Перейти к материалам
шапито

Что мы слушали этой весной: лучшие альбомы по версии «Медузы»

Источник: Meduza
Фото: Stian S. Moller / Gonzales Photo / The Hell Gate / Corbis / Vida Press

«Медуза» подводит итоги музыкальной весны 2015 года. Только из-за одного Кендрика Ламара ее следует признать удачной, а ведь еще вышел первый за 12 лет альбом Blur! Подборка, как обычно, максимально субъективная — здесь именно те альбомы, которые мы в последние три месяца слушали сами. 

Kendrick Lamar — To Pimp A Butterfly

Главный вопрос года — кто выпустит лучший рэп-альбом, Кендрик Ламар или Канье Уэст? А точнее: захочет ли Кендрик, вундеркинд хип-хопа, заработать денег — или предпочтет сделать сложную, но менее продаваемую запись? Трудно представить, сколько времени Ламар провел в студии, но масштаб его альбома поражает — это музыкальный роман о черном мире восточного побережья США. Кендрик превратился в хип-хоп версию главного современного американского писателя Джонатана Франзена; в понятной (и адекватной для своей культуры) форме он рассказывает, чем живет условный Комптон, избегая надоевших штампов. Лучше всего слушать «To Pimp A Butterfly» и одновременно читать многочисленные трактовки непростых текстов автора на сайте Genius; но хороший рэп от плохого отличается другим — если качает и без понимания смысла, то все в порядке. Кендрик качает еще как.

Kendrick Lamar — King Kunta
KendrickLamarVEVO

Radical Dads — Universal Coolers

Radical Dads звучат как группа с района — дешевая запись, скромные таланты музыкантов, вокалистка, чей голос с трудом можно назвать профессиональным. Впрочем, все это не имеет никакого значения; и даже наоборот — обеспечивает эти песни дополнительным смыслом. В начале 1990-х такие группы на волне популярности Nirvana и Pearl Jam появлялись пачками; спустя 20 с лишним лет нужно иметь определенную смелость, чтобы играть поп-музыку по панк-канонам — и делать это так, будто не было никогда ни Dinosaur Jr., ни даже Hüsker Dü. У Radical Dads получился очень честный альбом, не отягощенный ненужными амбициями. И без песни Into The Water он был бы крайне неплохим — а с ней становится идеальной инди-рок пластинкой весны. «Universal Coolers» каждой своей нотой сообщает: так может любой, хватай гитару и играй, как будто на дворе 1991 год.

Radical Dads — In The Water (Original Audio)
Old Flame Records

Blur — The Magic Whip

Oasis все-таки проиграли великую битву брит-попа: в то время как Ноэль и Лиам Галлахеры продолжают язвить (обеспечивая тем самым журнал NME яркими заголовками), Blur записывают свою лучшую пластинку за 12 лет. Ну, хотя бы потому, что это их первая пластинка за 12 лет. Те, кто знают Деймона Албарна по Song 2 и Gorillaz, скорее всего, будут расстроенны; для всех остальных Blur выпустили невероятно поэтичный, мелодичный и меланхоличный альбом, который звучит так, будто ты его уже тысячу раз слышал (и это комплимент). Альбом появился из ниоткуда — Blur анонсировали выход записи, когда работа над ней уже была закончена; при этом он кажется невероятно домашним — одновременно похожим на недавнюю сольную пластинку Албарна и на типичную запись Blur со всеми классическими гитарными ходами Грэма Коксона.

Blur — Lonesome Street (Official Video)
Blur

Florence + The Machine — How Big, How Blue, How Beautiful

Третий альбом Флоренс Уэлч обещал быть, как минимум, любопытным — со времен невероятного «Ceremonials» и продолжительного тура в поддержку одной из лучших поп-пластинок последних лет прошло немало времени, и новой музыки от Florence + The Machine ощутимо не хватало. «How Big, How Blue, How Beautiful» получился в итоге довольно неожиданным: несмотря на то, что Флоренс превратилась в большую звезду и хедлайнера крупнейших фестивалей, она все еще позволяет себе писать откровенные и даже злые песни, явно основанные на личном опыте. Значительная часть альбома посвящена расставанию; лирика Флоренс немного растеряла прежнюю абстрактность, зато вообще ничего не растеряла музыка.

