Перейти к материалам
шапито

Что мы слушали в январе. Лучшая музыка по версии «Медузы»

Источник: Meduza
Кадр: SAVAGESBANDLONDON / YouTube

Savages — Adore Life

Дебютный альбом Savages был чем-то невероятным: напряженный постпанк британской группы, возглавляемой француженкой Дженни Бет, звучал исключительно свежо — в тот самый момент, когда этот жанр пора было снова хоронить. Десяти песен с первой пластинки хватило, чтобы Savages стали главной надеждой гитарной музыки. Чтобы закрепить этот статус, группа мощно концертировала, а также исполняла нетривиальные кавер-песни — например, что-нибудь из легендарных протопанков Suicide. В общем, от Savages захватывало дух, и очень хотелось увидеть, что будет дальше. 

Второй альбом группы — Adore Life — это все та же дикая энергия и все те же песни-манифесты о любви. Налицо и прогресс: Savages уже нельзя описать как «Siouxsie and The Banshees + Joy Division», потому что это совершенно самобытная рок-группа, причем одна из лучших. Стопроцентных хитов на Ador Life поменьше, зато тут почти нет песен, построенных на одном риффе — Savages стали разнообразнее и громче, и это, кажется, прекрасно. 

Savages — «The Answer»
SAVAGESBANDLONDON

Rihanna — ANTI 

К восьму альбому Рианны от девушки с песней про зонтик ничего не осталось. ANTI — это шероховатая пластинка без компромиссов в духе «пять синглов для рекорд-лейбла, остальное для себя»: скажем, на диск не попали FourFiveSeconds и Bitch Better Have My Money — едва ли не лучшие песни, когда-либо записанные Рианной. В ANTI певица отказалась от звездных гостей (за исключением Дрейка и SZA) и от стандартных хитовых аранжировок. Рианна — исполнительный продюсер альбома, она сама контролировала весь процесс; может быть, именно поэтому запись получилась такой удивительной и неровной. Дабстеп сменяется поп-припевом, затем гитарным соул-риффом, а потом — минималистичным Rʼn'B; тут бы и поинтересоваться — что вообще происходит и почему? 

ANTI немного напоминает последний альбом Майли Сайрус — абсолютно некоммерческий, затянутый, странный, но этим всем и интересный. Правда, Майли выпустила диск, не рассчитывая на прибыль; Рианна же на своем неплохо заработала, договорившись о сотрудничестве с Samsung. В итоге певица в первые сутки раздавала альбом совершенно бесплатно: за эти копии заплатила южнокорейская корпорация. 

К сожалению, ни одного клипа в поддержку альбома Рианна пока не выпустила. Диск можно купить в онлайн-магазинах iTunes и Google Music или послушать в стриминг-сервисе Tidal (не работает в России). 

Suede — Night Thoughts 

Лондонскую группу Suede обычно относят ко второму эшелону брит-попа, находящемуся в тени Oasis, Blur и Pulp, хотя на их счету как минимум несколько великих песен, без которых невозможно представить рок-музыку 1990-х. После неудачных записей 15-летней давности и распада группы Suede вернулись в 2013-м с альбомом Bloodspots — неплохим, но не более. Night Thoughts — совершенно другая история. Это выверенная запись, практически без слабых мест. Бретт Андерсон поет лучше, чем когда-либо, больше не прячется за многослойными наложениями собственного голоса — и вообще похож на актера театра драмы (неслучайно под выход альбома снят мрачноватый фильм). Новой Beautiful Ones у Suede, конечно, не появилось, но и задачи такой не было. Зато на Night Thoughts есть все лучшее, что было в брит-попе за всю его историю. 

Suede — No Tomorrow
Suede Official

Daughter — Not To Disappear

Первый альбом Daughter был посвящен любовной муке, расставанию и одиночеству. В написании песен об угасающих отношениях Daughter дошли до какого-то пугающего совершенства. Второй альбом не сильно веселее, но тематика немного поменялась: самая прилипчивая (и душераздирающая) песня альбома Doing The Right Thing — и вовсе о старости и болезни Альцгеймера. В другой песне — Alone/With You — Daughter, однако, вновь возвращаются к одиночеству и рассказывают, что лучше завести собаку, чем жить одной или с другим человеком. 

Daughter — «Doing The Right Thing»
Daughter

Tortoise — The Catastrophist

Влиятельная чигагская инструментальная группа Tortoise входит в число основоположников пост-рока, хотя в действительности они куда ближе авангардной джазовой сцене. С точки зрения композиции и гармонии музыка Tortoise довольно витиевата, что не сказывается на легкости восприятия. Нагромождения аккордов живут под танцевальный бит, полиритмия не ввергает в панику, настроение считывается с первых секунд; при этом необязательно следить, что вообще происходит в треке — а происходит что-то каждую секунду.

