Перейти к материалам
истории

Вышла последняя часть кинотрилогии про 50 оттенков серого. За что ругали (но и немного хвалили!) все три фильма

Источник: Meduza

6 февраля в мире (и двумя днями позже в России) на экраны вышли «50 оттенков свободы» — продолжение «50 оттенков серого» и заключительная часть трилогии про миллионера, студентку и их БДСМ-отношения. Экранизации книг британской писательницы Э.Л. Джеймс (настоящее имя — Эрика Леонард) неизменно собирали выдающуюся кассу и ужасные отзывы критиков. «Медуза» вспоминает, что с ними было не так: от провальной прессы и ссор на съемках до слухов о том, что исполнители главных ролей не выносят друг друга.

«50 оттенков серого»

Как и все части кинотрилогии, фильм вышел перед Днем святого Валентина — 13 февраля 2015 года. И книга, и ее экранизация задумывались как романтическая история «для взрослых» — про Золушку XXI века, которая благодаря своему чистому сердцу смогла покорить прекрасного миллионера со странностями. Главная героиня, студентка Анастейша Стил, по просьбе подруги идет брать интервью у известного бизнесмена и холостяка Кристиана Грея. Между ними вспыхивает страсть, но тут же упирается в неразрешимые противоречия: Стил — робкая и неопытная девушка, а Грей — доминант и ему нужны исключительно БДСМ-отношения. После нескольких неоднозначных сексуальных экспериментов героиня понимает, что дело плохо — и бежит без оглядки.

Universal Pictures Russia

Фильм, как и роман «50 оттенков серого», выросший из фанфика по «Сумеркам», жестко критиковали за ошибочные представления о БДСМ и подмену понятий: вместо чувственной эротической мелодрамы вышла история про отношения с домашним тираном — который следит за каждым шагом своей избранницы и диктует ей, что есть, что носить и с кем общаться. Активисты даже запустили кампанию #50dollarsnot50shades, предлагая вместо похода в кино жертвовать деньги на помощь жертвам насилия.

Этим проблемы фильма не ограничились. Еще на съемках его режиссер Сэм Тэйлор-Джонсон яростно ссорилась из-за каждой сцены с автором книги (и продюсером фильма) Э. Л. Джеймс — которая, как и ее герой, пыталась все контролировать. Джеймс даже «поправила» все реплики в сценарии, который редактировал драматург и автор «Близости» Патрик Марбер, «чтобы не разочаровывать фанатов» (хотя ее собственный слог был предметом многочисленных насмешек). Вдобавок пресса писала, что у исполнителей главных ролей — Джейми Дорнана и Дакоты Джонсон — отношения тоже не задались. Во время промокампании «50 оттенков серого» оба выглядели напряженными и сторонились друг друга.

Рецензии колебались от снисходительных до разгромных (хотя многие издания, как Variety, признавали, что фильм все-таки лучше книги), а зрители жаловались, что «персонажи тупее тупого». Vulture ругал режиссера за робость, а Entertainment Weekly отмечал, что фильм сделан качественно — в том же смысле, что и рекламный ролик масла для ванны. Обозреватель The New Yorker Энтони Лэйн в числе основных достоинств фильма выделял то, что он в целом неплохо сыгран и снят (работу оскароносного оператора Шеймаса Макгарви вообще хвалили многие) — а еще не слишком длинный: «Это „Аббатство Даунтон“ в мире бондажа. Он создан не для того, чтобы возмутить или напугать, а чтобы баловать взгляд».

Несмотря на это, «50 оттенков серого» стали хитом и четвертым по популярности фильмом с категорией R, собрав 571 миллион долларов при бюджете в 40 миллионов.

«На 50 оттенков темнее»

Во второй части Анастейша Стил и Кристиан Грей понимают, что не могут жить друг без друга — и им придется искать компромисс. Миллионер готов попробовать «ванильные» отношения ради любимой и даже признается, что он не доминант, а садист, которому нравится наказывать женщин из-за пережитой детской травмы. Анастейше Стил удается изменить его силой своей любви, очаровать всех его родственников и победить врагов. Фильм завершается традиционным хэппи-эндом: Грей делает девушке предложение.

