Перейти к материалам

Диджеи просто ставят подряд песни? А зачем они крутят ручки с серьезным видом? Стыдные вопросы о диджеинге

Кажется, нет более приятного и легкого занятия, чем диджеинг. Не работа, а в прямом смысле вечеринка: ставишь любимые треки, а публика под них танцует и веселится. Но на деле не все так просто. Вместе с MSI — производителем компьютерной техники — отвечаем на частые вопросы о том, чем именно занимаются диджеи от заката до рассвета.

Диджеями называют всех подряд. На радио — диджей! Друг музыку с телефона ставит — диджей! Так диджей — это все-таки кто?

История термина «диск-жокей», который с годами сократили до «диджея», может запутать еще больше. Первым диск-жокеем назвали американского радиоведущего Мартина Блока: он придумал ставить музыку между выпусками новостей, а потом стал вести собственное (и очень популярное) музыкальное шоу Make Believe Ballroom. Получил он такой титул от журналиста Уолтера Уинчелла в 1935 году — а уже в 1943 году британец Джимми Сэвил начал устраивать первые джазовые вечеринки и называть себя диск-жокеем. Также, как утверждал Сэвил, в 1947 году он был первым, кто решил ставить пластинки непрерывно друг за другом на двух стоящих рядом проигрывателях (тогда еще граммофонных). 

С тех пор и проигрывание музыки на радио, и особый порядок воспроизведения треков перед публикой называется диджеингом — и да, диджеем можно называть любого, кто проделывает одну из этих двух операций. Дальше мы будем говорить только о том диджеинге, который никак с радио не связан.

Диджей просто ставит подряд песни? Так все могут!

Диджеем правда может быть каждый, но для того, чтобы стать хорошим диджеем, нужно много практики. Необходимо не просто ставить песни друг за другом, а подбирать их так, чтобы они соответствовали времени и месту, чтобы из них получался настоящий сет: например, связка в рамках одного жанра, настроения, года создания, чего угодно. Кроме того, треки стоит сводить между собой, чтобы не было пауз, а люди не переставали танцевать. 

Но больше всего диджеев ценят за другое, а именно за отбор треков и их музыкальный кругозор. В профессиональной среде это называют селекцией, а диджея-эрудита зовут селектором. 

Сведение треков происходит прямо во время сета? Или это заготовка?

Главное условие диджеинга: все происходит в режиме реального времени. Есть диджеи, которые используют заранее сведенные миксы, но это дурной тон (правда, некоторые делают заготовки двух-трех сведенных треков, чтобы иметь возможность отойти в туалет). При этом многие большие фестивальные диджеи предпочитают скакать под уже записанный сет — отчасти это связано с тем, что лазеры, фейерверки и прочие эффекты тщательно сверяются с таймингом выступления и порядком треков. Но это касается далеко не всех диджеев, выступающих на крупных площадках, и работа диджея чаще всего заметна, если за ним понаблюдать. Если он правда выбирает трек за треком, вы это увидите.

Впрочем, настоящий сет тоже может быть тщательно отрепетирован. Если диджей находится в туре и у него ограниченное количество пластинок, ему проще загодя выверить идеальную последовательность треков. А можно заготовить некоторые сводки заранее — диджейские программы и проигрыватели позволяют перед сетом запомнить идеальное время для начала композиции. Более того, у многих диджеев есть любимые сочетания треков, которые они время от времени повторяют. 

Но обычно диджеи полагаются на интуицию и готовят лишь примерный список треков; правда, если во время сета что-то пойдет не так, то придется выкручиваться.

Диджей может играть на чем угодно? Или профи играет только на виниле?

Существует так много вариаций диджеинга, что пуризм в его отношении тоже бывает разным. Кто-то считает, что настоящие диджеи играют только с винила, кто-то — что они обязательно пользуются флешками. На самом деле эта битва будет вечной, а играть можно на чем угодно. Во время любого сета могут найтись недовольные, но для большинства слушателей носители не важны, когда диджей играет хорошо. Это могут быть пластинки, флешки, компакт-диски, кассеты и, конечно же, ноутбук. За всем этим стоит ухаживать: физические носители царапаются, и им мешает пыль, флешки нужно правильно форматировать, а память ноутбука не следует нагружать.

