Что мы слушали в ноябре. Лучшие альбомы месяца по версии «Медузы»
Oxxxymiron — Горгород
Самый ожидаемый альбом русского рэпа вышел внезапно: Оксимирон (Мирон Федоров) просто выложил его архивом у себя «ВКонтакте» — ни пресс-релизов, ни объяснений. Второй альбом оказался настолько не похож на дебютную пластинку «Вечный жид» (посвященную жизни в Лондоне), что многие фанаты были уверены: это всего лишь микстейп, а Мирон в очередной раз над всеми поиздевался. На деле же «Горгород» — концептуальный рэп-альбом со сквозным сюжетом о писателе Марке, который влюбился «не в ту женщину» и ввязался в некий антиправительственный заговор.
Фанаты Оксимирона уже проанализировали каждую строчку — трудно представить, чтобы такого внимания удостоился какой-то другой российский рэпер. Впрочем, Федоров никогда и не был похож на местного: и в силу жанра, в котором работает (Оксимирон вдохновляется британским граймом), и потому что полностью игнорирует характерные для гангста-рэпа темы «сучек», «пушек», наркотиков и денег. Слушать отечественный хип-хоп после «Горгорода» непросто; и даже недавний сольный диск Гуфа, претендовавший на роль лучшей рэп-записи года, смотрится на его фоне как-то простенько.
iTunes / Spotify / Google Music / Яндекс.Музыка / Deezer
Grimes — Art Angels
В 2012 году канадская певица Граймс (Клэр Буше) выпустила альбом Visions, записанный за три недели в примитивной программе Garage Band. Пластинка сделала ее суперзвездой независимой музыки. Новый альбом Граймс Art Angels получился полной противоположностью Visions: здесь много гитар (Граймс опять записывала альбом в одиночку и сыграла на всех инструментах) и куда меньше многоголосия; Буше перестала шептать, она то и дело срывается на крик. Благодаря Art Angels мы выяснили, что будет, если всю современную поп-музыку пропустить через голову 27-летней энергичной канадки. Сама Граймс выглядит уже не безумным экспериментатором, а полноценной поп-звездой — она пишет привязчивые песни, в тексты которых хочется вслушиваться.
iTunes / Spotify / Google Music / Яндекс.Музыка
Foo Fighters — Saint Cecilia EP
Так уж вышло, что главная рок-группа прямо сейчас (да и последние лет пять) — это трудолюбивые Foo Fighters. Новый EP группы Дейва Грола — подарок фанатам после многомесячного тура в поддержку последнего полноценного диска Sonic Highways. Пять песен для мини-альбома были записаны в отеле Saint Cecilia в Остине (который в итоге и дал название EP). Вечеринки, бесконечные коктейли «маргарита», джемы, новая жизнь давно забытых песен и полная спонтанность — так описывает Грол процесс записи. Однако результат ни по звуку, ни по качеству песен не отличается от обычного номерного альбома Foo Fighters.
Грола можно не любить хотя бы за его стремление превратить даже неудачное падение со сцены в рок-шоу, но, надо отдать ему должное, писать въедливые песни он научился. Saint Cecilia звучит точно как последние два альбома Foo Fighters и даже немного лучше: из-за своей краткой формы EP не успевает наскучить. Мини-альбом можно бесплатно скачать на специальном сайте, где также размещен призыв помочь пострадавшим в парижском теракте.
iTunes / Spotify / Яндекс.Музыка / Deezer
Arca — Mutant
В ноябре вышло сразу несколько значимых альбомов с непростой для восприятия электронной музыкой — диск Oneohtrix Point Never, новый альбом пионера дабстепа Kode9, Rustie (раздвигающий границы всех электронных жанров сразу), меланхоличный набор вдохновленных джазом пьес от Floating Points, и, конечно, второй альбом венесуэльского продюсера, соавтора Бьорк, FKA twigs и Kelela — Алехандро Герси, известного как Arca. Свой второй альбом Mutant 25-летний музыкант выпустил ровно через год после дебютного Xen. И если его первая работа была демонстрацией навыков, то второй диск — это собственный взгляд на музыку и ее развитие.
На Mutant практически нет бита и повторяющихся кусков: все грохочет и шумит, чтобы сначала перейти в задумчивую щелкающую мелодию, а затем вновь рассыпаться на осколки. Иногда альбом кажется нагромождением звуков — здесь нет ни одной композиции, под которую можно танцевать или хотя бы кивать в головой в такт, ничего не осталось и от привычной песенной структуры. Mutant похож на записи звуков живой природы, под которые приятно засыпать. Только в изложении Arca естественные шумы, воспроизведенные синтезаторами, превращаются в эмоциональные композиции без конца и начала.
iTunes / Spotify / Google Music / Deezer
Jamie Woon — Making Time
После впечатляющего дебютного альбома Mirrorwriting, к успеху которого руку приложил гений дабстепа Burial, Джейми Вун молчал четыре года — и на второй пластинке совсем ушел в классический соул. Тихий, проникновенный и сексуальный голос Вуна теперь живет в аранжировках, которые легко воспроизвести живьем. Making Time похож на какой-нибудь альбом Принса начала двухтысячных, если убрать оттуда весь фанк (да и вообще почти все лишнее убрать).
Когда Вун только выпустил первый альбом, его сравнивали с другими британскими музыкантами, смешивающими соул и электронику — в первую очередь с Джеймсом Блейком. На фоне лондонского вундеркинда Вун, конечно, выглядел бледновато, но сейчас, похоже, он обнаружил свою нишу в минимализме. На Making Time нет ничего лишнего, ни один инструмент не переигрывает, а Вун в совершенстве научился владеть своим голосом. Making Time — наглядное подтверждение того, как важно иногда не пытаться угнаться за духом времени, а просто делать свое дело.
iTunes / Spotify / Google Music / Яндекс.Музыка / Deezer