30 лет назад в США состоялась премьера культовой комедии «День сурка», в которой герой Билла Мюррея пытался выбраться из вечного февраля. Вспоминаем фильм Харольда Рэмиса — и удачные попытки повторить его успех в других жанрах.
День сурка
Groundhog Day. 1993 год. Режиссер — Харольд Рэмис
Rotten Tomatoes Classic Trailers
Самовлюбленный, грубый и откровенно токсичный метеоролог Фил Коннорс приезжает в ненавистный ему провинциальный городок Панксатони, штат Пенсильвания, чтобы снять сюжет о предсказывающем погоду сурке. Там он застревает во втором февраля на десятки лет, но в конце концов искренне проникается гуманистическими идеями. Проживая один и тот же день снова и снова, он становится мастером ледяной скульптуры, пианистом-виртуозом, франкофилом и знатоком женской души. Правда, для этого ему приходится пройти через сильнейшую депрессию и все стадии принятия горя.
Философская комедия о бесконечном феврале, которая не стала хитом проката 30 лет назад, но с годами приобрела действительно культовый статус, ознаменовала переход Билла Мюррея к более драматическим ролям и подарила Голливуду сюжет о временных петлях (хотя их можно было встретить в кино и раньше — например, в «Зеркале для героя» Владимира Хотиненко).
Первую версию сценария написал Дэнни Рубин, решивший объединить идеи Энн Райс из романов про бессмертных вампиров с рождественской классикой «Эта замечательная жизнь». Затем текст довел до ума режиссер Харольд Рэмис, который работал с Мюрреем над «Охотниками за привидениями», «Гольф-клубом» и «Добровольцами поневоле». Увы, на съемках Рэмис и Мюррей смертельно поссорились и затем не общались почти до самой смерти Рэмиса в 2014-м.
Зависнуть в Палм-Спрингс
Palm Springs. 2020 год. Режиссер — Макс Барбаков
Hulu
Главный терапевтический feel-good movie первого года пандемии, когда весь мир застрял во временной петле самоизоляции. В центре сюжета сандэнсовского хита — обаятельный оболтус Найлз, оказавшийся в ловушке времени на свадьбе малознакомых людей в долине Коачелла. Однажды из-за него в эту же петлю попадается тоскующая сестра невесты Сара.
В отличие от «Дня сурка» «Палм-Спрингс» — полноценный ромком, в котором петля времени становится метафорой кризиса в отношениях и нежелания взрослеть. Если Фил Коннорс нашел смысл жизни и спасение в помощи ближним, то Сара с Найлзом увязли в девятом ноября не из-за кармы или судьбы, а из-за нежелания разбираться в себе и учиться на ошибках.
Режиссеру-дебютанту Максу Барбакову удалось оживить жанр романтической комедии, который сейчас явно переживает кризис. Спасибо не только свежему взгляду на «День сурка», но и химии в комедийном дуэте Энди Сэмберга («Поп-звезда: Не переставай, не останавливайся», «Бруклин 9-9») и Кристин Милиоти («Игрушка для взрослых», «Курорт»), которые наполнили фильм трогательными и романтичными гэгами.
Два далеких незнакомца
Two Distant Strangers. 2020 год. Режиссеры — Трэвон Фри, Мартин Десмонд Роу
Netflix
Единственный участник подборки, получивший «Оскар» — в номинации «Лучший короткометражный фильм».
Это 30-минутная социальная трагикомедия Netflix о комиксисте-афроамериканце (рэпер Joey Badass), которого раз за разом убивает нью-йоркский коп-расист (Эндрю Ховард). Из-за одномерности героев «Незнакомцы» поначалу выглядят как выпуск «Тома и Джерри», однако к финалу становится понятно, что на фоне протестов после убийства Джорджа Флойда авторы хотели высказаться о полицейском насилии и расизме предельно прямо. Оказалось, что прием из «Дня сурка» позволяет подсветить не только внутренние изъяны героя, но и наболевшие общественные проблемы.
Исходный код
Source Code. 2011 год. Режиссер — Дункан Джонс
The Dollar Theater
После крушения в Афганистане военный пилот Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол) приходит в себя в теле другого человека — школьного учителя, который едет в скоростном поезде в Чикаго. Каждые восемь минут состав взрывается — это симуляция теракта, в которую военные отправили сознание Колтера, чтобы тот мог вычислить организатора катастрофы.
Дункан Джонс, специалист по сайфаю («Луна 2112» и «Немой») и сын Дэвида Боуи, тоже взял за основу «сурковый» концепт — и добавил к нему приемы из фантастики, триллера, детектива и даже немножечко боди-хоррора. На бумаге все это может показаться полной ахинеей, но «Исходный код» мгновенно затягивает, а Джилленхол так умело играет растерянность, что ему невозможно не сопереживать. А еще тут есть альтернативные таймлайны — совсем как в Marvel!
Грань будущего
Edge of Tomorrow. 2014 год. Режиссер — Даг Лайман
Warner Bros. Pictures
Самый крупнобюджетный фильм в этой подборке — фантастический боевик по мотивам одноименного ранобэ Хироси Сакурадзаки.
Том Круз играет трусливого пресс-секретаря армии США майора Уильяма Кейджа, который застревает во временной петле в битве с инопланетными монстрами, захватившими Европу. Кроме Кейджа, с гадами храбро сражается сержант Рита Вратаски (Эмили Блант) — она как-то раз уже застревала во времени. И да, все воюют в старых добрых экзоскелетах.
