Перейти к материалам
истории

В телеграме «тапают» хомяка и платят за воображаемый рейтинг, а в стиме кликают на картинку с бананом За все это обещают деньги и бонусы. Так действительно можно заработать?

Источник: Meduza

За последние несколько месяцев появилось много странных «игр», которые не требуют от пользователей никаких навыков, но якобы дают возможность заработать в отдаленной перспективе. Один из последних примеров — бот Major, который присваивает участникам рейтинг и призывает повышать его, вкладывая деньги. Тем временем в Steam среди наиболее популярных игр уже второй месяц держится проект, где нужно нажимать на статичную картинку банана. «Медуза» рассказывает, в чем причина огромной популярности подобных развлечений и можно ли их назвать мошенничеством.

Новый бот Major предлагает тратить деньги на улучшение своей позиции в рейтинге. Больше в нем нет ничего

Бот Major появился в начале июля 2024 года и, по словам разработчиков уже набрал больше восьми миллионов пользователей. На новостной канал проекта в телеграме подписано больше полутора миллионов человек. При этом здесь, в отличие от другого популярного мини-приложения Hamster Kombat, нет даже намека на игровой процесс. Все доступные действия в Major так или иначе связаны либо с расширением аудитории пользователей, либо с тратой денег.

Вся суть игры заключается в том, чтобы повысить свою «популярность», причем бот по умолчанию использует обычный профиль пользователя телеграма (есть опция скрыть его), который виден всем участникам. Чтобы увеличить рейтинг, нужно потратить определенное количество Telegram Stars. Это внутренняя валюта телеграма, которую запустили в начале июня 2024 года.

На момент выхода материала в мобильной версии есть пять опций для покупки — от пяти до 200 тысяч единиц рейтинга. В десктопном приложении числа отличаются, разброс возможностей — от пяти до 100 тысяч. Из-за того, что стоимость валюты Telegram Stars варьируется в зависимости от устройства и региона, точно сказать, сколько «звезд» нужно потратить для максимального повышения рейтинга, сложно. По примерным подсчетам «Медузы», 100 тысяч единиц рейтинга обойдутся пользователям в сумму от 8 до 11 с лишним тысяч рублей.

Также свое положение в таблице можно улучшить, выполняя задания. Есть постоянные (например, подписаться на соцсети проекта Major и привязать к боту свой криптокошелек TON) и ежедневные. К последним, например, относится приглашение друзей (не меньше 10 за день), повышение рейтинга другому игроку и подписка на папку с каналами, посвященными платформе TON.

В этой папке есть и официальный канал Павла Дурова, хотя он сам пока не комментировал появление или успехи бота (в отличие от Hamster Kombat). Пользователи при этом отмечают, что в оформлении Major используется официальная айдентика телеграма — начиная с изображения Telegram Stars и заканчивая картинками с уточкой, которая часто сопровождает анонсы мессенджера.

Подробнее про криптохомяка

Миллионы пользователей телеграма нажимают на хомяка, чтобы получить виртуальные монетки (и однажды разбогатеть в реальной жизни) Это суть новой игры Hamster Kombat, о создателях которой ничего не известно

Подробнее про криптохомяка

Миллионы пользователей телеграма нажимают на хомяка, чтобы получить виртуальные монетки (и однажды разбогатеть в реальной жизни) Это суть новой игры Hamster Kombat, о создателях которой ничего не известно

Разработчики в кратком гиде по работе с ботом (доступен на английском и русском языках) утверждают, что пользователей, которые войдут в топ-100 по итогам недели или топ-10 по итогам месяца, будут награждать «щедрым бонусом в TON» начиная с августа 2024 года. Те, кто войдут в десятку лучших за все время, получат «нечто особенное». Также они обещают, что звезды рейтинга в будущем можно будет «конвертировать в ценный токен», однако пока подробностей об этом процессе нет.

Игроки в Steam второй месяц нажимают на банан. Этим занимался почти миллион человек одновременно (но это не точно)

Примитивные проекты без внятного игрового процесса в последнее время популярны не только в телеграме. В апреле 2024 года в Steam вышел бесплатный кликер под названием Banana, в котором пользователям нужно нажимать на статичное изображение банана. На экране меняется только цифра, подсчитывающая нажатия, и больше не происходит ничего.

