Перейти к материалам
истории

История самой популярной консоли Microsoft подошла к концу. Компания отключила онлайн-магазин Xbox 360 За что мы запомним эту приставку

Источник: Meduza

29 июля компания Microsoft закрыла цифровой магазин Xbox 360. Теперь владельцы консоли не могут покупать игры и дополнительный контент на этой платформе. Магазин продержался почти 18 лет — дольше, чем у любой другой консоли (хотя у PlayStation 3 еще есть шанс побить этот рекорд). Это решение Microsoft фактически ставит точку в истории самой успешной игровой системы компании. «Медуза» вспоминает, за что геймеры полюбили Xbox 360.

Ни одна другая консоль Microsoft не смогла повторить успех Xbox 360

Xbox 360 вышла в ноябре 2005 года и продержалась больше десяти лет. Производство остановили в апреле 2016-го, но даже после этого Microsoft продолжила поддерживать онлайн-сервисы консоли, а разработчики — выпускать игры для нее. За все время в мире было продано не меньше 85 миллионов Xbox 360, и до сих пор она остается самой успешной игровой системой Microsoft.

Изначально в онлайн-магазине Xbox 360 можно было покупать лишь небольшие игры, существующие только в цифровом виде. Также пользователям были доступны демоверсии и дополнения. Позже появилась возможность покупать цифровые копии игр, вышедших на дисках, в том числе сразу в день релиза.

Закрытие цифрового магазина не означает, что пользователи полностью лишились доступа к каталогу игр для Xbox 360. Они по-прежнему могут использовать физические копии на дисках, загружать купленные ранее цифровые версии, а также играть в некоторые из них по обратной совместимости на более современных платформах — Xbox One или Xbox Series X|S. Тем не менее сотни игр и дополнений стали недоступны. 

«Сегодня цифровой магазин Xbox 360 закрывается навсегда, убирая с рынка сотни игр и дополнений и не оставляя возможности легального доступа к ним. Мы работаем над исправлением закона об авторских правах для сохранения игр, но сейчас мы решили, что торт не повредит»

На Xbox 360 вышли лучшие части Gears of War и Halo. А еще — множество других отличных игр

Последние десять лет едва ли не перед каждой крупной презентацией глава Xbox Фил Спенсер обещает геймерам представить «лучшую игровую линейку» за все время существования бренда. Но представления владельцев консолей и руководства Microsoft о хороших играх часто расходятся. Во времена Xbox 360 все было иначе — компания фокусировалась на создании новых игровых серий и гораздо активнее развивала уже существующие.

Именно на этой консоли появилась первая трилогия шутеров Gears of War, которую, если судить по оценкам СМИ, не смогла превзойти ни одна из последующих частей серии. На ней же вышла последняя ролевая игра Fable — неидеальная, но интересная и смешная (чего ждать от грядущего перезапуска — пока непонятно). Еще одна важная игра, вышедшая на консоли — Halo: Reach. Многие фанаты и журналисты до сих пор считают ее лучшей частью серии.

Трейлер Halo: Reach — Deliver Hope
HaloBaseLegend

Кроме того, Microsoft привлекала на свою консоль сторонних издателей. Владельцы Xbox 360 первыми смогли поиграть в космическую ролевую игру Mass Effect и раньше обладателей PS3 познакомились с утопическим миром шутера BioShock. И возможно, главное достижение руководства компании — первые два дополнения для Grand Theft Auto IV в течение некоторого времени оставались эксклюзивом Xbox 360. По слухам, эта сделка обошлась Microsoft в 50 миллионов долларов. Но это не такая большая сумма, чтобы привлечь внимание фанатов одной из самых известных игр в истории.

Разработчикам удалось создать быстрый и надежный сетевой сервис для совместной игры и общения

Существует популярное мнение, что седьмое поколение консолей стало последним, когда качественный скачок между новыми и старыми приставками был действительно заметен. Именно поэтому оно так запомнилось пользователям. С выходом Xbox 360 и PS3 у геймеров появились игры с HD-графикой, а главное — полноценные онлайн-сервисы. Консоли следующих поколений не смогли предложить чего-то столь же инновационного.

Эволюционировавший сервис Xbox Live позволил людям во всем мире полноценно играть по сети и общаться между собой в голосовом чате. Многие владельцы Xbox 360 называли его более удобным, быстрым и надежным по сравнению с конкурентами.

В какой-то момент Microsoft даже заказала независимое исследование, которое подтвердило преимущество Xbox Live над сервисом Sony. Беспристрастность этого документа можно поставить под сомнение, но у Xbox действительно никогда не было таких масштабных сбоев и утечек данных, как у конкурентов.

Ларри Херб, также известный как Major Nelson, проработал в Microsoft более 20 лет. Он был одним из главных спикеров Xbox на протяжении долгого времени. Херб покинул компанию в 2023 году.
«Прошло почти 19 лет, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Онлайн-магазину Xbox 360 осталось существовать около 24 часов (или около того).
Мне было приятно делиться с вами информацией о тысячах распродаж и обновлениях все эти годы.
Спасибо за веселье, честную игру и ваши отзывы…»

Сенсор Kinect стал лучшим устройством для вечеринок — и людей, которые не играют в игры

Большинство игроков относится к Kinect довольно прохладно. Специальный сенсор, который мог распознавать движения человека, вышел в 2010 году и предложил новый способ управления в играх. Геймеры, привыкшие к точному управлению с геймпада, жаловались, что оно плохо считывает жесты. А игры, созданные специально для Kinect (например, танцевальные симуляторы), казались им слишком примитивными.

Однако Kinect смог выполнить свою задачу — расширил аудиторию Xbox 360 за счет людей, которые раньше не интересовались играми или считали их слишком сложными. Сенсор даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстро продаваемое устройство потребительской электроники. А всего за два с небольшим года Microsoft продала более 24 миллионов Kinect.

Но развить этот успех не получилось. Вышедшая осенью 2013 года консоль Xbox One (в комплекте с усовершенствованным Kinect) по ряду причин продавалась плохо. В конечном итоге Microsoft отказалась от сенсора, чтобы сделать новую приставку более дешевой и доступной.

Трейлер Kinect для Xbox 360
VIP3RSW1TCH

 

Xbox 360 запомнится яркими (хоть и немного безумными) презентациями

Большинство современных презентаций Xbox — просто нарезка трейлеров, которую изредка перебивают выступления топ-менеджеров. И пусть это не самый очевидный повод для ностальгии, иногда не хватает легкого безумия, которое было раньше. Последний действительно запомнившийся эпизод — появление на сцене Киану Ривза, который презентовал игру Cyberpunk 2077. Но это было больше пяти лет назад, и актер выступал просто в качестве приглашенной звезды.

Вряд ли кто-то запомнит однообразные выступления Фила Спенсера. А вот вице-президента Microsoft Питера Мура, который раскрыл дату релиза Halo 2 с помощью (якобы) татуировки, а два года спустя, в 2006-м, повторил этот трюк с анонсом Grand Theft Auto IV, многие фанаты консоли помнят до сих пор.

Анонс GTA IV на выставке E3-2006
gtavideos

«Медуза»

Фото на обложке: CaptNorth / Shutterstock.com