Florence + The Machine — What Kind Of Man
FlorenceMachineVEVO

Jamie xx — In Colour

Каждый год выходит электронный альбом, который хочется слушать вечно — личный, эмоциональный, бесконечно красивый и запоминающийся. В 2013-м невероятный диск записал Джон Хопкинс, в прошлом году это была пластинка Caribou «Our Love», а в 2015-м настал черед лондонского электронщика Jamie xx. На «In Colour» Джейми комбинирует главные современные жанры прогрессивной электроники — он похож сразу на всех и в то же время ни на кого. Роми Мэдли Крофт и Оливер Сим, коллеги Джейми по The xx, спели в трех композициях на альбоме, при этом «In Colour» — вполне самостоятельный продукт, отсылающий к The xx разве что тембром голоса Роми и Оливера и задумчивым настроением.

Jamie xx — Loud Places (ft Romy)
Young Turks

Hop Along — Painted Shut

Еще один пример параллельной реальности, в которой бурно продолжаются 1990-е — филадельфийская группа Hop Along. Смесь гранджа, инди-попа, эмо и фрик-фолка в их исполнении звучит так, будто «эмо» не превратилось в начале нулевых в ругательное слово, а грандж не умер вместе с появлением Three Doors Down, Puddle of Mudd и Nickelback. Эмоциональный, немного наивный, но исключительно искренний альбом Hop Along сочинила вместе с коллегами по группе ангельского вида вокалистка и гитаристка Фрэнсис Квинлэн. Изначально Hop Along были ее сольным фолк-проектом, затем группа превратилась в шумный и мелодичный коллектив. Стоит также отметить, что Квинлэн не стесняется кричать в особо драматичных местах и выбивать искры из гитары.

Hop Along — The Knock
Saddle Creek

Torres — Sprinter

«Я уставшая женщина, в январе мне исполнится 23», — поет американка Макензи Скотт в песне «New Skin». Едкий юмор, широчайшая гамма эмоций, внушительная доза самоиронии — все это есть в песнях Скотт, выпускающей альбомы под вывеской Torres. Сейчас Макензи уже 24, но песня хуже от этого не становится; да и вообще, трудно поверить, что столь зрелые композиции написаны столь юной особой. Torres чем-то напоминает раннюю Пи Джей Харви, которая грубо пела о сексе и любви — совсем не так, как это принято в женской музыке. Макензи Скотт занимается примерно тем же, а если пойдет по стопам Пи Джей и дальше, то ее ждет большое будущее.

TORRES — Strange Hellos
TORRESVEVO

Faith No More — Sol Invictus

Последний раз Faith No More выпустили альбом в 1997 году — то есть примерно в другой жизни. Собравшись пару лет назад ради концертов, одна из главных альтернативных групп 1990-х в конце концов решилась на седьмую студийную пластинку (хотя никто уже о таком счастье и не мечтал). Лидер, голос и движущая сила Faith No More Майк Паттон за прошедшие годы успел основать важнейший для экспериментальной музыки лейбл, а также выпустил бесчисленное количество альбомов в диапазоне от каверов на итальянскую поп-музыку до экспериментального метала в составе Fantomas. Чего-то экспериментального можно было ждать и от нового альбома Faith No More. Ничего подобного не случилось — «Sol Invictus» звучит так, будто он придуман 20 лет назад (и это снова комплимент). Никто до сих пор не играет как Faith No More и уж тем более не поет как Паттон, и еще один — пусть и не блещущий новаторством — альбом группы пришелся как нельзя кстати.

Faith No More — Superhero [Pro Shot] (Live at The Wiltern Theatre April 2015)
vithovenstyle

Purity Ring — Another Eternity

Purity Ring известны как авангардный дуэт, но приемы и звуки, на которых строятся их песни, уже сейчас проникают в песни больших звезд и даже участников «Евровидения». Первый альбом канадского дуэта «Shrines», как показало время, был действительно визионерским и предвосхитил многие тенденции в поп-музыке, а последовавший за ним «Another Eternity» закрепил достигнутое. Простые песни в футуристичных, но тоже не слишком сложных электронных аранжировках звучат так, будто их придумали не два человека, а целая команда какой-нибудь Рианны или Тэйлор Свифт, только куда более лично и рискованно. Новых горизонтов в последней работе Purity Ring не видно, но и старые были освоены не до конца.

Purity Ring — bodyache
Purity Ring

Павел Борисов

Рига