Оригинальное появление Круза в сайфае, вопреки ожиданиям актера, не сделало картину хитом. Однако после выхода фильма в цифровом прокате у экшена появилась армия поклонников, которая до сих пор требует у Warner Bros. продолжения.
Коко-ди Коко-да
Koko-di koko-da. 2019 год. Режиссер — Йоханнес Нюхольм
Rotten Tomatoes Indie
Еще одна временная петля из программы «Сандэнса», уже не милый ромком, а фантасмагорический арт-хоррор о депрессии.
Спустя два года после смерти дочери супружеская пара отправляется с палаткой в шведский лес. Там раз за разом их убивает загадочная троица: мерзкий улыбчивый старичок в белом костюме, мрачный верзила с дохлым псом на руках и женщина с живой собакой на поводке. То ли сектанты, то ли циркачи. Причем убивают с фантазией, садизмом и песенками про какие-то «коко-ди коко-да». Все это выглядит как злая сказка в театре.
Используя наработки Линча, Триера и, видимо, Мишеля Гондри (не обошлось без анимации и театра теней), швед Йоханнес Нюхольм передает тревожное и безрадостное состояние горя. В этом «Дне сурка» уже нет ни веселой абсурдности существования, ни обязательного гуманизма, ни саморазвития.
Счастливого дня смерти
Happy Death Day. 2017 год. Режиссер — Кристофер Лэндон
Happy Death Day Trailer #1 (2017) | Movieclips Trailers
Rotten Tomatoes Trailers
Превратить «День сурка» можно и в веселый, в меру дурацкий хоррор. Комедийный слэшер от Кристофера Лэндона, штатного сценариста «Паранормальных явлений» и хоррор-фабрики Blumhouse, — эдакий «Крик» с временными петлями. По сюжету эгоистичная (а как иначе?) студентка Тереза без конца умирает от рук маньяка в день своего рождения — тот носит маску младенца. Чтобы выбраться из ловушки, ей надо вычислить убийцу среди обитателей кампуса.
Мрачный слэпстик, бесконечные повторы, симпатичные герои, гуманистический (в слэшере-то!) месседж о добродетели — все это мы уже видели, но все равно «Счастливый день» смотрится свежо. Впрочем, необязательный сиквел этого ужастика уже не такой очаровательный.
Жизни матрешки
Russian Doll. Сериал, 2019–2022. Шоураннер — Наташа Лионн
Netflix
Напоследок — главный сериал в поджанре. Здесь во временную ловушку попадает разработчица видеоигр, матершинница и оторва Надя Вулвоков (Наташа Лионн из «Оранжевый — хит сезона» и «Покерфейса») — она ломает шею на душной вечеринке в честь собственного 36-го дня рождения, после чего начинается ее день сурка.
И опять: черная комедия, слэпстик, нигилизм и гуманизм — героиня спасается, только когда начинает помогать ближним. Уже понятно, что успех таких историй целиком и полностью держится на главном герое и сеттинге, в котором тот обитает. И здесь все получилось: в драмеди Netflix хриплой артистке Лионн, которая, казалось, навсегда застряла на вторых ролях, наконец-то выпал шанс раскрыть весь свой потенциал. Рассказывая о дружбе и взрослении, авторы «Матрешки» исследуют фрустрации среднего возраста и неврозы фрилансеров из Нью-Йорка. Одним словом, напоминают о важности проработки детских травм.
«Зеркало для героя»
Художественный фильм 1987 года Владимира Хотиненко по сценарию Надежды Кожушаной, фантастическая притча по мотивам одноименной повести Святослава Рыбаса. Герои картины раз за разом переживают 8 мая 1949 года. Один может предотвратить гибель людей в шахте, другой — по-новому взглянуть на своих родителей и понять их.
Feel-good movie
Так называют легкие фильмы, после просмотра которых у зрителя появляется хорошее настроение.
Гэг
Комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. Сэмберг и Милиоти в фильме также используют элементы буффонады (или слэпстика) — комедийных приемов, изобретенных еще в эпоху немого кино: балаганного юмора с обилием падений, драк, погонь и других неловких моментов.
Боди-хоррор
Поджанр ужасов в кино и литературе, для которого характерно особое внимание к человеческому телу и его трансформациям. Типичные мотивы боди-хоррора — разнообразные болезни, гниение, паразитизм, мутации и превращения, эксперименты с человеческим телом.
Ранобэ
Разновидность популярной японской литературы различных жанров с элементами фэнтези, иллюстрациями в стиле аниме и манги, ориентированная в основном на подростковую и юношескую аудиторию.
Экзоскелет
Механизм, обеспечивающий опору, движение, форму тела за счет внешнего каркаса.
Blumhouse Productions
Американская кино- и телекомпания, созданная в 2000 году продюсером Джейсоном Блумом. Студия наиболее известна выпуском малобюджетных фильмов ужасов и слэшеров, оказывающихся успешными в прокате. В 2014 году заключила 10-летнее соглашение о сотрудничестве с кинокомпанией Universal Studios.
Да кто такой этот ваш слэпстик
Слэпстик — комедийный жанр немого кино, для которого характерен балаганный юмор с обилием падений, драк, погонь.