Перейти к материалам
истории

Все романы об Эрасте Фандорине. Какой самый удачный? Рейтинг Галины Юзефович

Источник: Meduza
Александра Мудрац / ТАСС / Scanpix / LETA

8 февраля выходит последний роман о знаменитом сыщике из серии исторических детективов «Приключения Эраста Фандорина». Книга называется «Не прощаюсь». Эраст Фандорин — едва не самый любимый герой в постсоветской литературе, объединивший и поссоривший немало читателей. В день выхода «Не прощаюсь» литературный критик Галина Юзефович составила рейтинг всех книг из вселенной Фандорина; в списке книги расположены от худшей к лучшей.

17. Планета Вода

Три посредственные повести, формально объединенные темой воды и рассказывающие о похождениях Эраста Петровича в разные годы. Первая — собственно «Планета Вода» — отсылает к творчеству Герберта Уэллса и содержит полный набор уэллсовских штампов и клише плюс еще пару бонусных, заимствованных из триллеров про маньяков. Вторая (и лучшая) повесть сборника «Парус одинокий» несколько разочаровывает предсказуемостью сюжета (единственный кандидат в убийцы — сюрприз! — им и оказывается). Третья, «Куда ж нам плыть?» — неудачная попытка пошутить на темы русской революции и беспринципности ее вождей. Самая слабая книга цикла, после которой многие читатели поставили точку в отношениях с Фандориным. 

16. Весь мир театр

Странный роман, в котором Эраст Петрович не столько расследует преступления, сколько томится от неразделенной любви к красивой, но глупой и жеманной актрисе. Вялый сюжет, совершенно не похожий на самого себя герой, опереточные страсти и развязка по принципу «ну надо же что-то со всем этим делать».

15. Любовница смерти

«Декадентский», по определению самого автора, роман о клубе самоубийц, обыгрывающий мотивы одноименной повести Роберта Льюиса Стивенсона. В принципе, если вы знакомы с первоисточником, то особых откровений можете не ждать.  

14. Пиковый валет (повесть из сборника «Особые поручения»)

Веселая авантюрная повесть о ловких мошенниках, которым удается долгое время водить за нос московское начальство, покуда на их пути не встречается блистательный Эраст Петрович. В «Пиковом валете» у Фандорина впервые появляется помощник — бывший филер жандармского управления Анисий Тюльпанов, комический неудачник и обладатель поистине золотого сердца. Живо и задорно, но все же детектив без убийства всегда проигрывает детективу с убийством. 

13. Не прощаюсь

Не то чтобы хороший детектив, но вполне недурной исторический роман о гражданской войне (куда лучше тех, что выходят у Акунина в последние годы в серии «История государства Российского»). В финале Эраст Петрович, вроде бы, и правда погибнет, оставив читателю в качестве скромной компенсации ключик к другим книгам Акунина — «Шпионскому роману» и полузабытому циклу «Смерть на брудершафт».

12. Любовник смерти

Роман, в котором главное действующее лицо не Фандорин, а некто Сенька Скорик — молодой человек с криминальным прошлым и самыми дурными наклонностями, которому Эраст Петрович, тем не менее, помогает встать на путь исправления. Все было бы неплохо, но Скорику определенно недостает харизмы, а Фандорин появляется в тексте реже, чем хотелось бы.

11. Черный город

Подлинно трагический роман, в котором Фандорин переживает жестокую утрату, осознает собственное старение и чуть ли не впервые за всю свою блестящую карьеру совершает сразу несколько катастрофических промахов. Не все в порядке с сюжетом, но колорит Баку времен «нефтяной лихорадки» воссоздан неплохо, да и герою сочувствуешь вполне по-настоящему. 

10. Статский советник

Роман, в котором Фандорину придется столкнуться не с одним, а сразу с двумя злодеями — явным и тайным. При этом злодей явный не лишен благородства и способен вызвать сострадание — в отличие от злодея тайного, полностью лишенного всего человеческого. Экспозиция сильно затянута, но динамичная вторая часть способна, в общем, окупить этот недостаток. 

