Перейти к материалам
истории

Ледяной дегуманизированный бит Лев Ганкин — о новом альбоме Скриптонита «безмятежность.exe». Дух захватывает от того, как он сделан

Источник: Meduza
истории

Ледяной дегуманизированный бит Лев Ганкин — о новом альбоме Скриптонита «безмятежность.exe». Дух захватывает от того, как он сделан

Источник: Meduza

20 декабря вышла новая пластинка Skryptonite «безмятежность.exe» — работа, которую профильные издания сразу же начали превозносить за то, как в ней сделан звук. Каждый продюсерский ход Адиля Жалелова на этом альбоме кажется сверхизобретательным и безупречным, слушать «безмятежность» в первую очередь увлекательно. Но есть на альбоме и номера, в которых автор вступает на плохо знакомую ему территорию (речь прежде всего о композициях, где на передний план выходит не музыка, а лирика). Музыкальный критик Лев Ганкин объясняет, почему эти эксперименты так важны для Скриптонита и его слушателей.

«Че, короче, альбом сегодня ночью», — 19 декабря четырехсекундное аудио с этим текстом появилось в телеграм-канале Скриптонита и так и осталось единственным промо почти 60-минутной пластинки «безмятежность.exe», в самом деле появившейся на стримингах спустя несколько часов. Разительный контраст, например, с прошлогодним альбомом «7», релиз которого сопровождался в том числе наружной рекламой в Москве (несмотря на то, что автор вернулся в Казахстан после полномасштабного вторжения в Украину и закрыл все свои российские проекты). 

Отсутствие какой-либо промо-кампании — не единственный нонконформистский ход Скриптонита: изданная под Новый год, «безмятежность» обречена на то, чтобы пролететь мимо большинства годовых рейтингов профильных изданий. С другой стороны, много ли в русскоязычном пространстве осталось изданий, рейтинги которых могут всерьез повлиять на коммерческую судьбу того или иного альбома? Кажется, не очень — и ориентироваться на распорядок их публикаций сегодня можно разве что по инерции, потому что «так положено».

Но само понятие инерции новому альбому Скриптонита, кажется, максимально внеположно, в отличие от иных его былых работ (когда в прошлом году артист выдал в общей сложности пять релизов практически без контроля качества, казалось, он просто опустошает разросшиеся запасники). «безмятежность.exe» — запись, в которой за каждым звуком слышно точечное продюсерское и композиторское усилие. Это импульсивная музыка — она движется, развивается, видоизменяется не за счет полученного когда-то давно пинка, а в реальном времени, смело и непредсказуемо. 

Яркий пример — первая же полноценная композиция, «улыбка», вступающая сразу вслед за коротким инструментальным интро. В ее основе — семпл из старинной меланхоличной соул-баллады в исполнении группы Earth Wind & Fire; тот же отрывок звучал у Хаски в «На что я дрочу», а еще в дюжине других рэп-записей, вплоть до «Iʼm So Hi» Three 6 Mafia. Скриптонит, однако, не церемонится с источником: в частности, вставляет в инструментальную дорожку внезапные паузы, заедания, резкие монтажные склейки.

Скриптонит — улыбка
Skryptonite

Бридж песни — между вторым и третьим куплетом — и вовсе выполнен в виде пуантилистского звукового коллажа: примерно здесь в звуковой ткани режется уже не только на бит, но и текст. В итоге строчка «чап-чап-чап-чапаю по улице один» начинает звучать не столько как описание бытовой сценки, сколько как отсылка к продюсерской технике chopped and screwed

Или «эсмеральда» — еще одно сочинение с характерным глитчевым продакшеном: пулеметные электронные стрекоты и скрежеты, размноженные вокальные партии, эхом отзывающиеся друг в друге, наждачный, царапающий грув, собранный из глубоко неочевидных перкуссионных звуков. Как и в «улыбке», голос (даже два голоса — песня представляет собой дуэт с молодым протеже Скриптонита, рэпером по прозвищу Кухня) здесь трактован не столько как медиум для трансляции смысла, сколько как дополнительный инструмент в звуковой палитре. Текст без подстрочника не разобрать — слух улавливает лишь отдельные слова, как на языке, которым ты плохо владеешь (прежде всего, как это обычно и бывает в подобных ситуациях, обсценные). В панораме трека вокал оказывается где-то между частотно-модулированным басом и ломаным ритмом цифровых ударных — это автономная, но намертво сплетенная с остальными нить в звуковом ковре. 

Скриптонит, кухня — эсмеральда
Skryptonite

Ничего принципиально нового в этом нет: в пространстве русскоязычного хип-хопа Скриптонит всегда заслуженно слыл одним из главных гиков по части звучания. Вспомним так называемый переворот рэп-игры 2015-го: период, когда за короткое время вышло сразу несколько альбомов, задавших для жанра новые пути развития, в том числе «Горгород» Оксимирона и «Дом с нормальными явлениями» Скриптонита. Уже тогда по горячим следам много говорилось о том, что первый придумал для хип-хопа на русском новый язык, а второй — новый звук. В защиту этого тезиса до сих пор рождается немало новых аргументов — скажем, свежая «Футуроархаика» Boulevard Depo вряд ли могла бы появиться на свет без «Горгорода».

