партнерский материал

30 величайших клипов в истории музыки. Часть вторая: 1979–1988

Meduza

«Медуза» вместе с YouTube Music продолжает большой проект о величайших клипах всех времен. Это мини-учебник по истории музыкальных видео, состоящий из пяти частей — по одной на каждое десятилетие. Во втором выпуске рассказываем о музыкальных видео, вышедших в период с 1979 по 1988 год: танцующие ассасины, эксперименты с техникой анимации и визуализация известного романа.

Первую часть читайте здесь, она посвящена заре клипмейкерства.

Как мы это сделали

13 экспертов составили для нас списки лучших клипов за последние 50 лет. Получилось больше 300 музыкальных видео. Потом мы выбрали 30 клипов, которые эксперты называли чаще всего, и попросили их объяснить, почему эти видео стоит смотреть. Клипы, которые не вошли в основной список, мы добавили в конце материала — они тоже классные.

  • Журналист, культуролог и создатель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин
  • Концертный промоутер, организатор фестивалей «Боль» и Moscow Music Week, соучредитель клуба Pluton Степан Казарьян
  • Программный директор радио «Серебряный дождь» Влад Микеев
  • Музыкальный продюсер Маруся Саяпина
  • Музыкальный менеджер Глеб Лисичкин
  • Редактор The Flow Николай Редькин
  • Директор по маркетингу концертного агентства Pop Farm Евгения Филимонова
  • Музыкальный журналист, переводчик, ведущий радиопрограммы «Хождение по звукам» Лев Ганкин
  • Создательница интернет-издания о новой русской музыке «Сторона» Надежда Самодурова
  • Редактор Wonderzine Дмитрий Куркин
  • Автор телеграм-канала о музыке «Sobolev//Music» Олег Соболев
  • Журналист Георгий Биргер
  • Диджей и исследователь поп-культуры Артем Макарский

Pink Floyd «Another Brick in the Wall», 1979 год

Маруся Саяпина, музыкальный продюсер

В этом музыкальном видео использованы кадры из фильма «Pink Floyd: The Wall», но не только — некоторые сцены снимались специально для клипа. За анимационные эпизоды отвечал британский карикатурист и аниматор Джеральд Скарф. До этого он работал над концертными видео Pink Floyd и их клипом «Welcome to the Machine». Он же — автор обложки альбома «The Wall». Помню, в детстве я могла часами разглядывать обложки пластинок Pink Floyd. А на вечерний просмотр видеокассеты с фильмом «The Wall» родители приглашали гостей. Нам, детям, первое время не разрешали смотреть фильм целиком: пускали в гостиную только на мультипликационные эпизоды — про марш шагающих молотков или учителя, который проворачивает детей через мясорубку. Песне «Another Brick in the Wall» мы подпевали хором из детской.

Клип «Another Brick in the Wall» и альбом «The Wall» на YouTube Music

Майкл Джексон «Thriller», 1983 год

Николай Редькин, редактор The Flow

До «Thriller» музыкальные видео долгое время считались бедными родственниками «большого» кинематографа. Но эта снятая профессионалами короткометражка сравняла счеты. Видео на «Thriller» на долгое время стало недостижимым идеалом клипмейкинга и положило начало эпохе дутых бейсбольных курток, групповых танцев и повальной страсти к ужастикам. На пике популярности Джексона MTV показывал 14-минутный «Thriller» два раза в час.

Клип и альбом «Thriller» на YouTube Music

Бонни Тайлер «Total Eclipse of the Heart», 1983 год

Дмитрий Куркин, редактор Wonderzine

Музыкальные видео начала восьмидесятых — окно в эпоху невинности. Тогда все уже поняли, что клипы нужны, но никто не знал, как их делать. А главное — что это вообще такое. Короткометражный фильм? Длинный рекламный ролик? Одним из первых, кто увидел в клипах потенциал, стал австралиец Рассел Малкэхи. Это режиссер фильма «Горец» и чемпион клипового монтажа — приема, который в девяностые отшлифуют модные киношники вроде Аронофски, Лурмана и Ричи. Рассел Малкэхи снял для Бонни Тайлер музыкальное видео, которое выглядит квинтэссенцией китча. Голуби, танцующие ассасины, человек со светящимися глазами, развевающиеся занавески (фирменная фишка Малкэхи) и качающиеся люстры, а посреди этого — мечущаяся Бонни Тайлер. Они серьезно? Похоже, что да. Неудивительно, что уже в эпоху YouTube клип удостоился особого памятного знака — так называемой буквальной версии, в которой текст песни заменили на описания эксцентричного видеоряда.