9. Инь и Ян (пьеса)

Экспериментальная новелла о таинственном веере, изложенная сразу в двух версиях — «белой» (рациональной и оптимистичной) и «черной» (мистической и мрачной). Не столько настоящий детектив, сколько изящная безделка с легким налетом чертовщины.

8. Нефритовые четки (сборник рассказов)

Коллекция изящных детективных рассказов — не столько захватывающих, сколько показывающих мастерство писателя во владении самыми разными видами и подвидами детективного жанра. 

7. Турецкий гамбит

Эраст Петрович ловит убийцу во время Балканской войны, прямо на театре военных действий. То, что поначалу кажется обычным криминальным романом, ближе к концу оборачивается широкомасштабной шпионской драмой. К несчастью, контрапунктом к головокружительному фандоринскому расследованию, от которого зависит судьба империи, Акунин вводит комическую любовную линию эмансипированной девушки Вареньки и ее незадачливого жениха, которая немного смазывает общее впечатление. 

6. Декоратор (повесть из сборника «Особые поручения»)

Динамичный и страшноватый детектив о маньяке, убивающем женщин на манер лондонского Джека-потрошителя. Эрасту Петровичу предстоит пережить две тяжелые потери: в финале книги его покинет возлюбленная Ангелина Самсоновна (самая обаятельная из спутниц Фандорина) и сойдет с дистанции верный Анисий Тюльпанов. 

5. Левиафан

Прекрасный образчик герметического детектива: все подозреваемые в жестоком убийстве лорда Литтлби, его детей и слуг, собрались на одном корабле, плывущем из Европы в Японию. По ходу дела Акунин нарушает одно из базовых правил детектива, однако делает это так ловко, что упрекать его за это неловко.

4. Алмазная колесница

Масштабный роман в двух частях. В первой Фандорин во время русско-японской войны ловит японского шпиона (а попутно примеряет на себя роль Дарта Вейдера). Во второй — служит в русской миссии в Иокогаме, где видит первые признаки неизбежного противостояния между Россией и Японией, а также обзаводится помощником, другом и наставником — бывшим якудзой по имени Маса. Мощная интрига, глубокая внутренняя драма героя и потрясающая Япония — словом, один из лучших романов цикла. 

3. Азазель

Первая, самая трогательная и одна из самых увлекательных книг фандоринского цикла (неслучайно именно с нее стартовала ураганная популярность Бориса Акунина). Юный и розовощекий Эраст Петрович расследует дело о чудовищном заговоре, охватившем самые разные слои российского общества, попутно взрослея и набираясь опыта. Именно в «Азазеле» он при трагических обстоятельствах потеряет любимую девушку, а взамен приобретет седые виски, легкое заикание и романтический флер. 

2. Коронация

На сей раз в фокусе авторского внимания — события в семье Романовых. Накануне коронации Николая II похищен его двоюродный брат — четырехлетний великий князь Михаил, и похититель, загадочный доктор Линд, требует за голову ребенка колоссальный выкуп. Эраст Петрович пускается в погоню за злодеем, а помогает ему в этом Маса — его верный вассал и камердинер. Первый (и, пожалуй, единственный) роман Акунина, в котором писателю удалось выйти за рамки развлекательной прозы и вплотную приблизиться к стандартам высокой словесности. 

1. Смерть Ахиллеса

Самый совершенный и сложно устроенный из всех детективов Акунина. Убит легендарный генерал Соболев — товарищ Фандорина по Балканской войне, герой всей Российской империи, прозванный «русским Ахиллесом». Эраст Петрович должен не только найти убийцу, но и лицом к лицу встретиться с кошмаром своей юности — человеком, единожды разрушившим его жизнь. Аллюзии на античную мифологию, три фальшивых концовки и самый обаятельный злодей всего фандоринского цикла — одиннадцать баллов из десяти по детективной шкале. 

Галина Юзефович