28 июля вышел альбом «Utopia» Трэвиса Скотта. Предыдущая пластинка рэпера, «Astroworld», вышла в 2018 году и сделала его суперзвездой. К релизу «Utopia» Скотт готовился с 2020 года, но в ноябре 2021-го его карьера оказалась под угрозой: фестиваль Astroworld, который рэпер организовал в родном Хьюстоне, закончился давкой и гибелью 10 фанатов. Расследование завершилось в июне 2023-го — обвинений Скотту не предъявили, но в судах остается более 500 гражданских исков от пострадавших. «Медуза» рассказывает, как в новом альбоме рэпер, прославившийся музыкальными экспериментами, пытается перешагнуть через произошедшее на фестивале в Хьюстоне и восстановить свою репутацию успешного новатора.
В 2005 году в Хьюстоне, Техас, закрылся парк аттракционов Astroworld — и это очень расстроило 13-летнего Жака Уэбстера. «Вместе с парком они забрали частичку моего сердца», — рассказал в 2018 году журналу Rolling Stone Жак, уже известный всему миру как Трэвис Скотт.
Свой третий студийный альбом рэпер назвал в честь любимого парка из детства. И на пластинке «Astroworld», как в хорошем парке, представлены самые разные «аттракционы» — все актуальные на тот момент приемы и инструменты хип-хопа и RʼnʼB, а еще приглашенные артисты: Дрейк, Кид Кади, Джеймс Блейк, Фрэнк Оушен, The Weeknd и другие. У живых выступлений артиста в поддержку пластинки тоже была эстетика парка аттракционов: Трэвис исполнял треки, катаясь в кабинке огромного колеса, установленного на сцене.
«Astroworld» номинировали на «Грэмми» как лучший рэп-альбом 2018 года, он лидировал в чарте Billboard 200 — но важнее то, что с того момента Скотта воспринимали как большого и самостоятельного артиста, а не протеже Канье Уэста.
Трэвис Скотт вырос в бедной семье. Вместо университета он отправился в Нью-Йорк и Лос-Анджелес — кончилось тем, что он стал работать с Канье Уэстом
Трэвис родился в Миссури-Сити, пригороде Хьюстона. Когда он был подростком, отец оставил собственный рекламный бизнес, чтобы профессионально заниматься музыкой, и семью содержала мать — продавала телефоны в отделении AT&T. Скотт вспоминал ее как «сильную женщину»:
Ничего не могли себе позволить. К тому же у мамы инвалидность. Она всю жизнь на костылях, нога не сгибается. Все время на таблетках. Когда была молодой, попала в аварию на байке — кажется, так. Но до сих пор мама присматривает за мной, братьями, сестрой, отцом, мирится со всем, что я вытворяю.
Подростком Трэвис начал писать музыку — но часто мешал отцу, который занимался тем же в соседней комнате, а еще не разрешал сыну прикасаться к своему оборудованию. «Выключи свое дерьмо, я записываюсь!» — кричал он сыну. «Ты выключи свое дерьмо, я пишу биты!» — отвечал тот. Став знаменитым, Скотт признавался, что свой «свэг» он унаследовал от отца. А псевдоним взял в честь своего дяди Трэвиса — тоже музыканта.
Первые альбомы — «Buddy Rich» (2009) и «Cruisʼn USA» (2011) — Трэвис Скотт выпустил вместе с другом Джейсоном Эриком (OG Chess) — их дуэт назывался TravisxJason, а потом The Classmates. Уже в 2013 году в одном из своих первых больших интервью Скотт так рассказывал об этом опыте:
Я был в группе с другим рэпером. Этот чувак был мне как лучший друг. Но уже тогда я понимал, что опережал всех на два-три года, — он просто жил и тусовался с другими пацанами.
Альбом «Cruisʼn USA», который Скотт записал вместе с Джейсоном Эриком
SAKO
Еще в 2010-м Трэвис Скотт решил уехать из Хьюстона, чтобы заняться сольной карьерой, но покинуть родной город сразу не получилось. Бóльшую часть денег, которые мать накопила на его учебу в Техасском университете в Сан-Антонио, рэпер потратил на музыкальное оборудование и поездки в Лос-Анджелес и Нью-Йорк, где он надеялся попасть на большой лейбл. Все решило одно знакомство: на коробке с диском Канье Уэста Скотт увидел имя звукоинженера Энтони Килхоффера и написал ему на почту. Килхоффер послушал музыку Трэвиса, они встретились и обменялись контактами.
