Перейти к материалам
истории

10 лучших фильмов 2018 года (и три бонусом): выбор Антона Долина «Остров собак», «Дом, который построил Джек», а еще Спилберг и Куарон

Источник: Meduza

Война Анны

Алексей Федорченко, Россия

International Film Festival Rotterdam

Минималистский шедевр режиссера из Екатеринбурга — тихая сенсация года и, возможно, самый откровенный и изобретательный фильм на тему Холокоста, снятый в России. Шестилетняя девочка (сногсшибательная роль Марты Козловой) прячется в каминной трубе немецкой комендатуры целые дни, месяцы, годы; за пределами ее маленького мира идет большая война. Наша Анна Франк, наша Алиса в Зазеркалье. 

Дом, который построил Джек

Ларс фон Триер, Дания

RWV Films

Ок, это не самый великий и гармоничный фильм гения. Но гений есть гений. А его умение возмущать и отвращать с годами только совершенствуется. Трехчасовая философская хоррор-комедия о маньяке-убийце и его спуске в Преисподнюю — пожалуй, наиболее автобиографическая и откровенная картина Триера. Уже это одно делает ее безумно интересной. Хотя не только это. 

Магазинные воришки

Хирокадзу Корээда, Япония

RWV Films

На первый взгляд — трогательная, мастерски сделанная мелодрама о семье бедняков: живут в тесноте, да не в обиде, подворовывают по мелочи в супермаркетах. Но смотришь фильм все дальше и начинаешь понимать, что эта милая история обладает колоссальной подрывной силой. Она ставит под сомнение институт семьи как таковой и предлагает тот вид солидарности, который, по сути, находится под запретом в современном социуме. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.

Моего брата зовут Роберт, и он идиот

Филип Гренинг, Германия

Minsk International Film Festival Listapad

Экстремальный фильм режиссера-экспериментатора и интеллектуала. Брат и сестра готовятся к выпускному по философии и читают соответствующую литературу, от Блаженного Августина до Мартина Хайдеггера. Их цель — исследовать природу времени. Надо ли добавлять, что все заканчивается инцестом, убийством и поджогом бензоколонки? Играть с Хайдеггером еще опаснее, чем с огнем. 

На границе миров

Али Абасси, Швеция

ВОЛЬГА

Удивительно чуткая работница таможни раскрывает сеть педофилов и встречает мужчину своей мечты; он ест насекомых и боится грозы. Самый жанрово-неопределимый и увлекательно-неожиданный фильм года: детектив, страшная сказка, эротика, мелодрама, черная комедия — все вместе и сразу. Урожденный иранец и гражданин Швеции Абасси работает с национальной мифологией так лихо, что сами скандинавы даются диву. Приз «Особый взгляд» Каннского фестиваля. 

Призрачная нить

Пол Томас Андерсон, Великобритания-США

Universal Pictures Russia

Изысканная и меланхолическая драма о любви и одержимости, искусстве и ремесле, близости и дистанции. Снимая в Лондоне, американский перфекционист Андерсон, подобно своему кумиру Кубрику, словно бы превратился в англичанина с его особым вниманием к тонкостям кроя и шитья. В этом ему помог Дэниэл Дэй-Льюис — возможно, крупнейший артист современности, сыгравший здесь свою последнюю роль. А еще в фильме колоссальный саундтрек гитариста Radiohead Джонни Гринвуда. 

Пылающий

Ли Чан-дон, Южная Корея

ПРОвзгляд

Таинственный и необычный фильм — вольная фантазия выдающегося режиссера и писателя Ли Чхан-дона на тему короткой новеллы Харуки Мураками, действие которой перенесено в Корею, а сюжет — продолжен и углублен. В основе действия — любовный треугольник и метафора того внутреннего огня, который заставляет человека совершать саморазрушительные поступки. Идея творчества как преступления неожиданно роднит эту картину с «Домом, который построил Джек». 

Рома

Альфонсо Куарон, Мексика

Netflix

Самый личный и мощный фильм режиссера, которого знают, в основном, по «Гарри Поттеру и узнику Азкабана» и «Гравитации». Он вернулся назад, в свое черно-белое детство в Мехико начала 1970-х, и снял кинороман о своей няне — отчасти правдивый, отчасти сфантазированный. Кино нечеловеческой красоты, одновременно демократичное и сложное. «Золотой лев» в Венеции. 

Слон сидит спокойно

Ху Бо, Китай

TIFF Trailers

Четырехчасовая неторопливая драма, постепенно переходящая в трагедию: история четырех незнакомцев в бесприютном туманном городе, где их траектории постепенно сходятся к одному месту — вокзалу, с которого они мечтают уехать. Молодой режиссер и писатель Ху Бо сделал свой дебютный фильм и еще до того, как тот вышел в прокат, покончил с собой. Эта талантливая, глубокая и неординарная работа — его завещание. 

Счастливый Лазарь

Аличе Рорвахер, Италия

Дом Кино

Два часа чистого прозрачного счастья. Провинциальной итальянской природы, не испорченных городской цивилизацией лиц и, кажется, что даже запахов. Итальянское кино, какого в Италии не делали много десятилетий, — поражающая своей пронзительной точностью притча Аличе Рорвахер о современном святом, приручившем волка и прошедшем сквозь время. Приз за сценарий в Каннах. 

Лучший блокбастер

«Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга, США

WBRussia

Фантастический драйв, который буквально распыляет в воздухе новый фильм ветерана Голливуда, некоронованного короля американского зрелищного кино, не может не завораживать. Вдохновенно комбинируя ретроэстетику, в известной степени порожденную его классическими картинами, с самыми отважными мечтами о виртуальном пространстве будущего, Спилберг вновь рассказывает рыцарскую сказку о простеце Парсифале, отыскавшем священный Грааль. 

Лучший мультфильм

 «Остров собак» Уэса Андерсона, США-Япония

20th Century Fox Russia

Рукотворный кукольный фильм мастеровитого и тщательного режиссера рассказывает парадоксальную историю дружбы мальчика и собаки, помещенную в антиутопическую Японию завтрашнего дня. Зрелище для фетишистов и детей, не наигравшихся в любимые игрушки: здесь их ждет настоящая сокровищница, забавная и абсурдистская. 

Лучший документальный фильм

 «Процесс» Сергея Лозницы, Нидерланды

Artdocfest

Бескомпромиссное концептуальное высказывание, из которого режиссер почти полностью себя удалил. Его дело — собрать архивные материалы показательного процесса начала 1930-х и предъявить их сегодняшней публике, ожидая ее реакции. Собственно, эта реакция (от восторга перед театрализованной фальшью до ужаса при виде оговаривающих себя невиновных) и есть главный эффект этой картины, одновременно архаичной и ультрасовременной. 

Антон Долин

Фото в анонсе: «Вольга»