Перейти к материалам
истории

Умер Карл Лагерфельд — легендарный дизайнер, заново придумавший Chanel А еще фотограф, владелец самой модной кошки в мире и фанат диетической «Кока-колы»

Источник: Meduza
Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images

19 февраля в Париже умер Карл Лагерфельд — знаменитый модельер, художник, коллекционер, креативный директор модных домов Chanel и Fendi, создатель собственной марки Karl Lagerfeld. Ему было 85 лет. Лагерфельд работал до самых последних дней: из больницы он отдавал своей команде распоряжения о показе Fendi в Милане, который должен состояться 21 февраля. «Медуза» вспоминает, чем прославился дизайнер — и как он изменил мировую моду.

Он заново придумал самый известный модный бренд в мире

Лучше всего Карл Лагерфельд известен своей работой в Chanel, но до руководства французским модным домом у него за плечами было почти 30 лет успешной карьеры в этой индустрии. Он начинал ассистентом французского модельера Пьера Бальмена, сотрудничал с марками Jean Patou и Chloé, а с 1965-го на постоянной основе работал с итальянским брендом Fendi, специализировавшимся на изделиях из меха и кожи. Наследница модного дома Сильвия Фенди вспоминала: «Когда Карл пришел в нашу компанию, я поняла, что произошло нечто особенное». Для Fendi Лагерфельд придумал концепцию «Fun Fur» — «забавного меха». Дизайнер решил, что не нужно обращаться с мехом как с драгоценностью: шубы под его началом стали шить из стриженого, бритого — или, наоборот, специально взлохмаченного — меха, зачастую еще и покрашенного в самые невообразимые цвета.

В одной из статей о модельере New Yorker писал, что в 1983 году, когда Лагерфельд только пришел в Chanel, компания переживала не лучшие свои времена. Со смерти Габриэль (Коко) Шанель прошло больше 10 лет, но марка все еще была в затяжном кризисе и оставалась в памяти покупателей «чем-то вроде парфюмерной компании с несколькими магазинами одежды». Некогда знаковый для бренда — и придуманный, опять же, самой Коко Шанель — твидовый костюм с узкой юбкой к 1980-м превратился, по словам бывшего редактора французского Vogue Джоан Джулиет Бак, в «наряд для провинциальной женщины-политика средних лет». Лагерфельд смог это изменить.

Классический твидовый пиджак остался, но претерпел все возможные изменения: на него нашивали пайетки и жемчуг, он становился то короче, то длиннее, на подиуме его демонстрировали то с джинсами, то с велосипедными шортами, то и вовсе со спортивными штанами. То же происходило с придуманной в 1955 году стеганой сумкой на цепочке — Chanel 2.55. Ее продолжили выпускать — но в самых разных цветах и из разных материалов. Благодаря Лагерфельду знаковая для бренда сумка с каждым годом становилась дороже (к примеру, в 2010 году она стоила меньше трех тысяч долларов, в 2019-м — почти семь тысяч).

Свое отношение к наследию Коко Шанель дизайнер объяснял так: «Уважение — не то чувство, которое присуще творческому человеку. <…> Chanel — это организация, а с организацией надо обращаться, как со шлюхой, — только тогда от нее что-то можно получить».

Карл Лагерфельд и парикмахер Александр де Пари с моделью перед показом Chanel. 24 января 1983 года
Pierre Guillaud / AFP / Scanpix /

И начал демонстрировать модную одежду по-новому

Лагерфельд утверждал, что почти не пользовался мобильным телефоном и не любил интернет (до 2010-х годов дизайнер упорно продолжал общаться с сотрудниками, рассылая факсимильные копии своих рукописных сообщений). Тем не менее, он чуть ли не раньше всех понял важность смартфонов для продвижения бренда. Chanel одними из первых (еще в 2011 году) начали разрабатывать мобильное приложение; фотографии с их показов в последние годы постоянно становились хитами инстаграма — и дело даже не в одежде.

Ради ежегодных показов Chanel в парижском дворце Гран-Пале выстраивали гигантские декорации: в виде космического корабля, копии Эйфелевой башни, песчаного пляжа, гигантского айсберга (льдина была настоящей, и ее специально доставили из Скандинавии) или супермаркета, где на полках стоял стиральный порошок с логотипом бренда.

В рекламных кампаниях Chanel всегда с удовольствием участвовали знаменитости. По просьбе Лагерфельда бренд в разные годы рекламировали супермодели Линда Евангелиста и Клаудиа Шиффер, актрисы Джулиана Мур, Кира Найтли, Кристен Стюарт, Николь Кидман, Лили-Роуз Депп, Одри Тоту, Блейк Лайвли, певицы Лили Аллен и Уиллоу Смит, музыкант Фаррелл Уильямс. Ролики бренда снимал как сам кутюрье, так и знаменитые режиссеры, например, Баз Лурман.

