Перейти к материалам
истории

iPhone 16 Pro — пожалуй, первый айфон, которым нужно учиться пользоваться. И это не похоже на мантру Джобса «It just works» Что же все-таки получилось — «модель для профи» или шаг назад для Apple?

Источник: Meduza
David Paul Morris / Bloomberg / Getty Images

В сентябре 2024 года Apple представила шестнадцатое поколение айфонов: как и прежде, «обычные» iPhone 16 и 16 Plus, а также «продвинутые» и более дорогие iPhone 16 Pro и 16 Pro Max. Пожалуй, главным внешним изменением в новых телефонах стало появление на корпусе отдельной кнопки, включающей камеру. «Медуза» провела две недели с iPhone 16 Pro и делится впечатлениями об устройстве — кажется, оно впервые стало слишком сложным для простого пользователя.

Чем (не) является этот текст

Этот текст — не полноценный обзор новой модели айфона, наподобие тех, что «Медуза» выпускала раньше. Из-за логистических сложностей мы получили тестовое устройство через несколько недель после его анонса, и к этому моменту полные обзоры всех четырех новых моделей вышли во всех технологических СМИ и у популярных техноблогеров. Например, в Rozetked и у Wylsacom по-русски, или на The Verge и у MKBHD по-английски.

Поэтому, вместо попытки заново проговорить те же вещи, которые проговорили до нас другие (а все сходятся в одном: это небольшое улучшение на фоне прошлогодних моделей, а еще смотрите — кнопка для камеры!), мы решили сфокусироваться на главном ощущении, которое возникало при использовании iPhone 16 Pro: этот телефон довольно далеко отошел от мантры Стива Джобса «It just works!»: им теперь нужно учиться пользоваться.

Максимально коротко о новых айфонах

Всего в сентябре вышли четыре модели: iPhone 16, iPhone 16 Plus, iPhone 16 Pro и iPhone 16 Pro Max. Первые две модели отличаются друг от друга размером экрана: в обеих установлены по две задние камеры и новый чип Apple A18, а также появились две кнопки — одна, Action Button, заменила переключатель бесшумного режима (прежде такая была только в iPhone 15 Pro, но не в обычной модели), а другая позволяет запускать камеру и управлять параметрами съемки. Чего эти модели не получили: «постоянно включенного» экрана с частотой обновления 120 Гц, как в Pro-моделях последних нескольких лет.

16 Pro и 16 Pro Max тоже отличаются друг от друга только размерами — в этот раз Apple не стала снабжать их разными камерами, как это случалось прежде. У Pro моделей еще более мощный чип A18 Pro, и тоже новая кнопка для камеры.

iPhone 16 доступны в нескольких ярких цветах, включая ультрамарин и лиловый, а 16 Pro, как и годом ранее, только в оттенках цвета титана — к прежним натуральному, черному и белому титану добавился цвет «пустынный титан».

Apple

Подробнее об iPhone 16 Pro

Для подготовки этого текста мы провели две недели с iPhone 16 Pro — версии с экраном на 6,3 дюйма (чуть больше по сравнению с 15 Pro благодаря более тонким рамкам по периметру). У телефона три задние камеры: основная и сверхширокоугольная на 48 мегапикселей каждая, а также телефото-камера с 5-кратным увеличением на 12 мегапикселей. Раньше 5-кратное увеличение было доступно только в iPhone 15 Pro Max, а 15 Pro и более ранние модели получали максимум трехкратное.

Благодаря обновленным камерам телефон научился снимать 48-мегапиксельные макро-фотографии (для них используется сверхширокоугольная камера), а также видео в 4K со скоростью 120 кадров в секунду. Это не классическое слоу-мо, которое появилось много поколений назад и позволяет снимать HD-видео со скоростью 240 кадров в секунду, а новый режим: он позволяет снимать слегка замедленные, кинематографичные сцены в высоком качестве.

Пример такого видео
PANDORASBOX

По сравнению с iPhone 15 Pro, на корпусе новой модели появилась одна дополнительная кнопка — Camera Control (вдобавок к Action Button, которая появилась в прошлом году). Она расположилась на правой грани устройства, под кнопкой вызова Siri, но отличается от остальных кнопок телефона: Camera Control не выпирает из боковой грани, к тому же она поддерживает две степени нажатия и даже реагирует на жесты — об этом позже. Camera Control позволяет быстро запускать приложение камеры, может заменить кнопку спуска, а заодно и переключиться между разными режимами и настройками съемки.

Про производительность iPhone 16 Pro сложно сказать что-то внятное: уже много лет свежие модели айфонов настолько опережают потребности популярных приложений, что прирост скорости почти незаметен. Да, можно запускать консольные игры, вроде Resident Evil Village или Death Stranding Directorʼs Cut, но это редкие экземпляры, скорее призванные показать пик возможностей телефона, чем его поведение в повседневном использовании.

Аккумулятор — без откровений, держит полный день и заряжается быстро. Экран — снова без откровений, если вы, конечно, не впервые сталкиваетесь с 120-герцовой моделью, тогда все движения будут казаться еще более плавными.