Первое время Banana оставался незамеченным, на него обратили внимание лишь через полтора месяца после запуска. Пика популярности кликер достиг 20 июня — в него одновременно играли больше 917 тысяч человек. По этому показателю проект занял восьмое место за всю историю сбора статистики Steam и обошел Hogwarts Legacy, Baldurʼs Gate 3 и Apex Legends, совсем немного не дотянув до Elden Ring. Несколько недель Banana уверенно удерживал второе место по суточному онлайну после Counter-Strike 2. Сейчас популярность игры снизилась, но она все равно каждый день собирает около 300 тысяч одновременно кликающих людей.

В отличие от мини-приложений в телеграме, Banana никак не привязан к криптовалютам. Единственная мотивация играющих людей — получение виртуальных предметов; как несложно догадаться — бананов. Они отличаются дизайном, и их можно получить, заходя в Banana с определенной периодичностью: обычные выдаются каждые три часа, а редкие — каждые 18 часов. При этом для того, чтобы их получить, необязательно постоянно кликать на банан. Главное — запускать игру в указанные временные промежутки и нажимать на фрукт хотя бы один раз.

Предметы затем можно продать на торговой площадке Steam, пополнив тем самым свой виртуальный кошелек. Эти средства не получится конвертировать в обычные деньги (по крайней мере официально), но их можно потратить на покупки внутри платформы. «Обычные» бананы, которые существуют в больших количествах, не стоят практически ничего — их цена начинается с трех центов. А вот за редкие просят несколько сотен долларов. Рекорд принадлежит предмету Special Golden Banana, который был продан 9 июня чуть больше чем за 1378 долларов. На момент публикации текста самый дорогой банан (более 700 долларов) на площадке — Crypticnana.

Компания Razer, которая занимается производством игровой техники и периферии (мыши, клавиатуры, наушники), заключила партнерство с разработчиками, создав линейку уникальных виртуальных бананов.

Banana не единственный кликер, появившийся в Steam за последние месяцы. Периодически в разделе трендов площадки можно заметить такие игры, как Tapple, где нужно нажимать на яблоко (18 тысяч игроков на пике), Cats с котиками (90 тысяч игроков), местную разновидность хомяка — Hamster (почти 18 тысяч игроков) и другие. Все они работают по одному принципу и не требуют от геймеров каких-то усилий.

Пользователи уже придумали способы, как зарабатывать виртуальные предметы с помощью сторонних программ и вообще не обращать внимания на игру. Чуть более изощренными способами пользуются игроки в Hamster Kombat. «Ведомости» пишут, что в июне спрос на перкуссионные массажеры вырос в России на 179% по сравнению с предыдущим месяцем. В карточках товаров указано, что эти устройства подходят для «быстрой прокачки» в популярном криптокликере.

Также, чтобы повысить свои шансы на получение редких предметов, пользователи создают десятки учетных записей. Все это ставит под сомнение реальную популярность подобных игр.

Создатели могут зарабатывать на кликерах десятки тысяч долларов. Пользователи подозревают их в мошенничестве, но продолжают играть

Вопрос жульничества в кликерах поднимают и сами игроки. Формально использование сторонних программ запрещено правилами платформы, но пока Steam никак на это не реагирует. Издание IGN отмечает, что компания Valve получает комиссию с каждой продажи на торговой площадке. В правилах прописано, что сейчас она составляет 5%, но не меньше 0,01 доллара. Также комиссию берут разработчики — конкретная сумма неизвестна, но журналисты предполагают, что она не сильно отличается от того, что берет Valve.

Цифры кажутся несерьезными, но нужно учитывать количество проданных предметов. В Steam можно посмотреть статистику сделок по часам. Журналисты подсчитали, что за один день, 18 июня, только на самом простом виртуальном банане разработчик и платформа могли заработать почти по 20 тысяч долларов. Всего таких предметов около сотни, включая и более дорогие, но большую часть дохода приносят именно самые простые, выставленные по минимальной цене.

Один из членов команды разработки под ником Hery признался изданию Polygon, что фактически Banana создает легальный способ генерировать бесконечные деньги. «Пользователи зарабатывают деньги с помощью бесплатной игры, продавая бесплатные виртуальные предметы», — сказал он. И в этом кроется главная причина популярности Banana. При этом Hery отказался раскрыть сумму, которую разработчики зарабатывают за счет комиссии.

Он также признал, что в Banana очень много ботов. По подсчетам разработчиков, в один из дней в июне, когда общее количество одновременно играющих пользователей составило 141 тысячу, лишь треть из них были реальными людьми. При этом они сообщили Valve о проблеме, но решилась ли она — не известно.