Прошло больше года — и Килхоффер вышел на связь. Он рассказал Скотту, что Канье оценил звучание его треков и предложил ему поработать над альбомом «Cruel Summer» от участников своего лейбла G.O.O.D. Music в качестве продюсера. А после Трэвиса Скотта ждала работа уже над сольным альбомом Канье «Yeezus» (2013).
Сохранив связи с G.O.O.D. Music, Трэвис также подписал соглашение с лейблом рэпера T.I. Grand Hustle и Epic Records (принадлежит Sony Music Entertainment). Последние две компании выпустили его микстейп «Owl Pharaoh» (2013), а потом три альбома — «Rodeo» (2015), «Birds in the Trap Sing McKnight» (2016) и «Astroworld» (2018), получившие статус платиновых.
Скотт добился огромного успеха в музыке — и проявил себя отличным бизнесменом. А еще был партнером Кайли Дженнер (а это тоже удачный маркетинговый ход)
«Когда-то мы [с семьей] спали на полу. Теперь ходим по мрамору», — написал Трэвис Скотт в твиттере в 2016 году, подарив семье на Рождество особняк с бассейном, а потом опубликовал несколько сторис с радующимися близкими.
Добившись успеха на сцене, Скотт решил, что может помочь в этом другим музыкантам. В 2017-м он основал лейбл Cactus Jack — сейчас, кроме самого Трэвиса Скотта, на нем записываются рэперы Don Toliver, Sheck Wes и SoFaygo. Один из самых известных проектов Cactus Jack — сотрудничество с разработчиком компьютерных игр Epic Game. Так, в апреле 2020-го Скотт провел девятиминутный цифровой концерт в игре Fortnite. Одновременно за его выступлением следили 12,3 миллиона игроков. Тогда же Трэвис представил совместный с Кид Кади трек «The Scotts». Но дальше фита не пошло: позже Кид Кади сказал, что момент для работы над общим проектом — дуэтом The Scotts — упущен, но не исключил, что они еще будут записывать вместе.
Это сотрудничество — включая продажи персонажа («скина») Трэвиса Скотта в магазине предметов Fortnite — принесло рэперу более 20 миллионов долларов. Для сравнения: заработок Трэвиса на турне из 56 концертов в поддержку альбома «Astroworld» оценивается примерно в 53,6 миллиона долларов.
Cactus Jack проводил коллаборации не только с Fortnite, но и с другими известными брендами — от Dior и Nike до PlayStation и «Макдоналдс». В 2020 году Forbes посвятил маркетинговой стратегии Трэвиса материал, в котором разбирается, как рэпер ведет свои бизнес-проекты с другими компаниями и даже сам решает, какой должна быть их реклама. Рассказывая о маркетинговых идеях Скотта, издание вспоминает, как еще в 2015 году Трэвис хотел продавать свой первый альбом, «Rodeo», в магазинах игрушек на флешке вместе с куклой в виде самого себя — но идею не удалось реализовать, поэтому ограничились только выпуском игрушек (первоначальная цена 150 долларов за куклу к сегодняшнему дню выросла в разы).
Forbes также упоминает, что отношения с моделью и предпринимательницей (а также сводной сестрой Ким Кардашьян) Кайли Дженнер обеспечили Трэвису еще больше внимания. Пара рассталась в январе 2023 года, но они остаются друзьями и заботятся о своих детях.
Карьера Скотта — как в музыке, так и в бизнесе — была настолько успешной, что уже в 2019 году на Netflix вышел документальный фильм «Travis Scott: Look Mom I Can Fly» («Трэвис Скотт: Мама, я лечу!»), снятый другом и видеографом рэпера White Trash Tyler. Историю о детстве, пути к славе и отношениях с Кайли Дженнер дополнили хроники концертов. Помимо эпизодов про то, как Трэвис останавливал свой концерт, чтобы оказали помощь потерявшему сознание фанату, в фильме есть и обратные примеры. В частности, как в 2017 году, во время своего выступления в Роджерсе, Арканзас, рэпер призывал публику «обходить охрану и бросаться на сцену» (так это описано в полицейском рапорте). Скотта тогда арестовали по обвинению в хулиганстве, подстрекательстве к беспорядкам и создании угрозы для несовершеннолетних (в фильме обвинения не упомянули). Трэвис тогда признал вину в наименее тяжком преступлении — хулиганстве — и отделался возмещением ущерба пострадавшим. Эту историю, а также похожий инцидент на фестивале Lollapalooza-2015 артисту припомнят после трагедии на его собственном фестивале.