Другое дело, что судьба акторов переворота сложилась принципиально по-разному. Оксимирон отчаянно боролся с творческим кризисом, проявлял политическую активность (и одним из первых в музыкантской среде получил «иноагентское» клеймо), обменивался диссами с коллегами и участвовал в рэп-баттлах — но, если обобщить его путь в последние без малого десять лет, впору сделать вывод, что он издал существенно меньше яркой новой музыки, чем мог бы. Скриптонит, напротив, выпускал один за другим альбомы — сольные и групповые, электронные и живые, массовые и экспериментальные, участвовал в бесчисленных коллаборациях (вплоть до народного хита «Сансара» Басты, где он появился по соседству со Скляром и Арбениной), продюсировал и издавал записи коллег и учеников. 

Что их объединяет, помимо совпадения по таймлайну в том судьбоносном 2015-м? Кажется, одно сходство можно предположить методом «от противного»: ни тот, ни другой никогда не отличались качеством, вынесенным в заголовок нового альбома Скриптонита, — безмятежностью.

Активность казахстанского музыканта всегда, по ощущению, носила несколько лихорадочный характер — а в «безмятежности.exe» напряженным, туго натянутым, как струна, оказывается и звук. Иногда это неуютно, обескураживающе контрастирует с сюжетной линией песен — взять хотя бы «1, 2», зряшный образец маскулинной рэп-бравады, записанной в компании украинского рэпера T-Fest, и редкий фрагмент пластинки с четко артикулированным, различимым на всем протяжении трека текстом. Типичная для жанра история сексуальной победы с проблематичным мизогинным флером («Ты как будто не хотела, я тебя забрал») положена на ледяной, максимально дегуманизированный бит, вольно или невольно конфликтующий с ее содержанием. 

Скриптонит, T-Fest — 1, 2
Skryptonite

Смысловой и эмоциональный пик альбома, похоже, наступает к концу его второй трети. «Я лошадка, я ночей почти не сплю», — интонирует Скриптонит в «лошадке», уподобляя себя гоночной машине «Феррари» и пересыпая читку исступленным звукоподражанием автомобильному двигателю: «Вррум, вррум!»

По уровню несколько болезненной, словно бы возникшей без сна энергии это, видимо, самый сокрушительный трек из всех семнадцати — и неудивительно, что завершается он продолжительным абстрактным саунд-коллажем с отрывистыми фортепианными нотами и вспышками шума, напоминающим уже не столько хип-хоп, сколько musique concrete — технику манипуляции звуком, востребованную авангардистами XX века. А после этого мы внезапно слышим мелодичный гитарный перебор — таков фундамент композиции «незачем болеть»

Скриптонит — лошадка
Skryptonite

Есть ощущение, что при всей популярности и статусе именно в лирической ипостаси Скриптонит по-прежнему несколько недооценен — возможно, оттого что материал такого толка он прежде чаще выпускал не под собственным именем, а в рамках сайд-проекта Gruppa Skryptonite. Между тем в «незачем болеть» артист, кажется, бросает себе даже более дерзкий вызов, чем в высокотехнологичных электронных боевиках. Продюсерский код он взломал давно и успешно — и виртуозно умеет играть что в chopped and screwed, что в musique concrete. В балладах же — по определению более простых и безыскусных — на первый план неизбежно обречены выйти голос и текст. 

С формальной точки зрения и к тому, и к другому с легкостью можно придраться. «Я так долго представлял, как со всей силы обниму слезы на твоих щеках», — поет, не читает, Скриптонит в припеве. Что это значит? Как можно обнять слезы на щеках? А следующая строчка — «город вторил тебе впредь»? Если кто-то прочтет текст «незачем болеть» и скажет, что больше всего это похоже на неумелые подростковые стихи о несколько неопределенных, но при этом бьющих через край чувствах, обоснованно оспорить это мнение будет довольно сложно. 

Скриптонит — незачем болеть
Skryptonite

В контексте творчества Скриптонита, однако, впечатление от «незачем болеть» оказывается иным. И дело не только в музыкальном решении песни — по традиции ярком и захватывающем.

Есть что-то завораживающее в том, как человек, обладающий такими сногсшибательными навыками в одной области, не боится ступать на другую, далеко не так хорошо знакомую ему территорию — наверняка осознавая, что здесь его сверхталанты неприменимы, что здесь выпуклыми скорее окажутся его изъяны и несовершенства. Это, в конце концов, делает «безмятежность.exe» глубоко человечным альбомом — порождением не столько продюсерского сверхразума, сколько ищущего, неспокойного, небезмятежного сердца. 

Как рэп меняется на фоне войны

«Будущее за шансоном, потому что мы все задолбались» Как на фоне войны меняется российский рэп: теперь главные звезды читают о боге и тюрьме, а слушатели снова делятся на «гопников» и «нефоров» (да, как в 1990-х)

Как рэп меняется на фоне войны

«Будущее за шансоном, потому что мы все задолбались» Как на фоне войны меняется российский рэп: теперь главные звезды читают о боге и тюрьме, а слушатели снова делятся на «гопников» и «нефоров» (да, как в 1990-х)

Лев Ганкин

«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!

Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!