Перейти к материалам
истории

В новом «Преступлении и наказании» герои пользуются смартфонами и практикуют БДСМ. А на убийство Раскольникова толкает черт Рассказываем о первых эпизодах сериала

Источник: Meduza
Кинопоиск

На «Кинопоиске» вышли первые четыре эпизода сериала «Преступление и наказание» с Иваном Янковским в главной роли. Его события разворачиваются в наши дни: старуха занимается микрокредитами, герои пользуются смартфонами и ходят в супермаркеты. Но при этом разговаривают фразами из книг XIX века. Премьеру сериала переносили несколько раз — без объяснения причин. «Медуза» рассказывает, какими получились первые эпизоды современного «Преступления и наказания».

К нищему питерскому студенту юрфака Родиону Раскольникову (Иван Янковский) является черт (Борис Хвошнянский) и предлагает способ выбраться из унизительного положения. Для этого всего лишь нужно убить никому не нужную жадную старуху-микрозаемщицу (Мария Смольникова). На ее деньги можно сделать столько хорошего, стольким людям помочь. Идея черта все больше соблазняет молодого Раскольникова, и вот уже в его руках оказывается топор.

Но не только он подвергается искушению хитрого беса. Сестра студента Дуня (Любовь Аксенова), работающая няней в семье сибирского олигарха Свидригайлова (Владислав Абашин) и его жены Марфы Петровны (Юлия Снигирь), тоже чувствует черный силуэт за своей спиной. Одна только кроткая Соня Мармеладова (Алена Михайлова), вынужденная пойти на панель, чтобы прокормить семью, не испытывает ни зла, ни зависти к другим людям.

Режиссер Владимир Мирзоев не впервые взялся за переосмысление литературной классики. Творческий путь он начал в театре и прославился весьма неоднозначными, экспериментальными интерпретациями известных произведений. Наглядный пример — телеспектакль «Башмачкин» (2010), в котором гоголевский мир больше напоминает пьесы Сэмюэла Беккета. В фильме «Борис Годунов» (2011) Мирзоев так же, как теперь с «Преступлением и наказанием», переносил действие в наши дни, наглядно демонстрируя, что ничего толком не изменилось, а вопросы, которые задавались Пушкиным и Достоевским две века назад, актуальны и по сей день.

Кинопоиск
Кинопоиск
Кинопоиск

Работы Мирзоева всегда политические. Режиссер неоднократно выступал против российской власти, участвовал в протестах начала 2010-х годов. Впрочем, к оппозиции он никогда себя не причислял, а его картина «Ее звали Муму» (2016), в которой саркастично обыгрывался известный секс-скандал с участием оппозиционных политиков, показывал, что Мирзоев в какой-то момент разочаровался сразу в обеих сторонах.

Вышедший накануне 2022 года сериал «Топи» по произведению Дмитрия Глуховского был довольно прямым высказыванием режиссера о России. Сюжет разворачивался вокруг мрачного заколдованного болота, которым веками управляет маньяк-сатана Хозяин. «Преступление и наказание», тоже вышедший на стриминге «Кинопоиск», с натяжкой можно назвать сиквелом «Топей». Рассказчиком истории о муках Раскольникова является не кто иной, как черт, образ которого взят из другого романа Достоевского «Братья Карамазовы». Он же является и властелином душ в современном сюрреалистическом Петербурге, погрязшем в сумасшествии и безнадежности.

Порой «Преступление и наказание» проговаривается о реальности почти так же открыто, как и «Топи». Например, черт рассказывает Раскольникову, что воплотился в двойника одного чиновника, а тот и обрадовался: «хитрить будем». Студент же, как будто впроброс, заявляет, что для многих война — это лекарство от низости. Можно предположить, что таких фрагментов в сериале было гораздо больше, а релиз «Преступления и наказания» откладывался несколько раз, чтобы почистить сериал от совсем уж откровенных параллелей. 

Кинопоиск
Кинопоиск
Кинопоиск

Как и в «Топях», полубезумный персонаж Ивана Янковского постоянно куда-то бежит, неистово кричит на всех, бредит и сходит с ума. Это вовсе не Раскольников, которого мы помним по школьной программе, интеллектуал, решающий сложнейшие морально-нравственные вопросы бытия, а довольно жалкий юродивый, которым с легкостью манипулирует дьявол. В этом и главная задача Мирзоева — показать, как князь мира сего совращает на свою сторону, в частности обещаниями святости и праведности. Нужно только убить, а уж тогда заживем по-настоящему.

Проблема в том, что в «Преступлении и наказании» создателям не удалось добиться равновесия между социальным высказыванием и экранизацией книги. Мирзоев использует Достоевского, чтобы поговорить о сегодняшнем дне, но в то же время писатель мешает ему, как черт Раскольникову. Особенно это чувствуется в речи героев, которые хоть и пользуются смартфонами и ходят в супермаркеты, но говорят как в XIX веке, фразами из книжек. Смелый прием, который на бумаге выглядел любопытно, на практике сильно мешает воспринимать сюжет и персонажей всерьез.

Мир «Преступления и наказания» до того условный и театральный, что вовлечься в происходящее крайне тяжело. Усугубляет все и клиповый монтаж, нарезки видений Раскольникова, которые, по правде говоря, довольно китчевые и пошловатые. Сериалу вообще страшно не хватает фантазии и вкуса. Казалось бы, сколько интересных параллелей можно было бы провести между романом и современностью, но ничего остроумнее, чем Свидригайлов — сибирский олигарх, Петр Лужин — любитель БДСМ-практик, а старуха — микрокредиторша, у сценаристов не вышло. Все это порой выглядит, как фанфик уставшего от уроков литературы старшеклассника.

Кинопоиск Премьеры

Спасают «Преступление и наказание» от провала политический пафос и злободневность, которых не скрыть даже за обнаженным телом Янковского. Мирзоев возвращает зрителя к проклятым вопросам о власти и народе, о том, можно ли оправдать убийство благими намерениями, а главное — последует ли за преступлением наказание в мире, где царствует черт? Что-то подсказывает, что ответ в финале не будет оптимистичным. Все-таки не случайно в один год вышли две экранизации классики (вторая — «Мастер и Маргарита»), в которых главная роль отводится дьяволу. Только кажется, что ни Булгаков, ни Достоевский уже не смогут помочь одолеть его.

Первые четыре серии «Преступления и наказания» вышли на «Кинопоиске» 2 ноября 2024 года. Премьера заключительных шести эпизодов запланирована на 30 ноября.
Подробнее о переносах премьеры сериала

Источники «Медузы»: «Преступление и наказание» могут перемонтировать из-за сцены с обнаженным Янковским. «Кинопоиск» это отрицает То, что на решение мог повлиять Сергей Новиков из АП, стриминг не комментирует

Подробнее о переносах премьеры сериала

Источники «Медузы»: «Преступление и наказание» могут перемонтировать из-за сцены с обнаженным Янковским. «Кинопоиск» это отрицает То, что на решение мог повлиять Сергей Новиков из АП, стриминг не комментирует

«Медуза»