Скотт начал проводить собственный музыкальный фестиваль. В 2021 году на мероприятии случилась давка — погибли люди. Это чуть не стало концом карьеры рэпера
После выхода альбома «Astroworld» Трэвис решил осуществить то, о чем мечтал с начала своей карьеры. С 2018 года он начал проводить в родном Хьюстоне одноименный музыкальный фестиваль — на том самом месте, где когда-то был его любимый парк. Чтобы воссоздать атмосферу своего детства, рэпер даже арендовал колесо обозрения и другие аттракционы. В первый же год на Astroworld продали 40 тысяч билетов, а, помимо начинающих артистов (на Cactus Jack позже подпишут рэперов Sheck Wes и Smokepurpp), на сцену вышли Post Malone и Young Thug. Фестиваль полюбили не только фанаты Скотта, но и мэр Хьюстона Сильвестр Тернер, объявивший 18 ноября в городе «днем Astroworld».
5 ноября 2021 года на открытии фестиваля собралось более 50 тысяч человек — все ожидали выступления Трэвиса Скотта и Дрейка. Зрители начали тесниться к передней части сцены, что вызвало давку. Некоторые гости стали терять сознание и падать. В результате 10 человек, в том числе несовершеннолетние, погибли. Еще нескольких зрителей госпитализировали. В СМИ отмечали, что, увидев давку, Скотт остановил выступление и попросил охрану помочь пострадавшим. Второй день фестиваля отменили.
Зрители наблюдают за выступлением Трэвиса Скотта на фестивале Astroworld. 5 ноября 2021 года
Jamaal Ellis / Houston Chronicle / AP / Scanpix / LETA
Полиция начала расследование, а в адрес организаторов Astroworld (Трэвису Скотту, компании ScoreMore и Live Nation) и властей Хьюстона стали поступать гражданские иски. Рэпер заявил, что он узнал о гибели зрителей только после концерта, а также сообщил, что сотрудничает с полицией и готов поддержать семьи погибших. «Я абсолютно опустошен тем, что произошло», — заявил он.
По мнению истцов, организаторы хотели, чтобы танцпол выглядел переполненным, и пустили на площадку слишком много людей, хотя знали о рисках. По информации The Washington Post, за несколько часов до выступления Скотта начальник полиции Хьюстона Трой Финнер встретился с ним и выразил «беспокойство по поводу общественной безопасности». Очевидцы, опрошенные Reuters, утверждали, что еще до массовой давки зрителям не хватало места, а некоторые вели себя агрессивно: кидались бутылками с водой, перелезали через заборы, во время моша прыгали друг по другу.
В сети даже появилась конспирологическая теория: якобы трагедия на фестивале — спланированный сатанинский обряд с жертвоприношениями. В первом интервью после произошедшего Скотт назвал эти обвинения безумными, описав себя как «божьего человека», который «проповедует любовь». На вопрос, повлияла ли давка и смерть фанатов на его желание выступать, рэпер ответил, что выступления для него — «форма исцеления». Он добавил, что будет рад, если она поможет и его слушателям.
Извинения Скотта показались некоторым фанатам попыткой избежать уголовной ответственности. На следующий день после давки на Change.org появилась петиция с требованием отменить выступления рэпера на всех мероприятиях компании Goldenvoice, которая организует фестиваль Coachella (в апреле 2022-го рэпер должен был выступить там как хедлайнер). В итоге Скотта действительно убрали из лайнапа, и он ограничился сетом из пяти песен на одной из афтепати.
Кроме того, в декабре 2021 года представители Dior сообщили, что «из уважения ко всем, кого затронули трагические события на фестивале Astroworld» бренд откладывает на неопределенный срок выпуск совместной летней коллекции с лейблом Cactus Jack, запланированный на январь 2022-го.