Издание IGN пишет, что технически Banana — не мошенничество. На этом настаивают и сами разработчики. Видеоблогер Jauwn также проверил игру на наличие вредоносного кода и не обнаружил ничего подозрительного. Banana не использует компьютеры пользователей для майнинга криптовалют или иных целей. Тем не менее журналисты не рекомендуют поддаваться всеобщему увлечению.

Подобные игры-кликеры стараются искусственно создать экономический пузырь, над которым у разработчиков есть полный контроль. Пока такие игры становятся мемами и набирают популярность благодаря этому, они не приносят вреда. Но когда пользователи потеряют к ним интерес, останется много людей, которые потратили деньги на редкие предметы и не успели их перепродать. Просто потому, что они никому не будут нужны.

Многие разработчики странных игр скрывают свою личность и не дают никаких гарантий дохода

В случае с кликерами, привязанными к криптовалюте, ситуация немного сложнее. Здесь разработчики заранее обещают пользователям некую выгоду, набирая за счет этого аудиторию. Теоретически этого уже достаточно, чтобы начать зарабатывать на подобных проектах. Например, можно продавать рекламу, размещая ее на собственных информационных ресурсах с миллионами игроков.

В большинстве случаев нет никаких гарантий, что пользователи реально смогут получить что-то в итоге. Пока сдержать обещания о выходе на криптобиржу удалось только проекту Notcoin, где нужно нажимать на монетку. Теперь его активно приводят в пример как косвенную гарантию будущего выхода на криптобиржу.

Создатель Notcoin Александр Плотвинов также оказался пока едва ли не единственным из разработчиков популярных кликеров, кто раскрыл свою личность. В большинстве случаев этого стараются не делать. Например, пока не совсем непонятно, кто отвечает за создание бота Major, в который пользователи уже вкладывают реальные деньги. 

Пользователь телеграма Roxman пишет, что разработкой бота занималась его команда. По его словам, они работали над этим проектом «пару недель». Даниил Марзаганов (в 2020 году он называл себя владельцем сети телеграм-каналов) в своем канале отмечал, что Roxman — «чувак из топовой команды разработчиков тг-ботов», создавший игру «Фабрика друзей». Непонятно, насколько близкое отношение создатель Major имеет непосредственно к разработчикам телеграма или Павлу Дурову.

Ключевые разработчики Banana известны только под своими никами — Pony, Sky и AestheticSpartan. Также журналисты Polygon пишут, что основные члены команды живут в разных странах и регионах, в том числе в Германии и Южной Америке. При этом одного разработчика — Theselions — уже исключили. Выяснилось, что в прошлом его уличили в создании мошеннических криптовалютных схем в Steam.

В случае с Hamster Kombat потребовалось целое расследование, чтобы установить личность его создателей. Источники The Bell подтвердили, что к запуску проекта причастен российский IT-предприниматель Эдуард Гуринович, основатель компаний CarPrice и CarMoney. Кроме того, среди бенефициаров есть и сам Telegram. Косвенно это подтверждается заинтересованностью в Hamster Kombat Павла Дурова. Недавно он сообщил, что на данный момент это самый быстрорастущий цифровой сервис в мире, и анонсировал скорый выпуск токена на блокчейн-платформе TON.

На данный момент у «хомяка» более 150 миллионов активных пользователей и 50 миллионов подписчиков в официальном телеграм-канале. Но при этом конкретных сроков выхода на криптобиржу сами создатели проекта не называют. Пока пользователи рассчитывают, что когда-нибудь им удастся конвертировать свои успехи в игре в реальные деньги, а внимание к проекту Павла Дурова лишь укрепляет их надежды.

Какие еще есть проекты на блокчейне в телеграме

В телеграме запустили сервис знакомств TON Dating. Без фейковых аккаунтов и ботов — и с возможностью зарабатывать криптовалюту (так обещают) Для женщин он бесплатный, а мужчинам придется заплатить за подписку почти шесть тысяч рублей

Какие еще есть проекты на блокчейне в телеграме

В телеграме запустили сервис знакомств TON Dating. Без фейковых аккаунтов и ботов — и с возможностью зарабатывать криптовалюту (так обещают) Для женщин он бесплатный, а мужчинам придется заплатить за подписку почти шесть тысяч рублей

«Медуза»

Фото на обложке: Richard Whiting / Getty Images