MSI Creator Z16 — мощный ноутбук, который создан специально для творчества. Для того, чтобы создавать контент. Он подойдет дизайнерам, художникам, предпринимателям, видеографам и, конечно, диджеям. Его процессор Intel® Core™ i9 11-го поколения (восемь ядер с Turbo-частотой до 4,6ГГц!) справится с самыми разными творческими сценариями и любой нагрузкой. А корпус выполнен на высокоточном фрезерном станке — поверхность ноутбука лунно-серого цвета переливается на свету (под лучами софитов самое то).

Диджеинг — это еще и очень дорого? Нужна ведь целая гора аппаратуры! 

Большинство мест, где играют диджеи, уже имеют свою аппаратуру или арендуют ее для вечеринки, так что диджею не нужно заботиться о микшерном пульте, проигрывателях и стереосистеме. Главное — иметь свои наушники, которые легко надеть на одно ухо и быстро снять (важно, чтобы у шнура был разъем 6,3 миллиметра). Даже флешку достаточно принести только одну (вторую если только про запас): большинство современных диджейских проигрывателей синхронизируются между собой. Если диджей играет с винила, то обычно он приносит свои иглы. 

С теми, кто играет с ноутбука, все индивидуально. Самый простой сетап — это ноутбук с установленными программами Traktor, Ableton Live, Virtual DJ, в которых диджей сводит аудиофайлы. Вместо неудобного управления тачпадом и курсором диджеи часто используют миди-контроллеры, которые подключаются к ноутбуку по USB. Обычно это устройство в виде сдвоенных проигрывателей и микшерного пульта в миниатюре. Оно позволяет контролировать скорость треков, громкость, звуковые эффекты не только на экране ноутбука, но и с помощью физических джогов, ручек и кнопок.

Некоторые диджеи играют с ноутбука, используя микшер и виниловые проигрыватели вместо миди-контроллера. Для этого нужна особая аудиокарта и пластинки с кодовым сигналом. Когда сигнал передается в компьютер, то программа (например, Traktor Pro или Serato DJ) синхронизирует его со звуковым файлом. Если диджей меняет громкость на микшере, ускоряет или замедляет пластинку с кодом, все то же самое происходит с проигрываемым аудиофайлом. В итоге диджей может проигрывать mp3 с компьютера, но управлять процессом сведения с микшера и виниловых проигрывателей.  

В ноутбуках MSI Creator Z16 стоит мобильная видеокарта от RTX 3060 — благодаря ей и мощному процессору можно работать параллельно в нескольких тяжелых программах, и при этом ничего не будет зависать, отключаться и тормозить. Во время выступления это особенно важно! Кроме того, ноутбук поддерживает технологии искусственного интеллекта, ускоряющие приложения по созданию мультимедийного контента. Изображение при этом выводится на дисплей с высокой точностью цветопередачи и разрешением до 1440p.

Диджеи ставят несколько треков одновременно, а еще скретчат, двигают пластинки туда-сюда. И все время ЧТО-ТО крутят на пульте. Это обязательно?

В первую очередь эффекты на микшерном пульте нужны, чтобы свести треки или слегка изменить музыку, а вместе с ней и темп танца. Иногда требуется повысить уровень громкости трека или определенных частот — для этого тоже крутятся ручки. Существует предубеждение, будто диджей не должен просто ставить треки и сводить их, иначе можно подумать, что это слишком простая задача. Поэтому многие пользуются эффектами, убирают громкость на долю секунды — словом, стараются показать, что заняты делом. Любимый эффект диджеев, флэнжер, придает треку «плавающее» звучание.