В начале марта 2022-го Скотт объявил о запуске благотворительного проекта Heal по разработке технологий в области безопасности на крупных мероприятиях, а также горячей линии психологической помощи и стипендии для студентов. В конце месяца состоялся первый после давки на Astroworld концерт рэпера — на закрытой вечеринке перед церемонией «Оскар». А в июле все-таки вышла совместная коллекция с Dior.
Расследование гибели фанатов на Astroworld завершилось в конце июня 2023-го. Причиной смерти 10 человек, в том числе девятилетнего ребенка и 14-летнего подростка, стала компрессионная асфиксия — на суде один из экспертов сравнил травмы жертв с последствиями наезда машины.
Большое жюри Техаса решило не предъявлять обвинения организаторам Astroworld, включая Трэвиса Скотта, директора фестиваля Бретта Зильберштейна и начальника службы безопасности Джона Джаннелла, посчитав, что они не виновны в смерти фанатов. «Трагедия не всегда является преступлением, и не каждая смерть является убийством», — цитирует CNN окружного прокурора Кима Огга. Однако, подчеркнул он, это решение не повлияет на гражданские иски, которые находятся на рассмотрении в судах. Таких исков уже более 500. Известно, что семья одного из погибших договорилась с Трэвисом Скоттом и другими ответчиками о компенсации.
В новом альбоме Скотт размышляет о том, что произошло на фестивале, и пытается попрощаться со своими страхами (но есть и треки о богатой жизни, женщинах и зависимостях)
На новый альбом Трэвис Скотт начал намекать через два года после выхода «Astroworld». Летом 2020-го слово «Utopia» появилось сначала в его инстаграме, а потом в твиттере: «Погнали дальше. Увидимся в утопии». Тогда же в интервью GQ на вопрос, что же будет после «Astroworld», рэпер ответил, что «мы идем в утопию», где «люди ничего не хотят от других, кроме как видеть друг друга счастливыми, — но тут начинается антиутопия». Через год он сказал, что работает над альбомом, который напоминает «психоделический рок».
В августе 2021-го Скотт анонсировал сотрудничество с киностудией А24, опубликовав в инстаграме фотографию со сценарием. В сентябре появились кадры, на которых Трэвис играл в студии на ударных и клавишах. 5 ноября, за несколько часов до давки на фестивале, он выпустил синглы «Escape Plan» и «Mafia». После этого история с новым альбомом надолго отошла на второй план.
Только в апреле 2022 года в Калифорнии появились щиты с рекламой «Utopia». За неделю до релиза альбома, 22 июля 2023-го, Трэвис Скотт выпустил трек в стиле реггетон с Bad Bunny и The Weeknd и готовился представить «Utopia» на концерте у пирамид в египетской Гизе. Но его пришлось отменить: компания Live Nation, отвечавшая за мероприятие, объяснила это «сложностями в организации». На самом деле против концерта Скотта выступил Синдикат египетских музыкантов. В июне местные СМИ писали, что концерт отменили из-за «особых ритуалов, совершаемых звездой во время выступления, которые противоречат подлинным общественным ценностям и традициям Египта».
Интерес к альбому подогрело и участие Трэвиса в фильме Хармони Корина — фанаты предположили, что это часть некоего большого проекта рэпера под названием «Utopia». За три дня до релиза альбома, 25 июля, сам Трэвис дал чуть больше подробностей, анонсировав премьеру картины «Circus Maximus» в американских кинотеатрах с 27 июля. На афише, опубликованной рэпером в сторис, стоит логотип A24 и перечислены авторы картины — сам Трэвис и режиссеры Гаспар Ноэ, Николас Виндинг Рефн, Вальдимар Йоханссон, Калил Джозеф и упомянутый Хармони Корин.
На концерте в начале июля Трэвис заявил: «Каждый раз, когда я слушаю „Utopia“, я возвращаюсь во времена „Rodeo“ и „Owl Pharaoh“». Новый альбом действительно напоминает о первых работах Трэвиса с его манерой смешивать жанры, обрывать трек на полпути и продолжать под другой бит.