А что с Apple Intelligence?

Про еще одно нововведение — внедрение ИИ в айфон — Apple много говорила на презентации iPhone 16. Обещана и суммаризация уведомлений, и помощь в написании имейлов, и даже визуальный анализ того, на что наведет камеру пользователь — с этим связан один из сценариев использования кнопки Camera Control.

Но есть две причины, по которой об этом нам нечего рассказать: во-первых, новые функции недоступны сразу после анонса и даже старта продаж айфонов, их будут выпускать постепенно с обновлениями iOS. Во-вторых, Apple Intelligence недоступен для пользователей в Европе и не будет доступен в этом году — причем перспективы неясны настолько, что на странице айфона на немецком сайте Apple нет никаких упоминаний функции, хотя на американском сайте о ней говорится в первую очередь. Apple объяснила, что это связано с европейским законом «О цифровых рынках» (Digital Markets Act), регулирующим работу крупных платформ и корпораций.

А теперь — о главной проблеме 16 Pro. Если это можно назвать проблемой

Apple начала выпускать Pro-версии айфонов в 2019 году, с выходом iPhone 11. Уже тогда наметились три главных отличия более дорогой версии от «обычной»: лучше экран (сначала это был OLED против LCD, позже — с частотой обновления 120 Гц против 60), лучше материалы корпуса (сталь или титан против алюминия), и лучше камеры (три камеры вместо двух).

Что из этого делало айфон «профессиональным», компания не уточняла, хотя все намекает на то, что фокус сделан в первую очередь на людей, которые увлекаются съемками фото и видео. Помимо третьей камеры с телеобъективом, владельцы Pro-моделей получали доступ к форматам ProRAW и ProRes и первыми пробовали новые камеры (вроде 48-мегапиксельного сенсора в 14 Pro).

Подробный обзор камер iPhone 12 Pro Max

iPhone 12 Pro Max — телефон с самой продвинутой системой камер среди айфонов. Ну и что в ней такого продвинутого? Нам понадобился месяц, чтобы разобраться, — и не все открытия оказались приятными

Подробный обзор камер iPhone 12 Pro Max

iPhone 12 Pro Max — телефон с самой продвинутой системой камер среди айфонов. Ну и что в ней такого продвинутого? Нам понадобился месяц, чтобы разобраться, — и не все открытия оказались приятными

Несмотря на это, Pro-модели оставались такими же айфонами, как и «обычные» — в том смысле, что они по-прежнему были достаточно просты в освоении и использовании. Что часто бесило более «профессиональных» пользователей, которые недоумевали из-за недостатка функций, отличающих Pro-модель от обычной, и отсутствия ручного контроля над настройками съемки, ради которого приходится устанавливать сторонние приложения.

iPhone 16 Pro на этом фоне заметно выделяется, особенно если сравнивать его не с прямым предшественником, — там изменилось немного, — а с моделями двух-четырехлетней давности. Только непонятно, хорошо ли это.

Начнем с очевидного — новых кнопок. На нажатие Action Button, в этом году доехавшей до всех четырех новых моделей, можно повесить почти любое действие. С ее помощью можно включать фонарик, записывать голосовые заметки, запускать камеру, переводчик или любое другое приложение или сценарий. Можно, конечно, оставить действие по умолчанию — включение и выключение беззвучного режима, но это поначалу напрягает: не зря же добавили кнопку и активно предлагают попробовать повесить на нее что-нибудь другое?

Макрофотография, сделанная на 48-мегапиксельную сверхширокоугольную камеру iPhone 16 Pro. Можно рассмотреть росинки на мху, растущем между плиток тротуара

Или совершенно новая кнопка Camera Control. Она не просто позволяет быстро запустить камеру по нажатию — если вам мало кнопки на экране блокировки и возможности смахнуть экран влево там же. Она еще и реагирует на неполное нажатие, как это устроено в зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах, а также на жесты: если двигать пальцем по кнопке туда-сюда, можно переключать режимы съемки и регулировать настройки, например, переключаясь между встроенными фильтрами или меняя степень приближения картинки.

Гипотетически — это все, чего может хотеть человек, активно снимающий на айфон. Можно вообще не касаться экрана, а все делать с помощью отдельной физической кнопки. Но в реальности все намного запутаннее. Дело в том, что обращению с этой кнопкой еще нужно научиться.

Как работает управление через Camera Control

Во-первых, нужно постоянно напоминать себе, что быстро запустить камеру теперь можно с помощью боковой кнопки. К этому, к счастью, вскоре привыкаешь. Во-вторых, нужно помнить, что этой же кнопкой можно делать фотографии. С этим сложнее: нужно довольно неестественно держать айфон в руках, чтобы большой палец (при вертикальном хвате) или указательный (при горизонтальном) легли на кнопку и смогли на нее нажать.

