Перейти к материалам

Как понять, чем хороший дизайнер отличается от плохого? Объясняют дизайнеры Kindbeetle

Для одних людей хороший дизайн может заключаться в пестроте, барочных завитках и позолоте, для других — в минимализме, простых формах и приглушенных тонах. Поэтому многим кажется, что оценка дизайна всегда сводится к личным предпочтениям и восприятию. С одной стороны, так и есть. С другой — дизайн создается по определенным правилам и принципам. Дизайн-команда Kindbeetle объяснила, чем хороший дизайнер отличается от плохого и как оценить результат его работы.

Всегда смотрите на портфолио дизайнера

Если вы больше узнаете о прошлом опыте дизайнера, то сможете спрогнозировать результат, на который он способен. Для этого стоит заглянуть в портфолио. Там собрано лучшее из лучшего, а значит, вам будет проще оценить его технические навыки и креативность. Обратите внимание, есть ли у дизайнера опыт работы с определенным продуктом или сферой бизнеса. Например, если до этого дизайнер уже успел посотрудничать с банком, ему как минимум проще будет понять задачу другого банка и быстро включиться в работу. Нелишним будет проверить, не выдает ли дизайнер чужие работы за свои (подробнее про это ниже).

Проследите, как работает дизайнер

Обычно дизайнер должен организовать встречу, чтобы познакомиться с заказчиком, узнать все подробности и детали проекта. Это позволяет ему погрузиться в специфику задачи и вернуться с уникальным решением. Если дизайнер не ведет диалог с заказчиком, то, скорее всего, он работает по шаблону. Также стоит обратить внимание на рабочие мелочи: есть ли в презентации дизайнера орфографические или пунктуационные ошибки, насколько аккуратно сверстаны коммерческое предложение и черновые макеты, насколько адекватно дизайнер реагирует на вопросы и письма. Если при подготовительной работе все делается спустя рукава, высока вероятность, что и готовый результат будет неудачным, без проработанных деталей. Если на встрече с клиентом дизайнер не фиксирует договоренности, — возможно, в ходе дальнейшей работы всех ждет хаос и непонимание.

Контролируйте, как дизайнер исполняет ТЗ и сроки

ТЗ — это документ, определяющий, каким будет результат работы дизайнера, и именно он может стать основой для претензии к ее качеству. Клиент может сам составить ТЗ, но может и попросить об этом дизайнера. Если дизайнер заполняет стандартную, плохо проработанную анкету, то вряд ли стоит ждать от него точных и выверенных дизайнерских решений. Нужно, чтобы ТЗ было составлено максимально подробно и конкретно. Дизайнер должен двигаться строго по прописанному плану, не нарушая сроки.

Количество времени, выделенное дизайнеру, всегда пропорционально объему и сложности проекта. Отдельно стоит заложить время на бюрократические формальности — подписание бумаг и внесение оплаты. Заказчик должен понимать: чтобы проект удался, мало спихнуть задачу на дизайнера — придется самому принимать в нем участие и тратить свое личное время. Лучше всего заложить отдельные сроки на объяснение задачи, согласование, просмотр концепций, утверждение промежуточных этапов, на финальную приемку и тестирование. Обычно расчет такой: на проект, который дизайнер обещает выполнить за 100 часов, заказчику нужно потратить еще не менее 10 часов. И это время стоит заранее внести в свое расписание.

Оцените промежуточные макеты

Чтобы итоговый дизайн не разочаровал, нужно следить за его проработкой на каждом этапе. Нормальная практика — утверждение заказчиком черновых макетов. Главное, не просто визуально оценивать пропорции и элементы, но и проверить макет различными сценариями использования. Если дизайнер показывает макет сайта, его обязательно нужно открыть на мобильном телефоне. Если дизайнер принес макет визитки, попросите вставить в него длинное имя, скажем Константин Христорождественский, чтобы убедиться, что оно влезет. А если речь о дизайне упаковки, то готовый макет лучше всего распечатать на бумаге, вырезать и склеить, чтобы это походило на настоящий продукт. Стоит также примерить упаковку к полке магазина, чтобы оценить, как она будет смотреться в окружении других товаров.

Проверьте, соответствует ли дизайн поставленным задачам

Дизайн создается не просто так, а под определенные цели. Сайт магазина должен продавать товар, внешний вид одежды должен понравиться определенной аудитории, логотип компании обязан соотноситься с ее бизнесом. Бывает, что дизайн красивый, но он не работает: эстетика мешает функциональности, не согласуется с брендом или аудиторией. При этом дизайнер должен избегать метафор первого уровня (например, ему не стоит рисовать зуб для логотипа «Стоматологической клиники») — это дурной тон. Если дизайнер делает брошюру для разовой акции или лендинг для рекламы на один сезон, то вполне уместно могут смотреться сиюминутные мемы и остромодные тенденции. Если проект запускается всерьез и надолго, то в нем не стоит использовать сложные дизайнерские изыски и причуды, иначе через год-два это будет смотреться смешно. 