Несмотря на название, альбом не стал попыткой Скотта уйти от реальности. С первых треков на пластинке появляются отсылки к давке на фестивале Astroworld и переживаниям рэпера. В «Hyaena» Трэвис читает под звуки ситара: «Я еду через ад, но я везу с собой снег / И он сияет здесь». Тема продолжается в «Thank God»: здесь Трэвис говорит о публичном осуждении и недоверии к его словам, а также единственном выходе — продолжать жить. Убаюкивающий «My Eyes» к финалу набирает скорость, а рассуждения о собственной жизни и роскоши в ней сводятся к воспоминаниям о матери, которая продавала телефоны.
TravisScottVEVO
«Godʼs Country» должен был выйти на альбоме Канье Уэста «Donda», но в итоге оказался на «Utopia» — и он точно на своем месте. В следующем треке — «Sirens» — Трэвис признается, что гибель фанатов на фестивале не отпускает его: «Время подкрадывается / У моих демонов есть повод / С двух ночи до двух дня / Этот фестиваль в моей комнате». Это шестой из 19 треков альбома — и в нем Трэвис будто пытается попрощаться со своими страхами. Дальше в текстах — более привычные для рэпера темы: жизнь богатого человека, женщины, зависимости.
«Utopia» музыкально разнообразна. В начале июля Скотт рассказал, что вместе с ним над пластинкой работал один из важнейших продюсеров в истории современной музыки — Рик Рубин, сотрудничавший с такими непохожими друг на друга артистами, как Beastie Boys, Адель, Джонни Кэш, Джей-Зи, The Strokes и Red Hot Chili Peppers.
В треке «Modern Jam» с его ритмом, отсылающим к истокам хип-хопа, вдруг появляются живые клавиши (они есть и в «I Know?»). В «Skitzo» текст сопровождают виолончель и контрабас. Фиты с Бейонсе, The Weeknd и Джеймсом Блейком или совместный с Кид Кади трек «Looove», спродюсированный Фарреллом Уильямсом, добавляют альбому даже не статусности, а скорее еще больше эклектичности.
Закрывается альбом треком «Til Further Notice», в котором Скотт вспоминает о своем «сражении с сатаной» и вместе с Джеймсом Блейком спрашивает: «Куда ты пойдешь теперь, когда закончил со мной?»
American Telephone and Telegraph Inc.
Предоставляет услуги проводной и беспроводной связи в США (мобильная связь, интернет), а также продает смартфоны и оборудование для подключения к интернету.
«Свэг»
Американский толковый словарь Merriam-Webster определяет слово «swag» как «дерзкая самоуверенность».
«Owl Pharaoh»
Дебютный микстейп Трэвиса Скотта, в котором рэпер экспериментировал со звучанием. В нем на середине трека могли смениться настроение и ритм, мелодии напоминали саундтрек к компьютерной игре, а звуки церковного органа и скрипки сочетались с битами, похожими на стук в дверь или ритуальные барабаны. Все это сопровождали тексты с детскими воспоминаниями и историями о пути к славе и ее последствиях: первых больших деньгах, наркотиках и случайных связях.
«Rodeo»
Первый студийный альбом Скотта. В нем он продолжил сочетать классическое звучание хип-хопа 2010-х и элементы из других жанров. Например, фит с Канье «Piss On Your Grave» в начале похож на рок-н-ролльную композицию 1970-х. Треки могли оборваться и начаться под новый ритм, а пара нот на клавишах иногда заменяла бит (как в начале трека «Apple Pie»). Нарратив тот же: наркотики, новые подруги, спонтанные дорогие покупки. На альбоме также есть совместные треки с The Weeknd, Джастином Бибером, Young Thug или Future.
«Birds in the Trap Sing McKnight»
Что значит платиновый?
В США статус платинового присуждается, если на территории страны продано более 500 тысяч копий.
Примечание
Отсылка к настоящему имени Кади — Скотт Мескади. В честь него и вторая часть псевдонима Трэвиса Скотта. «За всю свою карьеру все, чего я хотел, — это признание Кида Кади, — сказал Трэвис Скотт журналу Rolling Stone еще в 2016 году. — Меня больше ничего не волнует! Этот чувак спас мне жизнь. Он удерживал меня от того, чтобы я наделал с собой много всякого дерьма, удерживал меня на правильном пути. Вот почему я продолжаю создавать музыку. Этот чувак дал мне понять, как вырасти и стать тем, кем ты хочешь быть».