В-третьих, и это самое сложное, — жесты. Если дважды нажать на кнопку, но не до конца, откроется небольшое меню, которое позволяет переключиться между разными режимами настроек: экспокоррекция, имитация глубины резкости в портретном режиме, степень зума, переключение между разными камерами устройства и визуальными стилями. После двойного нажатия нужно провести пальцем вбок, выбрать интересующий режим, затем еще раз нажать не до конца (полное нажатие в любой момент сделает снимок), и затем водить пальцем по кнопке, чтобы сделать кадр светлее или приблизить картинку.

В iPhone 16 и 16 Pro появились новые «фотографические стили», позволяющие — во время съемки или впоследствии — настраивать визуальный стиль снимка. Чтобы выяснить, как они работают, тоже нужно приложить некоторые усилия.

Конечно, можно не использовать эти возможности, но с кнопкой есть еще одна проблема: случайные нажатия. Достаточно при съемке горизонтального видео — например, пытаясь снять бегущую собаку в 4K 120 — не так взять телефон и положить палец на Camera Control, чтобы случайное движение переключило камеру или приблизило картинку. Или хотя бы возник страх, что это произошло, из-за которого приходится сильнее вглядываться в экран. Причем запретить телефону реагировать на жесты нельзя — максимум, что позволяют настройки, это отключение запуска приложение камеры по нажатию на Camera Control.

Само приложение камеры за последние годы тоже значительно «потяжелело» и обросло массой полускрытых функций. В режиме съемки фото пользователя встречают даже не три, а четыре камеры (или, если говорить точнее, режима увеличения картинки): 0,5x, 1x, 2x и 5x. Так вышло, потому что для двукратного увеличения Apple использует картинку с 48-мегапиксельной основной камеры, которую обрезает по центру. При этом по нажатию на 1x можно переключиться еще на два промежуточных режима — 1,2x и 1,5x, имитирующих съемку на популярные у фотографов объективы с фокусными расстояниями 28 и 35 миллиметров.

Фотография, сделанная на основную камеру с увеличением 1,5x — то есть в режиме имитации 35-мм объектива. Размытие на заднем плане — оптическое, а не симуляция «портретного» режима

В режиме съемки видео можно быстро переключать разрешение и частоту кадров, и от этих настроек в углу экрана будет зависеть остальной интерфейс. Если выбрать 60 кадров в секунду и меньше, появится дополнительная кнопка для Action Mode — «спортивного» режима с усиленной стабилизацией картинки. Если переключиться на 120 кадров в секунду, Action Mode пропадет, как и возможность снимать на две из трех камер телефона — сверхширокоугольную и телефото, останется только основная.

Среди режимов съемки спрятался и Spatial, предназначенный для объемных фото и видео: такие берут картинку с двух камер телефона, а просматривать их можно в шлеме Apple Vision Pro. Если у вас нет и не предвидится Vision Pro, то вам просто придется смириться с лишним режимом камеры, стоящим на пути к съемке панорам.

Даже режимов съемки ProRAW в телефоне несколько, с разным разрешением и форматом файла — это позволяет сэкономить место в телефоне, не занимая по 80 мегабайт каждой фотографией, но снова заставляет раздумывать, какой же формат нужен в конкретной ситуации (между ними можно переключаться все из того же приложения камеры).

Фотография, сделанная на основную камеру в режиме съемки на 48 мегапикселей, а также увеличенный фрагмент из этого снимка. Исходный RAW-файл занимает 81 мегабайт — всего полторы тысячи таких фотографий забьют все 128 Гб памяти айфона

С таким обилием возможностей, настроек и способов управления съемкой iPhone 16 Pro все меньше похож просто на айфон, и все сильнее на полноценную зеркальную или беззеркальную камеру — с соответствующими плюсами и минусами. Съемка стала сложнее, чем прежде: там, где раньше можно было просто «навести и снять», теперь часто нужно «навести, подумать, переключить на одну из шести (!) виртуальных камер, аккуратно нажать на Camera Control, чтобы изменить настройки, и только потом снять».

Сложнее всего оказалось иметь дело с телефото-камерой: пятикратное увеличение (фокусное расстояние 120 мм, если бы это была полноформатная камера) означает, что телефон при съемке нужно держать очень стабильно, особенно в помещении, иначе слишком просто получить смазанное изображение. Снимать домашних животных на камеру с 2,5-кратным увеличением в iPhone 12 Pro Max было намного проще. В итоге часто приходится прибегать к двукратному цифровому зуму, который выдает удивительно хорошую (и гораздо более светлую) картинку.

Фотографии, сделанные с пяти- и двукратным увеличением (5x и 2x в настройках камеры). Даже при дневном освещении в помещении сделать резкий снимок на 5x существенно сложнее

Все это не значит, что iPhone 16 Pro получился плохим или неудобным телефоном. Но если раньше «профессиональную» версию линейки можно было рассматривать как «то же самое, но чуть лучше» — и брать, если просто хочется иметь чуть лучше экран и чуть лучше камеру, — то теперь ситуация усложнилась. Pro-версия скорее подойдет тем, кто точно знает, что нужно от айфона: вот такие камеры, вот такие форматы, вот такие режимы съемки. И ради этого придется потратить время, заново учась пользоваться телефоном.

Султан Сулейманов