В 2004 году Лагерфельд одним из первых сделал коллаборацию со шведским масс-маркет-брендом H&M (теперь этим занимаются все люксовые марки одежды). Совместную коллекцию дизайнера и недорогой фирмы раскупили за два дня.

Показ Chanel на Парижской неделе моды. Гран-Пале, 5 марта 2013 года
Christophe Karaba / EPA / Scanpix / LETA

Но сам не менялся годами

Свой знаменитый образ — длинные собранные в хвост волосы, большие темные очки, серебряные украшения, кожаные митенки, узкие брюки или джинсы, приталенный пиджак и бутылочка диетической «Кока-колы» — Лагерфельд придумал еще в 1980-х. Этот образ стал и объектом поклонения, и поводом для шуток, и очередным способом капитализации бренда, точнее, всех трех брендов, которыми руководил модельер.

Так, в 2011 году компания Coca-Cola выпустила в честь дизайнера специальную партию бутылок с его силуэтом. В 2014-м у Mattel вышла ограниченная серия коллекционных Барби в костюме Карла Лагерфельда. 999 экземпляров по цене 200 долларов разошлись в первые несколько минут; а в 2015-м была опубликована пародия на серию детских иллюстрированных книг «Где Уолли?», которая называлась «Где Карл?». Там предлагалось найти дизайнера среди представителей модной индустрии на балу института костюма Met Gala или среди поп-звезд на дорогом альпийском курорте Санкт-Мориц. В виде персонажа «Симпсонов» его, разумеется, тоже изображали.

Он рисовал, фотографировал, издавал книги

С конца 1980-х Лагерфельд увлекался фотографией. Сначала он фотографировал собственные показы, но со временем стал снимать и рекламные кампании, и каталоги бренда, и художественные портреты. Его работы выставлялись в крупных европейских художественных музеях, например, в Парижской пинакотеке или Гамбургской кунстхалле. Рисунки и снимки, сделанные Лагерфельдом, продаются на аукционах по всему миру (стоимость некоторых из них доходит до десятков тысяч долларов).

Дизайнер часто рассказывал, как любит книги. По его словам, в разных принадлежащих ему домах хранились миллионы книг, а число книжных полок измерялось милями. В 1999 году Лагерфельд даже начал продавать книги — и открыл в Париже книжный магазин 7L; годом позже он завел собственное издательство с тем же названием. В нем выходят книги о моде, искусстве, дизайне, истории, а также художественная литература. «Красивые книги должны занимать важное место в нашей жизни», — говорится на сайте издательства.

Сам Лагерфельд написал только одну книгу — «Диета Карла Лагерфельда». Она вышла в 2002 году и была посвящена тому, как модельер за 13 месяцев похудел на 40 килограммов — по его собственным словам, ради того, чтобы носить костюмы Dior Homme, созданные дизайнером Эди Слиманом.

Карл Лагерфельд в своей фотостудии в Париже, 11 декабря 2008
Eric Dessons / JDD / Sipa / Scanpix / LETA

Лагерфельд очень любил рисовать — и не только эскизы одежды или аксессуаров. C 2013 года, например, он был штатным художником ежемесячного журнала-приложения к немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. Он рисовал для издания карикатуры на немецкого канцлера Ангелу Меркель и на обвиненного в сексуальных домогательствах американского продюсера Харви Вайнштейна. Кстати, несмотря на пристрастие к политическим карикатурам, рожденный в Германии и живший во Франции модельер ни разу в жизни не проголосовал — ни в одной стране.

А еще он очень любил свою кошку

После смерти своего партнера Жака де Башера в 1989 году Карл Лагерфельд жил один. Единственной его постоянной спутницей в последние годы была пушистая кошка бирманской породы по кличке Шупетт (с французского переводится как «капусточка»). Кошка летала с модельером на частном самолете, ходила на показы, снималась в рекламе и даже дважды побывала на обложке Vogue — с моделями Линдой Евангелистой и Жизель Бундхен. Лагерфельд рассказывал, что не только нанял питомице двух горничных и купил несколько ошейников с бриллиантами, но и вписал ее в свое завещание (сколько именно получит Шупетт, пока неизвестно).

Шупетт, в отличие от своего хозяина, всегда исправно вела инстаграм — теперь подписчики в комментариях соболезнуют осиротевшей кошке.

Александра Зеркалева