Трэвис Скотт и раньше работал с Кид Кади
Над треками «Way Back» и «Through the Late Night» со своего второго студийного альбома, «Birds in the Trap Sing McKnight» (2016), песней «Stop Trying to Be God» для «Astroworld» (2018). Также рэперы — соавторы песни «Baptized by Fire» с альбома Кади «Passion, Pain & Demon Slayin» (2016).
Интересный факт
В 2020 в меню ресторанов «Макдоналдс»
появились именные обеды Трэвиса Скотта. До него имя знаменитости появлялось в меню в 1992 году — тогда это был баскетболист Майкл Джордан.
Насколько? Можно пример?
Фото их с Кайли Дженнер дочери Сторми в 2018 году побило рекорд инстаграма по количеству лайков.
Дети Трэвиса Скотта и Кайли Дженнер
В 2018 году у пары родилась дочь Сторми Уэбстер, а в 2022-м — сын Эйр Жак Уэбстер.
Что за случай?
1 августа 2015 года Скотт выступал на фестивале Lollapalooza. Исполнив одну песню, он призвал своих фанатов перелезать через ограждения и выходить к нему, а также скандировал «We want rage» («Мы хотим ярости»). После того как несколько десятков зрителей, нарушив правила безопасности, оказались на сцене, организаторы остановили концерт. Скотт попытался скрыться, но полиция Чикаго задержала его по обвинению в хулиганстве. Свою вину рэпер признал — тогда ему назначили один год судебного надзора.
Live Nation
Организатор и билетный оператор концертов в США и Европе (среди клиентов — Стинг, Робби Уильямс, Maroon 5, Imagine Dragons).
ScoreMore
Компания, занимающаяся организацией концертов и фестивалей в Техасе. В мае 2018 года Live Nation приобрела контрольный пакет акций ScoreMore.
Что говорили истцы?
В иске один из посетителей Astroworld, Кристиан Паредес, обвинил исполнителей в халатности и подстрекательстве толпы к беспорядкам. По его словам, Скотт и ранее устраивал «беспредел и хаос» на мероприятиях, а другие ответчики ничего не сделали, чтобы пресечь подобное поведение. Другой посетитель фестиваля, Мануэль Соуза, потребовал от Трэвиса и остальных организаторов более миллиона долларов за полученные им травмы и заявил, что давка напрямую связана с «поощрением насилия» и желанием организаторов фестиваля «заработать за счет здоровья и безопасности посетителей».
Мош
Мош зародился в начале 1980-х годов на нью-йоркских и бостонских хард-кор-панк-концертах, сегодня его часто устраивают на рэп-выступлениях. Предшественником моша является слэм, но, в отличие от него, мош — танец, так как он выполняется в такт музыке.
Сколько она набрала?
73 302 голоса.
Компрессионная асфиксия
Удушение от сдавления груди или живота сыпучими веществами или массивными предметами.
Большое жюри
В США — коллегия присяжных заседателей, которая определяет обоснованность и целесообразность предъявления кому-либо официальных обвинений.
В каком размере?
Сумма неизвестна. Известно, что один из пострадавших потребовал компенсацию в миллион долларов.
Что за синдикат?
Государственная организация, которая выдает египетским музыкантам разрешение на публичные выступления, а также следит за соблюдением цензуры. Власти Египта преследуют местных артистов за нарушение «семейных ценностей», говорится в отчете международной правозащитной организации Human Rights Watch.
О чем этот фильм?
Сеть кинотеатров AMC, которая планирует показать «Circus Maximus», на своем сайте дает такое описание фильму: «Трэвис Скотт вместе со своей аудиторией отправляется в умопомрачительное приключение по всему миру, сотканное воедино под музыку с его долгожданного альбома „Utopia“. Это сюрреалистическое и психоделическое путешествие объединяет коллектив кинематографистов-визионеров в исследовании человеческого опыта и звучания окружающего мира».
А что сказали в A24?
Представители студии заявили Variety, что они не имеют отношение к фильму.
Примечание
Первоначально альбом так назывался — «Godʼs Country».
Каких?
Треки исполняли Pusha T, Тейана Тейлор, Big Sean, Kid Cudi и другие.
В каком размере?
В качестве судебных издержек 640 долларов, плюс 6825 долларов двум пострадавшим на концерте.