Скретчингом (эффект, основанный на движении звуковой дорожки взад и вперед) сейчас занимаются единицы, а вот умение сводить несколько треков сразу дается нелегко, но действительно считается высшим умением. Некоторые диджеи играют в сетах заранее подготовленные комбинации треков, которые называются мэшапами: элементы нескольких композиций соединяются в них так, что получается что-то совсем новое, чаще всего это дорожка голоса поверх инструментальной версии. Однако это не всегда необходимо: диджей-сет в клубе отличается от сета в баре, а домашняя вечеринка совсем не похожа на свадьбу. Перечисленные навыки, безусловно, полезны для диджея, но некоторым из них совсем не нужны.

Диджеи, как и музыканты, работают в рамках конкретных направлений? Техно-диджей не будет ставить рок?

Электронные жанры гораздо проще сводить, но в целом все зависит от обстоятельств: ставить можно и рок, и джаз, и, при желании, классическую музыку. Чем шире у диджея кругозор и многограннее вкус, тем лучше: уместен любой неожиданный выбор, если он хорошо сработает. Как и со сведением, здесь нет тактики, которая подходит каждому: есть диджеи, которые стараются держаться в рамках одного жанра или даже его узкого направления, есть те, кто предпочитает ставить все подряд, есть те, кто ставит музыку в зависимости от темы вечеринки. Однако умение удивить толпу — одно из самых важных для диджея качеств, так что строго жанровых диджеев на самом деле не так уж и много. В техно-клубе иногда может звучать и Ольга Бузова в обработке — и в этом нет ничего из ряда вон.

Как стать диджеем? Этому вообще где-то учат?

Есть много школ диджеев, а некоторые профессионалы могут поделиться с вами знаниями в рамках частных уроков (особенно если вы с ними уже знакомы). 

Школы диджеев довольно часто не ограничиваются только диджеингом: там рассказывают и о музыкальном продюсировании, и о местах, где стоит искать и покупать музыку. Чаще всего там учат сводить электронные жанры — а это и правда необходимая база, после которой диджей сможет сводить что угодно с чем угодно. Наконец, никто не отменял YouTube и Reddit, которые ответят на большинство вопросов начинающих диджеев, а дальше уже бесконечная и постоянная практика.

Есть что-то, чего диджею нельзя делать?

Диджею точно не стоит пить перед сетом, терять флешки, забывать зарядить ноутбук. Также лучше отключиться от интернета (иначе весь танцпол будет знать, когда придет письмо или позвонят через FaceTime). Нужно держать в голове, с чего он начнет сет и чем его закончит, а также помнить: если никому вокруг не понравится музыка, придется что-то поменять. Диджей — это тот человек, от которого зависит, в какую сторону пойдет вечеринка, но он одновременно и ведом толпой, и управляет ею. Принимать заявки вовсе не обязательно — хотя, если диджей играет на дне рождения или свадьбе, именинник или молодожены могут просить о чем угодно. Самое главное — не играть одно и то же. Разнообразие очень ценно.

С ноутбуком MSI Creator Z16 можно не переживать за заряд: батарейка 90 Втч обеспечивает долгую автономную работу плюс имеет функцию быстрой подзарядки. Ноутбук также оснащен беспроводным модулем стандарта Wi-Fi 6 — он обеспечивает высокую скорость, низкую латентность и повышенную стабильность даже в сетях с большим числом пользователей. А система охлаждения Cooler Boost Trinity+ включает в себя вентиляторы с очень тонкими лопастями — всего 0,1 мм толщиной. За счет этого поток воздуха усиливается, что помогает избежать перегрева компонентов.

Есть правила хорошего диджей-сета?

Считается, что в успешном диджей-сете все идет по нарастанию: сначала самые медленные треки, а затем постепенно темп повышается. При этом, конечно, диджею необходимо следить за тем, как ведет себя публика: нужно не дать ей выдохнуться и время от времени ставить что-то для передышки. 

Другое профессиональное правило — во время сведения одновременно должны играть не больше трех инструментов, иначе получится каша. Например, если бас и барабаны играют из одного трека, то в другом их должно быть по минимуму. Так треки не будут перебивать друг друга, а переходы станут еще незаметнее и плавнее. Для этого диджей использует ручки эквалайзера на микшере, поочередно убирая и добавляя разные частоты.

Сделано в продано!

Фото на обложке: Keegan Checks / Pexels