Клип «Total Eclipse of the Heart» и альбом «Faster than the Speed of Night» на YouTube Music

Talk Talk «Such a Shame», 1984 год

Олег Соболев, автор телеграм-канала о музыке «Sobolev//Music»

Песня «Such a Shame» вдохновлена романом Люка Райнхарта «Дайсмен, или Человек жребия». Это вышедшая в начале 70-х книга о психотерапевте, который выбирает, как поступить в той или иной ситуации, с помощью игрального кубика. Клип же на «Such a Shame» — визуальная попытка передать замысел романа: вокалист Talk Talk Марк Холлис на фоне черной занавески и киноэкрана исполняет шесть разных ролей. Получается эффектный театр одного актера. Позже группа Talk Talk вместо поп-музыки стала записывать лютые авангардные альбомы, ставшие первой классикой построка. А Холлис записал сольный альбом и ушел из музыки, чтобы больше времени проводить с семьей.

Клип «Such a Shame» и альбом «Itʼs My Life» на YouTube Music

Интересный факт о клипах 80-х от YouTube Music

Самая популярная группа восьмидесятых на YouTube — Guns 'N' Roses. Пользователи сервиса посмотрели клип «November Rain» больше миллиарда раз.

A-ha «Take on Me», 1984 год



Глеб Лисичкин, музыкальный менеджер

В 1983 году прилипчивая песня «Take on Me» успешно штурмовала хит-парады в родной Норвегии, но не имела успеха на мировом рынке. Ситуацию изменил Стив Бэррон, который снял клип на этот трек. Режиссер использовал инновационную по тем временам технику ротоскопирования — соединил киносъемку и анимацию. За четыре месяца художники сделали 3000 карандашных скетчей и превратили их в мультфильм. Работа окупилась сполна — видео принесло a-ha первое место в чарте Billboard. Романтическая история нарисованного Мортена Харкета продолжилась в следующем клипе группы — «The Sun Always Shines on TV». Бэррон, кстати, снял для a-ha еще полдюжины видео, но они, на мой взгляд, куда менее интересны.

Клип «Take on Me» и альбом «Hunting High and Low» на YouTube Music

Питер Гэбриел «Sledgehammer», 1986 год

Артем Макарский, диджей, исследователь поп-культуры

«Sledgehammer» стал одним из первых клипов, в котором использовалась покадровая анимация, — и он довольно сильно повысил планку для всех, кто дальше делал что-то подобное. Зарождение жизни, звездное небо, история искусств от Арчимбольдо до Поллока — в этом клипе как будто попытались уместить слишком много всего. Получилось абсурдно и довольно весело. Понятно, что для 1986 года видео стало прорывом, но даже сейчас оно смотрится очень свежо. Возможно, как раз благодаря попытке сделать клип максимально разнообразным — как по темам, так и по технике исполнения. Над знаменитым танцем вареных куриц, к слову, работал аниматор Ник Парк, который потом придумает Уоллеса и Громита.

Клип «Sledgehammer» и альбом «So» на YouTube Music

Что еще называли эксперты:

Что такое YouTube Music и чем он отличается от обычного YouTube?

На YouTube Music можно найти песни популярных артистов, а еще редкие альбомы, миксы, каверы, любительские записи и клипы. Это полноценный музыкальный стриминг-сервис. Но в YouTube Music, в отличие от обычного YouTube, удобно слушать музыку на телефоне: дорожка не встает на паузу, когда вы сворачиваете окно браузера или блокируете экран. Треки можно слушать онлайн или сохранять в телефоне. Месячная подписка через Google Play стоит 169 рублей, через App Store — 229 рублей. А первый месяц вообще бесплатно.

Совет для пользователей YouTube Music: Сервис может изучить ваши музыкальные вкусы и на их основе составить плейлист. Для этого нужно запустить воспроизведение подборки «Ваш микс» в разделе «Избранное» на главной странице. А еще есть готовые плейлисты для разных настроений и ситуаций: например, для дождливого дня или девичника.