Tortoise выпускают альбомы крайне редко — примерно по диску раз в шесть лет, зато доводят их до совершенства. На The Catastrophist куда-то спряталась фирменная непредсказуемость Tortoise; возможно, благодаря этому альбом стал более цельным. Кроме того, Tortoise впервые экспериментируют с вокалом, но настолько осторожно, что голос вокалистки Yo La Tengo в песне Yonder Blue можно и не заметить. Зато кавер на Rock On Дэвида Эссекса, где поет Тодд Риттман из U.S. Maple, просто вышибает из кресла — ничего подобного Tortoise раньше не делали; это практически рок-песня, только вместо тяжелых гитар — грязные синтезаторы. 

Tortoise — Rock On
uncleanproduction

Chairlift — Moth

Лет пять назад альбом Moth инди-группы Chairlift показался бы визионерской работой; сейчас это просто актуальный поп-альбом, который прекрасно мог бы звучать в модном кафе (или на вечеринке, причем с первой песни до последней). Лидер Chairlift Кэролин Полачек на этом альбоме как будто прыгнула выше головы — речь и об уровне песен, и о вокале. Полачек, по ее словам, даже пришлось вернуться к старому преподавателю музыки, чтобы хорошо спеть то, что она придумала для этого альбома. 

Chairlift — Romeo
ChairliftVEVO

Milk Teeth — Vile Child

Молодая британская гранж-группа Milk Teeth мало чем отличается от Wolf Alice, Bully, Dilly Dally и других юношей и девушек, увлекающихся 1990-ми и мечтающими выпустить свой Nevermind. Главное их достоинство: Milk Teeth — это и правда ребята из соседнего двора, обыкновенные англичане, еще полтора года назад игравшие бесплатные концерты в лондонском панк-клубе (теперь они дают интервью музыкальным журналам как многообещающие дебютанты). А еще у Milk Teeth отличное чувство юмора и самодельные клипы, снятые в духе гранж-групп начала девяностых. Идеальный пример настоящего рока — без оглядки на то, что происходит вокруг, и без попыток угодить музыкальной прессе. Milk Teeth играют так, будто гранж не умер в начале нулевых. 

Milk Teeth — Brickwork (Official Music Video)
Hopeless Records

David Bowie — Blackstar

Вне зависимости от обстоятельств: ничего настолько монументального Дэвид Боуи не записывал уже очень давно. Попрощавшись с прямолинейным роком в предпоследнем альбоме The Next Day, на этот раз Боуи обратился к джазу и длинной форме (главный трек — больше девяти минут). Blackstar не пытается говорить о нашей эпохе; этот альбом как будто существует вне времени и музыкальных координат — это сам Боуи, какой он есть. Таким мы его и запомним навсегда. 

David Bowie — Lazarus
DavidBowieVEVO

Sia — This Is Acting

Новый альбом сонграйтера Сии Фурлер — фактически подборка песен, отвергнутых другими популярнейшими артистами. Описание не внушает оптимизма, но в действительности This Is Acting — очень крепкая запись, подчеркивающая сильные стороны голоса Сии. Главная его проблема — предсказуемость аранжировок (притом что песни хорошие); все это мы уже слышали сто раз, не только у Сии, но и у Рианны, Дэвида Гетты и других артистов, для которых она писала композиции. Ну, и нового Chandelier Сия, к сожалению, не сочинила. А кто придумал, с другой-то стороны. 

Sia — Alive
SiaVEVO

Massive Attack — Ritual Spirit

Небольшой EP из четырех песен — первое, что Massive Attack выпустили с 2010 года (после альбома Heligoland), и лучшее лет за десять. Тут все, что мы любим у Massive Attack, только немного другое — современнее и интереснее. Ritual Spirit — возвращение не только для Massive Attack, но и для бристольца Трики, который впервые за много лет записался с группой Роберта дель Найи. Трики, конечно, не переставал выпускать альбомы, но ни на одном из них не было песни, которая могла бы стать в ряд с Take It There (не говоря уже о его последнем диске, который вышел в январе 2016 года и звучит так, будто записан на айпаде в самолете за пару часов). Уже весной Massive Attack выпустят новый EP, а затем ожидается и новый альбом; если все будет так же хорошо, может получиться если не новый Mezzanine, то как минимум 100th Window. 

Massive Attack, Tricky & 3D — Take It There
MassiveAttackVEVO

Павел Борисов

Рига