поменялся оператор — вместо опытной Шарлотты Брюус Кристенсен пришла Полли Морган («Легион») — и усложнились задачи: ведь зритель непрерывно должен следить за изобретательными трюками людей, решивших во что бы то ни стало выжить и одолеть более сильного противника и постоянно попадающих в новые декорации, от железнодорожной станции до морского причала. Однако главным аттракционом фильма по-прежнему (и в этом уникальность «Тихого места» в ряду других аналогичных франшиз) остается скрупулезная и придирчивая работа со звуком. Авторы относятся к этому вопросу не менее серьезно, чем их персонажи, для которых любой лишний шорох — вопрос жизни и смерти. Это редкий фильм, который слушаешь не в меньшей степени, чем смотришь. Поэтому особенно важно смотреть его в кинотеатре, а если дома — то с качественными динамиками.
В кинотеатрах, кстати, «Тихое место — 2» появилось на год позже, чем надеялись поклонники первой части, вышедшей еще в 2018-м. Пандемия спутала все планы. Зато и добавила напряжения в ожидании сиквела, а заодно обогатила фильм новым смыслом. История семейства, которое привыкло существовать в четырех стенах и теперь впервые решилось выбраться на воздух, но по-прежнему опасается за свою безопасность, наверняка будет близка и понятна тысячам семей, переживших коронавирусный локдаун.