Перейти к материалам
истории

Энциклопедия «плохих русских» Показываем новую книгу Антона Долина — 400 страниц о кино и политике, на которые стоит потратить остаток лета

Источник: Meduza

Кинокритик Антон Долин написал для «Медузы» сотни рецензий. Но его новая книга — это не кинокритическое высказывание, а объемное (больше 400 страниц!) культурологическое исследование того, как массовое российское кино вольно или невольно продвигало идеи путинского режима. Долин препарирует популярные фильмы и сериалы последних 20 лет: от «Бригады» и «Улиц разбитых фонарей» до «Чебурашки» и «Слова пацана». Мы позаботились о том, чтобы эту книгу было не только удобно читать, но и захотелось бы поставить на полку и возвращаться к ней, как к любой достойной энциклопедии.

Заказать книгу «Плохие русские» или купить другие книги нашего издательства можно тут. Если у вас еще есть вопросы, пишите нам на [email protected] (мы читаем все письма).

Суперобложка

Книга «Плохие русские» начинается как фильм — с ракорда. Так называют начальный технический участок кинопленки, нужный, чтобы зарядить ее в проектор. Этот отрезок пленки вы увидите на суперобложке и в виде тиснения на переплете. 

Наш ракорд — фотография настоящей кинопленки, которую в советские годы использовали на Рижской киностудии. Обычно ракорды позитивные (темное изображение на светлом фоне), но тот, что оттиснен на переплете и изображен на суперобложке, — инвертированный, то есть негативный. Перевернутый ракорд — своего рода метафора всей книги. Долин в своем исследовании тоже переворачивает привычный способ смотреть кино и рассказывать о нем на русском языке. Даже такие на первый взгляд безобидные и аполитичные картины, как «Елки» или «Чебурашка», здесь кропотливо и беспощадно разбираются на части и рассматриваются через новую для самого кинокритика оптику.

На пленке нет изображений, но она не пустая — на отпечатке на суперобложке можно разглядеть две тонкие вертикальные линии. Они означают, что на пленке не записан звук, то есть книга буквально начинается с тишины, подобной той, что воцаряется в кинотеатре прямо перед просмотром. А конца у этой пленки нет — потому что история кино путинской эпохи еще не закончилась.

Суперобложка служит не только для защиты и сохранности книги. Во-первых, она более контрастная, чем переплет. Черная пленка на белом фоне видна издалека — такую не пропустишь на полке книжного магазина. Во-вторых, на суперобложке напечатан подзаголовок книги, лучше раскрывающий, о чем она. Но суперобложка не закрывает всю книгу целиком: она оставляет имя автора и название на виду и заодно демонстрирует голубой переплет.

Переплет

«Плохие русские» — настоящая энциклопедия идеологически ангажированного кино. Как любое справочное издание, она призвана служить долго, а значит, должна сохранять приличный внешний вид. Поэтому переплет книги из коленкора — 100-процентного тонированного хлопка — благородного, приятного на ощупь и износостойкого.

Оттиск ракорда на переплете задумывался матовым. А решение вытиснить его глянцевой фольгой родилось буквально у тигельного пресса, на котором тиснились книжные крышки: так ракорд на обложке еще больше напоминает настоящую целлулоидную кинопленку.

Переплет мы осознанно сделали аскетичным: однотонным и с минимумом текста. Спокойный сине-голубой цвет — тоже сознательный выбор. Громкое и провокационное название «Плохие русские» не нуждается в дополнительных выразительных средствах — напротив, при создании обложки мы старались избегать прямых ассоциаций с текстом на ней: например, отказались от черного цвета, который только подчеркивал бы мрачность названия.

А если вы раскроете книгу до начала текста, увидите форзац глубокого зеленого цвета — любимого цвета Антона Долина. В таком же оттенке выполнена закладка ляссе, для удобства вклеенная в объемный том.

Формат

Рассказ Долина о «плохих русских» растянулся почти на миллион знаков и 400 с лишним страниц. Мы выбрали для этой книги увеличенный формат, чтобы никого не отпугнуть ни толщиной, ни весом издания. Таким образом, на каждой странице помещается больше знаков и удается сохранить не слишком мелкий шрифт и широкие поля. Так что книгу удобно держать в руках и легко читать, даже с учетом того, что в ней нет ни одной иллюстрации. 

Верстка

Да, на 428 страниц о кино действительно нет ни одной картинки. Мы уверены, что статичные кадры из фильмов и сериалов не добавили бы этой книге ничего, кроме лишнего объема. Большинство из упомянутых фильмов или их отрывков можно за пару кликов найти и посмотреть онлайн. Сила этой книги в другом — в богатейшей фактуре: Долин использует информацию о сборах, прокате, цитирует рецензии кинокритиков, ссылается на искусствоведческие статьи. А чтобы было легче ориентироваться в тексте, автор придумал подписывать главы как в романах XVIII века — перечислять основные темы, героев и события через тире.

Еще одна деталь в навигации по книге — символ, разделяющий смысловые блоки в главах. Хронология здесь не всегда линейная (все-таки это не учебник истории, а культурологический разбор), поэтому внутри глав всякий раз, когда повествование переключается на другой фильм или новую тему, можно заметить значки перемотки, такие же, как в любом привычном нам видеоплеере.

Указатели

В финале книги есть именной указатель всех упомянутых актеров, режиссеров, продюсеров и других участников российской киноиндустрии. И конечно, подробный перечень фильмов и сериалов, о которых пишет Долин. Захотите пересмотреть — двигайтесь по списку, он уже готов.