Взгляните, как работает дизайн на близких бизнесу носителях

Представляя новый брендинг, дизайнеры любят размещать свежий логотип на картинках с фурами, небоскребами и самолетами. Но если заказчик — юридическая фирма, то полезнее будет, если логотип появится в верном контексте, близком к этому бизнесу. Пусть это будут, например, бейджи, таблички на дверях в офисе, бланки и папки с документами.

Следите, чтобы дизайн был логичным и гармоничным

В хорошем дизайне линии, формы, цвета, материалы и текстуры сочетаются между собой. Все должно быть сбалансировано по вертикальной и горизонтальной оси и не перегружено — хорошо, если в компоновке есть «воздух» — пустое пространство, которое помогает правильно расставлять акценты. При этом отдельные элементы должны быть сгруппированы и организованы так, чтобы читалась иерархия и приоритетность. Разные элементы могут иметь разный размер или быть разнесены таким образом, чтобы «вести зрителя» — заставлять его взаимодействовать, листать, рассматривать и изучать, чтобы сначала он увидел основной элемент, затем перешел к другой секции. Адекватно оценить все эти нюансы без опыта очень трудно. Если доверия к дизайнеру нет, то имеет смысл обратиться к независимому эксперту. Например, вы можете нанять арт-директора, который проследит за ходом работ и даст свои советы. 

Задайтесь вопросом, привлекает ли дизайн внимание

Дизайн должен помогать продукту стать успешнее, а значит, он должен привлекать к себе людей и запоминаться. Приманкой может быть цветовая схема, фотография, рубленость (или, наоборот, необычайная плавность) линий, необычная шрифтовая композиция и так далее. Произвести впечатление может яркая фраза, цитата или слоган, соответствующие философии продукта или компании. Все вместе — логотип, сайт, брошюры, этикетки и прочее — должно складываться в фирменный стиль, который окружает клиента и дает ему понять, что этот продукт или компания отличается от других.

Команда дизайнеров Kindbeetle работала над самыми разными логотипами, упаковками, рекламными кампаниями и стилями — от бренда города Иннополис до оформления коробок «Додо пиццы». Примеры работ можно увидеть по ссылке.

Оцените иллюстрации — они играют важную роль

Иллюстрации задают определенный характер и настроение. Но дизайнер далеко не всегда умеет рисовать. Поэтому для иллюстраций, скорее всего, придется привлечь отдельного специалиста. Для начала стоит присмотреться, что и как рисует иллюстратор, потом показать ему примеры, которые нравятся вам. Но, как правило, каждый иллюстратор хорош в своем стиле, и заставлять его рисовать в кардинально другой манере — это насилие и пустая трата времени. Также не нужно воспринимать иллюстратора как экстрасенса, который будет угадывать все фантазии заказчика. Идеи и задачи должны быть максимально конкретными. Стоит учитывать, что на одну картинку может уйти несколько дней и дедлайн «вчера» тут не годится.

Иллюстрацией тоже занимаются в Kindbeetle. Иллюстраторы не просто рисуют картинки, но и стараются, чтобы они выполняли определенные задачи. Например, для одного проекта это могут быть гравюры в эстетике старинного травника, а для другого — яркие комиксовые персонажи.

Проверьте дизайн на плагиат

Если заказчик заплатил дизайнеру за сайт, буклет или логотип, это не значит, что он автоматически получил права на все использованные в нем элементы дизайна — изображения и шрифты. Дизайнер мог просто скачать картинки и шрифты из интернета, не имея на них лицензию. В итоге разработчик шрифта или фотограф может подать на заказчика такого дизайна в суд и потребовать компенсацию. Если в выполненном проекте есть графические изображения, дизайнер должен подтвердить, что права правообладателей не нарушаются: например, он может привести ссылки на использованные фотобанки. Если дизайнер брал коммерческие шрифты, он должен предупредить об этом клиента и дать ссылку на сайт, откуда эти шрифты можно выкупить. 

Обращайте внимание на мелочи

Дизайн должен давать понять, что продукт качественный и надежный. Мелкие, неряшливые детали — вылезшие пиксели, невыровненные абзацы и межстрочные интервалы, ошибки в коде, фотографии низкого разрешения, плохая полиграфия и неотредактированный текст — способны испортить даже самые гениальные идеи. Такая неаккуратность бросает тень и на продукт, и на компанию заказчика.