Universal Pictures Russia

После проблемных съемок первой части продюсеры решились на кадровую перестановку и позвали снимать продолжение мелодрамы Джеймса Фоули — режиссера знаковой драмы «Американцы», триллера «Идеальный незнакомец» и десятка эпизодов сериала «Карточный домик». Кинокритики предполагали, что Фоули удастся оживить эту историю и добавить в нее «безуминки» (и шутили, что трилогию «взял под контроль мужчина»). Режиссер даже смог найти общий язык с Э. Л. Джеймс, но все это не помогло.

После премьеры фильма Variety написал, что Фоули показал класс «в обращении с трэшем», однако другие СМИ были менее деликатны; вторую часть трилогии ругали еще больше, чем предыдущую. «В пятьдесят раз скучнее, чем первая часть, и на пятьдесят оттенков тупее», — писал Observer. Обозреватель Rolling Stone Питер Трэверс назвал фильм «невероятно, незабываемо идиотским»: «Громогласная глупость [материала] подминает все на своем пути, включая легендарного режиссера». Журнал Empire утверждал, что вторая часть — все столь же глянцевая и местами «придурочно смешная», но и на это становится скучно смотреть. The Seattle Times предложила дать фильму альтернативное название: «Ничего не понимающая женщина встречает глубоко травмированного мужчину, часть вторая». «Самое шокирующее, что есть в этом фильме, — саркастично сообщала The Los Angeles Times, — это то, что у него будет продолжение».

Впрочем, рецензии снова не повлияли на кассовые сборы. По данным сайта Rotten Tomatoes, лишь 10% кинокритиков дали фильму положительную оценку, но ему все равно удалось заработать в мировом прокате 381 миллион долларов.

«50 оттенков свободы»

В финальной части трилогии события принимают остросюжетный поворот (но не в постели, как сокрушается Rolling Stone). Пока Анастейша Стил, теперь уже Грей, пытается отучить мужа от патриархальных замашек и отстоять себе больше свободы, ее бывший мстительный босс похищает сестру Грея и требует выкуп. Зрителя ждет еще больший хэппи-энд, чем во второй части.

Одна из интриг, связанных с «50 оттенками свободы» — не то, куда способны завести главных героев их отношения, а то, как они будут выглядеть после «дела Вайшнтейна» — так как, по мнению скептиков, фильм по-прежнему нормализует насилие.

Universal Pictures Russia

Премьеру сопровождал и небольшой индустриальный скандал: британские таблоиды сообщили, что киностудия не показывала кинокритикам фильм до премьеры, помня, каких рецензий удостоились предыдущие части франшизы. И не зря.

По мнению журнала People, это самая скучная из всех трех частей. «Би-би-си» идет дальше: «Этот фильм настолько не возбуждающий, что его можно показывать в клиниках по борьбе с сексуальной зависимостью. Возможно, причина в том, что в нем нет ни ума, ни иронии». CNN утверждает, что в фильме полно «высокохудожественно подсвеченного и отфотошопленного секса» и непредумышленно комичных сцен, которые понравятся всем любителям полуночного кино категории «так плохо, что уже хорошо». Популярный сайт о кино IndieWire тоже считает, что «50 оттенков свободы» — скорее секс-комедия и «этот нелепый материал» оказался «забавным зрелищем».

Однако некоторые критики все-таки смогли увидеть в фильме серьезные позитивные стороны. Time хвалит сексуальные сцены за смелость, нетипичную для современного Голливуда, а Vice восхищается игрой Дакоты Джонсон и поздравляет ее с тем, что она наконец освободилась от франшизы.

Пока что на сайте Rotten Tomatoes у этой части трилогии самый высокий зрительский рейтинг — 60% (у первой был 41%, у второй — 49%). Как сообщает Forbes, последняя часть «неприлично успешной» трилогии за первые сутки проката собрала пять с половиной миллионов долларов — то есть почти столько же, сколько и вторая часть франшизы год назад.

Ольга Страховская

Фото в анонсе: Universal